Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МАСТЕР И МАРГАРИТА»
(Majstor i Margarita)

Югославия-Италия, 1972, 95 мин., «Dunav Film/Euro International Films»
Режиссер Александр Петрович по Михаилу Булгакову, сценаристы Амедео Пагани и Барбара Альберти
В ролях Уго Тоньяцци, Мимси Фармер, Ален Куни, Велимир Живойинович, Павле Вуисич, Таско Начич, Люба Тадич

Драматург Николай Максудов, которого за его творчество называют Мастером, присутствует на репетиции своей пьесы «Понтий Пилат». В ней он описал свое видение библейских событий и конфликта между Пилатом и Иешуа. Директор театра Римский, драматург Бобов, секретарь Союза пролетарских писателей Оскар Данилович оценивают спектакль. Римский отказывается ставить пьесу в театре. В зале появляется председатель Союза пролетарских писателей Берлиоз, который просит Максудова снять пьесу, но тот отказывается. Возмущенный решением критиков драматург отправляется в кафе, чтобы напиться. Там он встречает виденную ранее девушку, знакомится с ней и влюбляется. Оба отправляются на квартиру Максудова, где он рассказывает Маргарите о своей пьесе и встрече с сатаной. В Союзе пролетарских писателей Берлиоз в очередной раз предлагает драматургу отказаться от постановки, намекая, что фраза из пьесы «Всякая власть основана на силе» не приемлема в сложившихся политических условиях. Максудову предлагают отдохнуть в Ялте, но он отказывается. Дома драматурга ожидает влюбленная Маргарита, они говорят по душам и проводят совместный вечер. На квартиру приходит Оскар Данилович, настаивающий на поездке писателя в Ялту и угрожающий разбирательствами на пленарном заседании союза, но драматург в очередной раз отказывает и выгоняет секретаря. На обратном пути Оскар Данилович встречает Коровьева и Азазелло, которые переносят его голым в Ялту на берег моря под проливной дождь. На пленарном заседании разбирают дело Максудова, члены союза возмущены созданием пьесы, основанной на религиозных мифах и средневековых предрассудках. Драматург в ответ утверждает, что вправе писать свободно на любые темы. За эти слова писателя критикуют, и он понимает, что спектакль не будет поставлен. При встрече с Маргаритой Мастер сжигает рукопись пьесы. Максудов читает критические статьи в газетах на свою постановку, хотя ее премьера так и не состоялась. В возмущении он приходит в ресторан, где собираются литераторы и критики Союза пролетарских писателей, находит цензоров Лавровича и Латунского и дает им оплеухи газетой, а Берлиоза просит о личной встрече. В кафе во время разговора Берлиоз высказывает утверждение, что Иисуса никогда не существовало. В это время перед ними появляется профессор черной магии Воланд, который опровергает слова председателя, предсказывает ему смерть от отрезания головы и выгоняет вон. Берлиозу, поскользнувшемуся на масле, отрубает голову трамваем. Наблюдая за случившимся, Максудов понимает, что в этом замешен профессор Воланд, и пытается его догнать, но тот исчезает. Мастер приходит в ресторан и сообщает литераторам о смерти Берлиоза и появлении дьявола в городе, который будет забирать тех, кто ведет неправедную жизнь. Максудов пишет письмо Сталину о прекращении преследований и возможности писать или работать в театре. Маргарита, посетившая его, понимает в каком измотанном душевном состоянии находится Мастер и обещает ему остаться на следующий день навсегда. Но в ту же ночь драматурга выселяют, и в его квартире поселяется Бобов. Маргарита, не найдя писателя на прежнем месте, пытается выяснить в театре у Римского, где Максудов, но тот говорит, что не знает. Проходят похороны Берлиоза, за которым наблюдают Маргарита и Воланд. Профессор представляется и обещает, что влюбленные скоро встретятся. Максудов находится в психиатрической больнице, врачи подозревают у него шизофрению из-за разговоров о видении дьявола. Воланд и его свита убивают Бобова, чтобы освободить квартиру. Лаврович, пришедший на квартиру отдать рукопись пьесы, сталкивается с Воландом, который называет его трусом, предсказывает смерть от рака печени и выгоняет вон. Максудов кричит, что он не псих, и на него надевают смирительную рубашку. Вечером в театре должна состояться премьера «Понтия Пилата», но перед ней Воланд проводит сеанс черной магии. Во время данного действа разоблачается запрещенная законом покупка долларов Латунским и измена Аримана. Воланд, используя магию, помогает Максудову выйти из психбольницы. Сеанс магии продолжается дождем из новой импортной одежды, которую, по словам Коровьева, все получают бесплатно. Римский пытается остановить представление, и за вмешательство ему отрезают голову. Азазелло спрашивает у головы Римского, будет ли тот совершать глупости и делать доносы. Римский клянется, что не будет. У публики узнают, стоит ли пощадить Римского, и зрители спасают ему жизнь, проявляя сострадание. Хотя, по словам Воланда, люди делают это очень редко. Римскому возвращают голову на место и выгоняют из театра. В перерыве зрители выходят в фойе, с них пропадает одежда, полученная во время сеанса, люди мечутся по театру, выбегают на улицу, и их забирает приехавшая полиция. Максудов встречается в театре с Маргаритой и дарит ей красную розу. Они смотрят «Понтия Пилата». Воланд говорит, что читал пьесу, но не может ее полностью одобрить и дарит им фалернское вино, которое когда-то пил Понтий Пилат, в знак того, чтобы Мастер и Маргарита, выпив вино, обрели покой. Мастер умирает в психиатрической больнице…
Прочитав книгу «Мастер и Маргарита», Петрович «был очарован ее красотой и драматургическими возможностями, которые она открывала», и «решил построить на ней свой будущий фильм». Но он не хотел снимать подробную экранизацию романа, а только вдохновился им. Также Петрович обратился к «Театральному роману» Булгакова и фактам его жизни, чтобы показать «страдания писателя, с негласного одобрения властей уничтожаемого критикой».
Анонсировав в феврале 1970 года съемки фильма, Петрович так же, как и для картины «Скоро будет конец света», хотел получить финансирование из Франции. Продюсером картины стал представитель семьи Мишлен. Предполагалось, что роль Мастера сыграет Мишель Пикколи, а Маргариты-Роми Шнайдер. Петрович намеривался провести съемки в Югославии и пригласить к сотрудничеству югославскую киностудию, но сложившаяся в киноиндустрии страны плачевная ситуация не позволила организовать производство. В начале 1971 года французский продюсер принял решение выйти из проекта. К проекту решили присоединиться независимые итальянские кинопродюсеры Джорджио Папи и Арриго Коломбо. Также Петрович пригласил к работе над фильмом своего старого друга и партнера Викко Распора, который стал сопродюсером картины и организовал кинопроизводство в Югославии. В Италии Петрович совместно со сценаристами Барбарой Альберти и Амадео Пагани переработал сценарий. В итоге были созданы две версии фильма на итальянском и сербско-хорватском языках. Петрович планировал начать съемки в конце 1971 года, но потерпел неудачу: актер Джан Мария Волонте, приглашенный на роль Мастера, отказался участвовать в картине по политическим мотивам, и его заменил Уго Тоньяцци. Роль Маргариты досталась американской актрисе Мимси Фармер, а Профессора Воланда сыграл французский актер Ален Кюни. Съемки фильма прошли в 1972 году. Главной музыкальной темой итальянской версии фильма является саундтрек Эннио Морриконе «The Encounter». Композитор не встречался с режиссером Петровичем перед написанием музыки и не читал роман, но, со слов Морриконе, «создавая музыкальную тему для фильма, он руководствовался мыслью о том, что в ней должно быть лирическое начало, сила и вдохновение». В сербской версии картины саундтрек Эннио Морриконе заменен на мелодию «Уральской рябинушки», исполненной на балалайке. Петрович несколько раз в течение всего фильма обращается к православным литургиям и колокольному звону. В картине звучат несколько русских песен: «Уральская рябинушка» (в исполнении хора), «Несокрушимая и легендарная» (в исполнении хора), «Признайся мне» (поет Петр Лещенко), «Мужские страдания» (музыка Г. Векшина, слова А. Скоромыкина), «Песенка про черного кота» (исполняет Булат Окуджава). В конце фильма несколько раз звучит «Выходной марш» из картины «Цирк» композитора Исаака Дунаевского. Сопродюсер фильма, киностудия «Дунай фильм», после двух дней показа в Белграде, когда картину уже посмотрели двадцать пять тысяч зрителей, принял решение снять его с проката. По мнению Петровича, данный случай является «чудовищным примером манипулирования политическими обстоятельствами». При этом фильм получил 5 наград на Кинофестивале в Пуле в 1972 году, в том числе Grand Golden Arena, и был назван профессиональными критиками фильмом года. Однако в контексте дела картины «Пластиковый Иисус» (снят Лазарем Стояновичем и показан в 1971 году) Александра Петровича обвиняли в антикоммунистическом произведении. В отношении «Мастера и Маргариты» не выносилось судебного запрета, потому что такое решение могло повредить репутации Югославии за рубежом. В кампании по запрету картины участвовали Городской комитет Белграда, режиссеры Пурис Джорджевич, Жика Митрович, Драгован Йованович. В течение трех или четырех лет имя Петровича не упоминалось в СМИ. Его фильмы не показывались, а три картины были исключены из списка показов победителей Кинофестиваля в Пуле. Петровичу перестали предлагать съемки, и тогда в 1976 году он уехал в Западную Германию и снял «Групповой портрет с дамой». В 1982 году Александр Петрович поставил «Мастера и Маргариту» для Национального театра, используя главы из романа, посвященные Понтию Пилату, а рассказ о визите Воланда в Москву был представлен вставками фрагментов из фильма. Роль Пилата в инсценировке сыграл Цига Джеринич. Пьеса, по словам Петровича, была неправильно понята критиками и не получила ожидаемого приема. После премьеры Петар Волк написал в «Иллюстрированной политике»: «У режиссера, очевидно, нет настоящих театральных страстей, и он все это делает неправильно, потому что кинотеатр «Jadran» находится через дорогу и несправедливо относить спектакль и к кино, и к театру». Александр Петрович счел такую критику крайне неуместной и ответил, что Петар Волк принимал участие в удушении кинематографа 1960-х годов, и в том числе благодаря этому он не может показать свой фильм в кинотеатре «Jadran». Как утверждали критики, театральная пьеса явилась бунтом Александра Петровича против запрета фильма.