Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МАГ: УДИВИТЕЛЬНАЯ ЖИЗНЬ И РАБОТА ОРСОНА УЭЛЛСА»
(Magician: The Astonishing Life and Work of Orson Welles)

США, 2014, 91 мин., «Cohen Welles Project/Calliope Films/Wheelhouse Creative»
Режиссер Чак Уоркман, сценаристы Саймон Кэллоу и Кристофер Уэллс
В ролях Орсон Уэллс, Саймон Кэллоу, Кристофер Уэллс, Джоан Хилл Стайлз, Норман Ллойд, Рут Форд, Норман Корвин

Джордж Орсон Уэллс (1915-1985)-американский кинорежиссер, актер, сценарист, который работал в театре, на радио и в кино. Его фильмы отмечены изобретательностью в технических решениях. Наиболее примечательные картины режиссера-«Гражданин Кейн», «Печать зла», «Процесс» и «Леди из Шанхая». Уэллс занимает 16-ю строку в списке Американского института киноискусства среди величайших мужчин-легенд экрана классического голливудского кино. В 2002 году Уэллс был признан величайшим режиссером всех времен в двух опросах Британского института кино среди режиссеров и критиков, а исследование, основанное на мнениях критиков, списках лучших режиссеров и исторических ретроспективах, признало его самым известным режиссером в истории кино.
Будущий американский кинорежиссер родился 6 мая 1915 года в городе Кеноша, расположенном на юго-западном берегу озера Мичиган. Родители не имели к кинематографу никакого отношения: отец, Ричард Хед, был изобретателем-самоучкой, а мать, Беатриса Айвз-известной в светских кругах пианисткой. С детства Орсон отличался выдающимися, многогранными способностями. Уже в десять лет он принимал участие в школьных спектаклях, а также активно содействовал театральной жизни за сценой (мастерил и разрисовывал декорации, руководил репетициями). Помимо этого, парень был отличным музыкантом, фокусником, а в знании пьес Шекспира едва ли кто-то из сверстников мог бы с ним соперничать. При этом он серьезно занимался живописью и в 1931 году отправился в Ирландию на этюды. После приобретения осла и повозки шестнадцатилетний Орсон остался практически без средств к существованию и некоторое время ночевал под этой повозкой. С наступлением холодов от такого образа жизни пришлось отказаться. Уэллс уезжает в Дублин, где тратит последние деньги на билет в театр «Гейт». Оказалось, однако, что тем самым он вытянул счастливый билет: на спектакле будущий режиссер встречает своего однокашника, который знакомит его с директором театра. Оценив талант юноши, тот предлагает Орсону первую в его жизни роль в профессиональном театре. После Ирландии Орсон уезжает дальше, в Испанию. Там юноша пробует себя в писательском ремесле-пишет детективы и очерки. В последующие годы Уэллс возвращается в Америку. С помощью близкого друга и соратника, писателя Торнтона Уайлдера он устраивается актером в передвижную театральную труппу. А 14 апреля 1936 года в гарлемском театре «Лафайет» состоялась премьера спектакля «Макбет» в постановке Орсона Уэллса. Эта его режиссерская работа ознаменовалась громким скандалом и вызвала неоднозначные отзывы критиков и зрителей. Во время работы в театре Орсон Уэллс познакомился с актрисой Вирджинией Николсон, они поженились в 1934 году. После ряда постановок, в том числе нашумевшего спектакля по шекспировскому «Юлию Цезарю», который поразил публику и критиков новаторским подходом, и легендарной радиопостановки по роману Герберта Уэллса «Война миров» к молодому режиссеру проявил интерес Голливуд, где Уэллс настоял на контракте, предоставляющем ему творческую свободу. Однако его работы вызвали тут неодобрение. В конце 1947 года Уэллс покинул Голливуд и обосновался в Европе, как он выразился, «ради свободы», но позже неоднократно возвращался в Соединенные Штаты. Первую свою роль в Европе Орсон Уэллс сыграл в американо-итальянском фильме «Черная магия». Фильм вышел в прокат в 1949 году. С 1970-х годов Орсон Уэллс активно продолжал свою карьеру актера, а также продолжал писать сценарии и снял два документальных фильма по своим прошлым работам. В 1975 году Уэллс был удостоен премии Американского киноинститута «За выдающиеся заслуги в кинематографе». В 1979 году Орсон Уэллс попытался создать свое шоу и даже снял пилотный выпуск «Шоу Орсона Уэллса», но передача на телевидении не прошла. В конце 1970-х годов Орсон снялся в серии реклам винной продукции. В 1982 году он принял участие в программе «Чтобы Польша была Польшей», чтобы выразить поддержку «Солидарности». Уэллс продолжал сниматься до 1985 года. 10 октября 1985 года Уэллс дал свое последнее интервью на шоу Мерва Гриффина. Через два часа он скончался от сердечного приступа в своем доме в Голливуде в возрасте семидесяти лет. Останки Орсона Уэллса были кремированы, а пепел захоронен в имении Эль-Рекрео (в испанской Ронде), принадлежавшем его давнему знакомому, тореадору Антонио Ордоньесу. Весной 1946 года Уэллс ставит на музыкальной сцене свою версию «Вокруг света за 80 дней», которую в 1956 году экранизирует режиссер Майкл Андерсон с Дэвидом Нивеном в главной роли. Затем Уэллс приступил к созданию двух новых радиопостановок «The Mercury Summer Theatre» для компании CBS и «Orson Welles Commentaries» для ABC. Их нашумевший радиоспектакль по роману Г. Уэллса «Война миров», выдержанный в стиле радиорепортажей, вызвал панику среди слушателей, заставив часть аудитории поверить в реальность вторжения марсиан. «Orson Welles Commentaries» представляла политические комментарии событий в радиоэфире. В 1935 году Орсон Уэллс снял первый любительский фильм «Сердца эпохи». В фильме снялся сам Уэллс и его жена. В 1938 году Орсон Уэллс снял немой художественный фильм-буффонаду «Слишком много Джонсона»-три киноновеллы, предназначенные для показа во время театральной постановки одноименной комедии. После провала премьеры спектакля Уэллс отказался от завершения фильма и положил его на полку. Долгое время считалось, что в 1970 году фильм безвозвратно погиб при пожаре в доме режиссера, но в 2008 году позитив фильма был обнаружен в Италии, а затем восстановлен американскими и голландскими реставраторами. В 2000 году Американский киноинститут обнародовал список ста лучших американских фильмов, в котором «Гражданин Кейн» занял первое место. Второй фильм Орсона Уэллса, «Великолепные Эмберсоны», беспощадно порезанный продюсерами и отчасти даже переснятый, шедевром вне времени не стал, но оставил неизменно узнаваемый стиль Орсона Уэллса, неподвластный никаким студийным ограничениям. Фильм был поставлен для компании «RKO» в 1942 году и рассказывал историю юного Джорджа Эмберсона, которому после смерти отца достались огромные деньги. Фильм номинировался на премию «Оскар» 1943 года в четырех категориях, но не получил ни одной статуэтки. После роли в «Великолепных Эмберсонах» Орсона Уэллса в 1943 году пригласили исполнить одну из ролей в фильме «Путешествие в страх». Именно эта роль стала отправной точкой карьеры молодого актера. Третий и последний фильм, созданный Уэллсом для «RKO», вышел в 1946 году. Орсон Уэллс согласился на некоторые уступки компании «RKO», фильм носил название «Чужестранец» и рассказывал о военных преступниках Второй мировой войны после ее окончания. Действие фильма происходит в 1946 году. Мистер Уилсон, член Комиссии по военным преступлениям, охотится за нацистским преступником Францем Киндлером, который приехал в США и живет в Коннектикуте. Получив документы на имя Чарльза Рэнкина, Киндлер находит работу в университете и женится на Мэри Лонгстрит, дочери члена Верховного суда Адама Лонгстрита. Уилсон должен убедить жену Рэнкина, что ее муж-военный преступник. Несмотря на то, что «Чужестранец» принес прибыль в прокате, срок договора Уэллса и «RKO» истек и не был продлен. Художественный фильм «Леди из Шанхая», съемки которого начались в конце 1946 и окончились в 1947 году, вышел на экраны США 9 июня 1948 года. В одной из главных ролей Уэллс снял свою вторую жену-Риту Хейворт. «Леди из Шанхая» стала первой работой молодого режиссера для студии Columbia Pictures. Большинство сцен фильма были сняты в Акапулько и в Сан-Франциско. После первого редактирования фильма Уэллс утвердил саундтрек и подготовил фильм к показу. После релиза фильм имел грандиозный успех в Европе, но провалился в США, хотя позже большинство американских критиков признали «Леди из Шанхая» одним из лучших фильмов Орсона Уэллса. После «Леди из Шанхая» Уэллс решил поставить фильм о французском серийном убийце Анри Ландрю. На главную роль он решил пригласить английского актера и режиссера Чарльза Чаплина. Но Чаплин заявил, что фильмы со своим участием всегда ставит сам-без всяких исключений. Он выкупил сценарий и основательно переделал его, оставив Уэллса как автора идеи. Фильм «Месье Верду» режиссера Чаплина вышел в 1947 году. В 1948 году Орсон Уэллс был утвержден компанией Republic Pictures как режиссер картины «Макбет». Фильм больше был похож на театральную постановку, из-за небольшого бюджета в фильме использовались декорации из картона и папье-маше. Republic Pictures не была озабочена саундтреком к фильму, и Уэллс, взяв инициативу в свои руки, отправился в Европу для изменения и перезаписи звуковых дорожек. Вскоре Уэллс вернулся в Америку, где отредактировал и урезал пленку по просьбе Republic Pictures. В конце 1970-х годов была выпущена полная версия фильма. В 1966 году Уэллс после переезда во Францию снимает для французского телевидения фильм «Бессмертная история», поставленный по одноименному рассказу Карен Бликсен. В 1968 году была завершена работа над часовым фильмом, который после первого показа обрел популярность среди французской публики. Этот свой последний полнометражный фильм Уэллс выпустил в 1975 году. Над ним Уэллс трудился в перерывах между работой над другими фильмами. Картина представляла собой псевдодокументальную ленту и являлась одновременно автобиографией и ироническим исследованием всевозможнейших проявлений феномена фальсификации. В процессе съемок фильма «Ф как Фальшивка» Уэллс использовал настоящий документальный фильм об Элмире де Хори (крупнейшем мастере художественной подделки) заново смонтировав материал, сделав многозначительные стоп-кадры и мимические диалоги. Уэллс сыграл себя. Сидя за монтажным столом или в компании друзей, он не прекращал свой монолог. Получился своеобразный синтез художественного и документального фильма с открытой нарративной структурой, которая состояла из концентрических кругов, вращающихся вокруг темы фальсификации. После окончания фильма «Гражданин Кейн» режиссер планировал создать экранизацию жизни Христа, где он сам должен был играть Иисуса. За фильм «Дон Кихот» режиссер пытался взяться несколько раз, начиная с середины 1950-х. Он планировал перенести действие картины в современность, однако он так и не смог найти достаточно средств, чтобы закончить фильм. После работы во Франции, в 1967 году Орсон Уэллс приступил к съемкам фильма «Глубина» по новелле Чарлза Уилльямса «Мертвый омут». Но работа над фильмом была остановлена после смерти Лоуренса Харви, исполнителя одной из ключевых ролей, задолго до конца съемок. Позже сохранившиеся материалы фильма были отредактированы и показаны Мюнхенским киномузеем. По возвращении в США Уэллс начинает снимать свой новый фильм «Другая сторона ветра», сценарий для которого был написан в конце 1960-х годов. В 1972 году сам Уэллс объявил, что работа над фильмом завершена примерно на 96 %. Но проект не был завершен, и премьера фильма не состоялась. С 1980 по 1982 годы Уэллс снимает фильм «Мечтатели», сценарий фильма был основан на двух новеллах Карен Бликсен, но проект так и не был завершен. В период с 1982 по 1983 Уэллс записал свой голос для хэви-метал-рок-группы Manowar. Уэллс подарил свой голос короткому телесериалу «Сцены преступления» и герою телесериала «Частный детектив Магнум». Его последней ролью в кино стало появление в телесериале «Детективное агентство Лунный свет»» и озвучивание Юникрона в мультфильме «Трансформеры». Характерным для творчества Уэллса является частое использование зеркальных отражений и теней. «Я хочу представить вам фильм о мошенничестве, о фальсификации, о лжи. Любая история, будь она рассказана на рынке, у камина или в кино, почти наверняка лжива, но обещаю вам, что на этот раз все будет иначе. Все, что вы услышите от нас в течение следующего часа, будет правдой, основанной на проверенных фактах»-о фильме «Ф как Фальшивка». «Уже в «Гражданине Кейне», но еще с большей силой в последующих картинах Орсона Уэллса выражено его чрезвычайно личное, открытое и благородное видение мира»-Франсуа Трюффо. «Орсон Уэллс, этот капризный гений, везде соблюдает личный интерес и прямо говорит нам следующее: прошу прощения за то, что я негодяй; моей вины нет в том, что я гений; я умираю, любите меня»-Франсуа Трюффо. В 2018 году производное прилагательное от фамилии режиссера Wellesian было включено в Оксфордский словарь английского языка. Бюджет фильма составил 800 тысяч долларов.