Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Драматург Николай Максудов, которого за его творчество называют
Мастером, присутствует на репетиции своей пьесы «Понтий Пилат». В ней он
описал свое видение библейских событий и конфликта между Пилатом и Иешуа.
Директор театра Римский, драматург Бобов, секретарь Союза пролетарских писателей
Оскар Данилович оценивают спектакль. Римский отказывается ставить пьесу
в театре. В зале появляется председатель Союза пролетарских писателей Берлиоз,
который просит Максудова снять пьесу, но тот отказывается. Возмущенный решением
критиков драматург отправляется в кафе, чтобы напиться. Там он встречает
виденную ранее девушку, знакомится с ней и влюбляется. Оба отправляются
на квартиру Максудова, где он рассказывает Маргарите о своей пьесе и встрече
с сатаной. В Союзе пролетарских писателей Берлиоз в очередной раз предлагает
драматургу отказаться от постановки, намекая, что фраза из пьесы «Всякая
власть основана на силе» не приемлема в сложившихся политических условиях.
Максудову предлагают отдохнуть в Ялте, но он отказывается. Дома драматурга
ожидает влюбленная Маргарита, они говорят по душам и проводят совместный
вечер. На квартиру приходит Оскар Данилович, настаивающий на поездке писателя
в Ялту и угрожающий разбирательствами на пленарном заседании союза, но драматург
в очередной раз отказывает и выгоняет секретаря. На обратном пути Оскар
Данилович встречает Коровьева и Азазелло, которые переносят его голым в
Ялту на берег моря под проливной дождь. На пленарном заседании разбирают
дело Максудова, члены союза возмущены созданием пьесы, основанной на религиозных
мифах и средневековых предрассудках. Драматург в ответ утверждает, что вправе
писать свободно на любые темы. За эти слова писателя критикуют, и он понимает,
что спектакль не будет поставлен. При встрече с Маргаритой Мастер сжигает
рукопись пьесы. Максудов читает критические статьи в газетах на свою постановку,
хотя ее премьера так и не состоялась. В возмущении он приходит в ресторан,
где собираются литераторы и критики Союза пролетарских писателей, находит
цензоров Лавровича и Латунского и дает им оплеухи газетой, а Берлиоза просит
о личной встрече. В кафе во время разговора Берлиоз высказывает утверждение,
что Иисуса никогда не существовало. В это время перед ними появляется профессор
черной магии Воланд, который опровергает слова председателя, предсказывает
ему смерть от отрезания головы и выгоняет вон. Берлиозу, поскользнувшемуся
на масле, отрубает голову трамваем. Наблюдая за случившимся, Максудов понимает,
что в этом замешен профессор Воланд, и пытается его догнать, но тот исчезает.
Мастер приходит в ресторан и сообщает литераторам о смерти Берлиоза и появлении
дьявола в городе, который будет забирать тех, кто ведет неправедную жизнь.
Максудов пишет письмо Сталину о прекращении преследований и возможности
писать или работать в театре. Маргарита, посетившая его, понимает в каком
измотанном душевном состоянии находится Мастер и обещает ему остаться на
следующий день навсегда. Но в ту же ночь драматурга выселяют, и в его квартире
поселяется Бобов. Маргарита, не найдя писателя на прежнем месте, пытается
выяснить в театре у Римского, где Максудов, но тот говорит, что не знает.
Проходят похороны Берлиоза, за которым наблюдают Маргарита и Воланд. Профессор
представляется и обещает, что влюбленные скоро встретятся. Максудов находится
в психиатрической больнице, врачи подозревают у него шизофрению из-за разговоров
о видении дьявола. Воланд и его свита убивают Бобова, чтобы освободить квартиру.
Лаврович, пришедший на квартиру отдать рукопись пьесы, сталкивается с Воландом,
который называет его трусом, предсказывает смерть от рака печени и выгоняет
вон. Максудов кричит, что он не псих, и на него надевают смирительную рубашку.
Вечером в театре должна состояться премьера «Понтия Пилата», но перед ней
Воланд проводит сеанс черной магии. Во время данного действа разоблачается
запрещенная законом покупка долларов Латунским и измена Аримана. Воланд,
используя магию, помогает Максудову выйти из психбольницы. Сеанс магии продолжается
дождем из новой импортной одежды, которую, по словам Коровьева, все получают
бесплатно. Римский пытается остановить представление, и за вмешательство
ему отрезают голову. Азазелло спрашивает у головы Римского, будет ли тот
совершать глупости и делать доносы. Римский клянется, что не будет. У публики
узнают, стоит ли пощадить Римского, и зрители спасают ему жизнь, проявляя
сострадание. Хотя, по словам Воланда, люди делают это очень редко. Римскому
возвращают голову на место и выгоняют из театра. В перерыве зрители выходят
в фойе, с них пропадает одежда, полученная во время сеанса, люди мечутся
по театру, выбегают на улицу, и их забирает приехавшая полиция. Максудов
встречается в театре с Маргаритой и дарит ей красную розу. Они смотрят «Понтия
Пилата». Воланд говорит, что читал пьесу, но не может ее полностью одобрить
и дарит им фалернское вино, которое когда-то пил Понтий Пилат, в знак того,
чтобы Мастер и Маргарита, выпив вино, обрели покой. Мастер умирает в психиатрической
больнице…
Прочитав книгу «Мастер и Маргарита», Петрович «был очарован ее красотой
и драматургическими возможностями, которые она открывала», и «решил построить
на ней свой будущий фильм». Но он не хотел снимать подробную экранизацию
романа, а только вдохновился им. Также Петрович обратился к «Театральному
роману» Булгакова и фактам его жизни, чтобы показать «страдания писателя,
с негласного одобрения властей уничтожаемого критикой».
Анонсировав в феврале 1970 года съемки фильма, Петрович так же, как и для
картины «Скоро будет конец света», хотел получить финансирование из Франции.
Продюсером картины стал представитель семьи Мишлен. Предполагалось, что
роль Мастера сыграет Мишель Пикколи, а Маргариты-Роми Шнайдер. Петрович
намеривался провести съемки в Югославии и пригласить к сотрудничеству югославскую
киностудию, но сложившаяся в киноиндустрии страны плачевная ситуация не
позволила организовать производство. В начале 1971 года французский продюсер
принял решение выйти из проекта. К проекту решили присоединиться независимые
итальянские кинопродюсеры Джорджио Папи и Арриго Коломбо. Также Петрович
пригласил к работе над фильмом своего старого друга и партнера Викко Распора,
который стал сопродюсером картины и организовал кинопроизводство в Югославии.
В Италии Петрович совместно со сценаристами Барбарой Альберти и Амадео Пагани
переработал сценарий. В итоге были созданы две версии фильма на итальянском
и сербско-хорватском языках. Петрович планировал начать съемки в конце 1971
года, но потерпел неудачу: актер Джан Мария Волонте, приглашенный на роль
Мастера, отказался участвовать в картине по политическим мотивам, и его
заменил Уго Тоньяцци. Роль Маргариты досталась американской актрисе Мимси
Фармер, а Профессора Воланда сыграл французский актер Ален Кюни. Съемки
фильма прошли в 1972 году. Главной музыкальной темой итальянской версии
фильма является саундтрек Эннио Морриконе «The Encounter». Композитор не
встречался с режиссером Петровичем перед написанием музыки и не читал роман,
но, со слов Морриконе, «создавая музыкальную тему для фильма, он руководствовался
мыслью о том, что в ней должно быть лирическое начало, сила и вдохновение».
В сербской версии картины саундтрек Эннио Морриконе заменен на мелодию «Уральской
рябинушки», исполненной на балалайке. Петрович несколько раз в течение всего
фильма обращается к православным литургиям и колокольному звону. В картине
звучат несколько русских песен: «Уральская рябинушка» (в исполнении хора),
«Несокрушимая и легендарная» (в исполнении хора), «Признайся мне» (поет
Петр Лещенко), «Мужские страдания» (музыка Г. Векшина, слова А. Скоромыкина),
«Песенка про черного кота» (исполняет Булат Окуджава). В конце фильма несколько
раз звучит «Выходной марш» из картины «Цирк» композитора Исаака Дунаевского.
Сопродюсер фильма, киностудия «Дунай фильм», после двух дней показа в Белграде,
когда картину уже посмотрели двадцать пять тысяч зрителей, принял решение
снять его с проката. По мнению Петровича, данный случай является «чудовищным
примером манипулирования политическими обстоятельствами». При этом фильм
получил 5 наград на Кинофестивале в Пуле в 1972 году, в том числе Grand
Golden Arena, и был назван профессиональными критиками фильмом года. Однако
в контексте дела картины «Пластиковый Иисус» (снят Лазарем Стояновичем и
показан в 1971 году) Александра Петровича обвиняли в антикоммунистическом
произведении. В отношении «Мастера и Маргариты» не выносилось судебного
запрета, потому что такое решение могло повредить репутации Югославии за
рубежом. В кампании по запрету картины участвовали Городской комитет Белграда,
режиссеры Пурис Джорджевич, Жика Митрович, Драгован Йованович. В течение
трех или четырех лет имя Петровича не упоминалось в СМИ. Его фильмы не показывались,
а три картины были исключены из списка показов победителей Кинофестиваля
в Пуле. Петровичу перестали предлагать съемки, и тогда в 1976 году он уехал
в Западную Германию и снял «Групповой портрет с дамой». В 1982 году Александр
Петрович поставил «Мастера и Маргариту» для Национального театра, используя
главы из романа, посвященные Понтию Пилату, а рассказ о визите Воланда в
Москву был представлен вставками фрагментов из фильма. Роль Пилата в инсценировке
сыграл Цига Джеринич. Пьеса, по словам Петровича, была неправильно понята
критиками и не получила ожидаемого приема. После премьеры Петар Волк написал
в «Иллюстрированной политике»: «У режиссера, очевидно, нет настоящих театральных
страстей, и он все это делает неправильно, потому что кинотеатр «Jadran»
находится через дорогу и несправедливо относить спектакль и к кино, и к
театру». Александр Петрович счел такую критику крайне неуместной и ответил,
что Петар Волк принимал участие в удушении кинематографа 1960-х годов, и
в том числе благодаря этому он не может показать свой фильм в кинотеатре
«Jadran». Как утверждали критики, театральная пьеса явилась бунтом Александра
Петровича против запрета фильма.