Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДЕВУШКИ В УНИФОРМЕ»
(Madchen in Uniform)

Германия, 1931, 90 мин., ч/б, «Deutsche Film-Gemeinschaft»
Режиссеры Леонтина Саган и Карл Фрелих по Кристе Уинсло, сценаристы Фридрих Дамманн и Колетт
В ролях Доротея Вик, Герта Тиле, Хеди Крилла, Эмилия Унда, Эрика Бибрах, Лене Бердольт, Эльзе Эхсер

В школу-интернат для девочек, дочерей прусских офицеров, поступает 14-летняя Мануэла фон Майнхардис. В школе царит военная дисциплина, и всеми делами железной рукой заправляет фрау директор, Фридрих Великий в юбке. Как и все остальные девочки, Мануэла влюбляется в свою учительницу, прекрасную фройляйн фон Бернбург, которая отчасти разделяет ее чувства. После постановки школьной пьесы Мануэла, будучи одета в костюм принца и пьяна от пунша, объявляет на всю школу о своей любви к фройляйн фон Бернбург. Фрау директор клеймит подобные чувства как греховные и намеревается исключить Мануэлу из школы…
События картины происходят в Пруссии в период перед Первой мировой войной. Четырнадцатилетнюю Мануэлу фон Майнхардис титулованная тетя привозит в Потсдам, в школу-пансионат для дочерей офицеров. Мать у Мануэлы умерла, отец-военный не в состоянии заботиться о ней, и тетя решают оставить племянницу на воспитание и обучение в учебном заведении со строгими порядками. Школа управляется властной и жесткой директрисой фройляйн фон Нордек цур Нидден. Чувствительная и эмоциональная Мануэла попадает в класс к фройляйн фон Бернбург. Фон Бернбург старается общаться с ученицами открыто и честно и является всеобщей любимицей. Новые подруги Мануэлы сразу предупреждают, чтобы она была осторожной и тоже не влюбилась в нее. Но первая же встреча с фон Бернбург повергает Мануэлу в смятение. Искреннее участие к Мануэле, тяжело переживающую смерть матери, еще больше привязывает девушку к учительнице. Сама преподавательница также выделяет Мануэлу среди остальных, хотя и старается никак это не проявлять. В школе царят суровые порядки и строгая дисциплина. Директриса стремится максимально урезать расходы, даже за счет питания воспитанниц, считая, что окружающая обстановка не располагает к излишествам. Они дочери солдат и, даст Господь, станут матерями солдат. Дисциплина-вот что им нужно, а не жизнь в роскоши. Когда сорочка Мануэлы разваливается на части и нет никакой возможности ее починить, фройляйн фон Бернбург отдает ей одну из своих. Мануэле с большим трудом удается удерживать свои чувства, она путается, отвечая уроки, и в беседе наедине признается преподавательнице в своей любви. Фон Бернбург пытается образумить ее и призывает держать эмоции под контролем. К катастрофе приводит случай. На празднике, посвященном дню рождения директрисы, силами воспитанниц ставится «Дон Карлос» Шиллера, Мануэла исполняет главную роль. Спектакль имеет успех, после него, на празднике, Мануэла напивается пунша и, потеряв контроль, во всеуслышание заявляет о любви между собой и фройляйн фон Бернбург. Разражается скандал. Директриса сажает Мануэлу в карцер и запрещает кому бы то ни было общаться с ней. Фон Бернбург вынуждена покинуть школу. Узнав, что любимая учительница оставляет ее навсегда, Мануэла едва не совершает самоубийство. Лишь стараниями подруг ее удается спасти. Понимая, какая могла случиться трагедия и каким несмываемым пятном легло бы самоубийство Мануэлы на школу, директриса испытывает сильное потрясение…
Рассматривается как первый фильм о лесбийской любви. Является культовым фильмом среди лесбиянок. Всеобщее признание фильма обусловлено удачной работой режиссера, которая смогла сочетать классицизм форм с предельной кинематографической утонченностью. Затрагиваемая тема зарождающейся подростковой чувствительности, решенная с подлинной деликатностью, еще долгие годы не найдет столь аккуратного воплощения, вплоть до «Реки» Ренуара. С «Девушек в униформе» начинает отсчет мода на школьные женские фильмы. Первый германский фильм, созданный кооперативным способом. Компания Deutsches Film Gemeinschaft была создана специально для этого проекта. Затраты по созданию картины распределялись между актерами и командой создателей. Прототипом Мануэлы фон Майнхардис для романа и пьесы послужила одна из одноклассниц Кристы Уинсло, с которой та училась вместе в Empress Augusta boarding school. Девушка действительно бросилась с лестницы. Она выжила, но хромала всю оставшуюся жизнь. Уже будучи взрослой, она присутствовала на премьере фильма. Первоначальный замысел предполагал, что Мануэла прыгнет с лестницы в конце фильма. Однако затем Карл Фрелих поменял решение, и Мануэлу спасают от самоубийства ученицы. Доротея Вик и Герта Тиле, сыгравшие учительницу и ученицу, родились в один и тот же год. На момент съемок им обеим было 23 года. В использовании новых звуковых средств Заган, ученица Макса Рейнхардта, была самым продвинутым режиссером предвоенной Германии. Не только аккуратное использование диалогов, но также применение звука как метафоры (например, звуки горна в начале и конце фильма), создание особой атмосферы, когда девушки перешептываются, обмениваясь секретами, перекликающийся звук имени Мануэлы в финальных сценах-все это подтверждает высказывание критика: Зигфрид Кракауэр также отметил работу Заган. Он обратил внимание на ее способность наделять кадры «символической силой света». Применение Заган теней не только создает глубину на плоском экране, но также способствует более точной передаче смысла и атмосферы. Кинематография Заган-прекрасный пример того, что Айснер называла «настроением»-игра света вызывала отклик в сердце. Решение освещения и показ лестницы в школы-примечательный пример работы Заган со светом. Стремящиеся вверх тени и глубина центральной части лестничного колодца символизируют напряжение, в котором живут девушки, в контрасте с ярко освещенными парадными ступенями главного холла, по которым ученицам запрещено подниматься. Заган также явилась первой, кто применил прием наложения крупных планов лиц двух персонажей для показа глубокой психологической связи, существующей между ними. Заган использует его, отображая моменты сильного притяжения между фройляйн фон Бернбург и Мануэлой. Тридцать лет спустя этот способ использовал Ингмар Бергман в фильме «Персона» для достижения аналогичного эффекта. В монтажном плане картина соединяет элементы повествовательного и ассоциативно-образного типов монтажа, которые дополняют друг друга и создают атмосферу, которая не могла бы быть достигнута применением лишь одного из них. Начало фильма показывает отдельные кадры Потсдама с каменными башнями, статуями, скульптурами воинов, чередующиеся показом шагающих строем девушек в униформе, вводя зрителя в атмосферу будущей истории-Пруссию в период перед Первой мировой войной. Дальнейший рассказ, ограниченный исключительно стенами школы, ведется повествовательным монтажом. Но периодически в него вновь вкрапляются статичные кадры милитаристского патриархального мира, окружающего место действия. Зрителю напоминают, что хотя школа-это женская обитель (в ней нет ни одного мужчины), но она находится в авторитарном мужском обществе. С помощью такой структуры монтажа получается создать в фильме замкнутый женский мир, отгороженный от внешнего мира. В интервью 1980-го года Герта Тиле (Мануэла фон Майнхардис) приписывает заслуги по созданию фильма мужской части съемочной группы: Карлу Фрелиху, Францу Ваймару. Заган, по ее мнению, слишком мало знала о том, как задумал фильм Карл Фрелих. В фильме нет ни одного персонажа мужского пола. Нацистский режим, пришедший к власти через два года после создания фильма, включил картину в список запрещенных. Впервые после выхода на экран фильм был показан широкой публике лишь в 1970-х годах. В 1977 году фильм показали по германскому телевидению. Картина повсеместно пользовалась огромным успехом. В Германии она считалась лучшим фильмом года. Успех сопутствовал фильму не только в Германии, но также по всей Европе, в США и даже в Японии. При выходе фильм был воспринят прессой как картина, рассматривающая проблемы юношеского периода, а также как протест против системы обучения, существовавшей в Пруссии. Тема лесбийских отношений не упоминалась. Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» видела в фильме «драму девушки, томящейся по нежности и сочувствию, которые противопоставляются суровой насильственной системе воспитания в закрытых школах». Постановка пьесы, на которой основан фильм, осуществлялась несколько раз с разными актерами. Герта Тиле, исполнившая роль Мануэлы фон Майнхардис в фильме, играла ее и на сцене. В одной из постановок роль фройляйн фон Бернбург играла массивная почти пятидесятилетняя женщина. В силу этого чувства между учительницей и ученицей не могли интерпретироваться иначе, как в русле «материнской симпатии». Однако в других постановках пьесы лесбийский мотив прорабатывался очень тщательно. Изменения, внесенные продюсером Карлом Фрелихом в сюжет фильма, были продиктованы его желанием обеспечить больший успех проекту. Название пьесы «Вчера и сегодня» он заменил на «Девушки в униформе», посчитав его более удачным. «Они будут думать, что там будет множество девушек в униформе, они будут прыгать и показывать свои ноги». По этой же причине вопрос об истинной природе взаимоотношений женщин он намеренно оставил открытым, чтобы фильм был приемлем для мужской аудитории. В настоящее время картина считается одним из самых известных германских фильмов ранней эры кинематографа, затрагивающих вопросы гомосексуальности.