Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ВИДЕЛ БУДУЩЕЕ»
(The Man Who Saw Tomorrow)

США, 1981, 90 мин., «David L. Wolper Productions»
Режиссер исценарист Роберт Гуннет, сценарист Хопгуд
В ролях Орсон Уэллс, Рэй Ласка, Филипп Л. Кларк, Рой Эдмондс, Ричард Баттлер, Рэй Чабб, Брасс Адамс, Тор Нильсен

Этот фильм освещает многие из предсказаний Нострадамуса в том виде, в котором они были интерпретированы учеными, переводившими его работы. В фильме рассматриваются некоторые возможности доказательств предсказательной способности Нострадамуса, хотя, как и ранее, полностью не удается подтвердить его способность в предвидении будущего. Последняя часть фильма описывает довольно смутные предсказания Нострадамуса, относящиеся к современной цивилизации (XVIII-XX века). В фильме использованы различные документальные кадры, хроника произошедших событий, интервью многих экспертов…
Мишель де Нотрдам, известный также как Нострадамус (1503-1566)-французский врач-фармацевт, писатель, поэт, астролог и алхимик, знаменитый своими пророчествами. Мишель де Нотрдам родился 14 декабря 1503 года в городке Сен-Реми-де-Прованс в семье евреев-сефардов (которые в результате гонений переселились во Францию с Пиренейского полуострова), обращенных в католичество в XV веке. Семейная легенда, пересказанная Сезаром де Нострдамом в «Хронике Прованса», гласит, что предки предсказателя служили лекарями при дворах герцогов Калабрийских, в частности, Рене Доброго. Однако, исходя из имеющихся фактов, можно лишь утверждать, что они были достаточно образованными и зажиточными людьми. Отец будущего предсказателя, Жом де Газоне (приняв крещение, поменял фамилию на католическую Нотрдам) (1470-1547) был нотариусом, дедушка Ги Гассоне (1430-1484) торговал зерном и работал нотариусом в Авиньоне, в 1455 принял христианство и имя Пьер де Нотрдам. Мать-Рене де Сен-Реми, дочь Жана де Сен-Реми. Прадеды со стороны матери: Пьер де Сен-Мари и Жан де Сен-Реми были врачами в Арле и Сен-Реми. Хотя светские власти Франции мягко относились к крещеным евреям, простонародье всегда подозревало их в тайном неверии в Иисуса Христа. Духовная власть над умами и сердцами французов принадлежала Римско-католической церкви, с благословения которой в то время чинились гонения на евреев в некоторых странах. Это побуждало последних жить в относительно изолированных общинах, сохраняя свою культуру, традиции и обычаи. В 1502 вся семья: оба деда, отец и мать перешли в католицизм под угрозой запрета на профессию. Раннее детство Мишеля де Нотрдама прошло с прадедом по матери Жаном де Сен-Реми, который якобы учил его латыни, греческому, ивриту, математике и астрологии. После 1504 года о его прадеде ничего не известно. Брат-Жан де Нотрдам, один из авторов (второй-Сезар де Нотрдам, сын Мишеля) «Хроники Прованса». В 1518 году 14-летний Мишель де Нотрдам отправляется на учебу в Авиньонский университет, где учится так называемому тривиуму-грамматике, риторике и логике, а позднее квадривиуму-геометрии, арифметике, музыке и астрологии. В 1519 году в городе разразилась чума, а Мишель был отчислен. Затем самостоятельно решил стать врачом и найти способ лечения чумы. Но он так и не нашел решения. О последующих восьми годах его жизни нам известно лишь из его собственной фразы в кулинарно-косметической книжечке, согласно которой эти годы прошли в непрерывных путешествиях с целью «узнать и выучить источники и происхождение растений и иных простейших веществ, касающиеся вершины медицинской науки». В 1529 году официальная биография будущего предсказателя продолжается: он поступает на медицинский факультет университета Монпелье. По причине резких высказываний об учителях и увлечения запрещенной фармацевтикой его тут же едва не исключили из университета. Однако конфликт удалось уладить, и в 1534 году Мишель получил докторскую степень. С этого момента его фамилия пишется на латинский манер: «Nostradamus». В том же 1534 году он снова отправляется в странствия, в ходе которых знакомится с известным ученым Жюлем Сезаром Скалигером. Дальше данное знакомство с Скалигером сильно повлияло на мировоззрение Нострадамуса. Вероятно по предложению Скалигера в 1536 году Нострадамус обосновался в Ажене. Вскоре в его жизни начинается черная полоса. В 1537 году от чумы в Ажене погибают жена и дети, в 1538 году его допрашивает инквизиция по причине якобы имевших место нелестных высказываний о статуе Девы Марии, и в том же году по неясным причинам возникает смертельная ссора Нострадамуса со Скалигером. Нострадамус покидает Ажен. От Скалигера он получит впоследствии несколько ядовитых антисемитских эпиграмм, в которых тот намекает на скрытое иудейство Нострадамуса. Но младший сын Нострадамуса будет назван Сезаром — возможно в честь Скалигера. Следующие несколько лет Нострадамус проводит в странствиях по Италии и Германии. В 1544 году возобновляет врачебную практику в Марселе, а в 1546 году борется с чумой на юго-востоке Франции в Экс-ан-Провансе. За врачебную деятельность парламентом Экс-ан-Прованса ему была пожалована пожизненная пенсия. Существуют легенды о чудодейственной силе созданных им лекарств, однако дошедшие до наших дней рецепты не выходят за рамки традиционной медицины XVI века. 11 ноября 1547 года Нострадамус женился на Анне Понсард Жемелье, и от этого брака родится впоследствии шесть детей: Сезар (1554), Магдалина (1551), Андре (1557), Анна (1558), Диана (1561), Шарль. Сезар был широко образованным человеком, писателем и художником, среди его близких друзей были придворные художники Франсуа Кенель и Косм Дюмустье. В 1555 году Нострадамус опубликовал свой первый астрологический альманах, и в том же году в Лионе выходит в свет первое издание Центурий, содержащее 353 катрена с предисловием сыну Сезару. Его астрологические расчеты содержали много ошибок, за что астрологи того времени критиковали Нострадамуса, «В истинной астрологии вы понимаете меньше, чем ничего» писал ему Лоренс Видель. В его время астрология была популярна, астрологи были почетными, поэтому скорее всего он просто выдавал себя за астролога. Известно, что эти пророчества принесли ему неприятности. По прибытии в Париж Нострадамус был предупрежден, что власти готовятся допросить его о том, какие учения он практикует, и каким образом делает предсказания. Он срочно возвращается в Салон-де-Прованс, а затем в 1556 г. отправляется в Италию. В 1558 году в заключительной части Центурий Нострадамус обращается к королю Генриху II, называя того повелителем мира и обещая раскрыть историю человечества на столетия вперед. Неизвестно, успел ли король, погибший на турнире в 1559 году, ознакомиться с письмом предсказателя. После гибели Генриха II, по приглашению сестры покойного, Нострадамус встречается при дворе с королевой Екатериной Медичи. В 1561 г. Нострадамусу едва удалось спастись от крестьян-католиков, обвинивших его в симпатии к гугенотам. В том же году власти на несколько дней взяли его под домашний арест, требуя описать судьбу короля Карла IX; ответ Нострадамуса не сохранился. В 1564 г. Екатерина Медичи и Карл IX навещают предсказателя в Салоне и затем приглашают на встречу в Арль, где назначают его королевским медиком и астрологом. Однако 2 июля 1566 г. Нострадамус умер в Салоне от осложнений подагры. На мраморной плите над его могилой высечена надпись «Здесь покоятся кости знаменитого Мишеля Нострадамуса, единственного из всех смертных, который оказался достоин запечатлеть своим почти божественным пером, благодаря влиянию звезд, будущие события всего мира». Семейное предание, отраженное в «Хронике Прованса», вышедшей из-под пера Сезара де Нотрдама, гласит, что королевский медик Абрам Саломон был прадедом Нострадамуса. Эта легенда не подтверждается фактами, но родственные связи с Абрамом Саломоном могли быть сложнее. Часто утверждают, что дедушки предсказателя познакомили его с астрологией и каббалой. На самом деле, они рано умерли. Говорят, что уже в школе его прозвали «маленьким астрологом». Рассказывают, что однажды Нострадамус предсказал судьбу двух поросят на приеме у важной особы: белого поросенка, сказал он, съест волк, а черного подадут на обед. Чтобы посрамить провидца, хозяин велел заколоть белого поросенка, но тот уже был съеден волком, и повар заколол черного и подал его на обед. К периоду итальянских путешествий относится история о предсказании папского престола молодому монаху Феличе Перетти ди Монтальто (будущий Папа Сикст V). В 1820 и 1839 годах были опубликованы «Пророчество Филиппа Оливариуса» и «Пророчество Орваля, записанное Филиппом Оливариусом», датированные якобы 1542 и 1544 годами, соответственно. Возникли слухи, что на самом деле они сделаны Нострадамусом во время его остановки в ходе странствий в аббатстве Орваль.
Старая история, пересказанная Шавиньи, первым исследователем творчества Нострадамуса, утверждает, что однажды провидец помог королевскому слуге найти потерянную породистую собаку. Самая громкая слава была связана с предсказанием гибели на турнире короля Франции Генриха II. Вероятно, она имеет под собой основания, так как именно после этих событий Нострадамус получил признание при королевском дворе, однако, документальные основания не известны. Идея о катрене носит характер интерпретации и впервые появляется спустя много лет у Сезара. Ранее Шавиньи для обоснования этой легенды использовал более сложные рассуждения. Де Шавиньи пишет, что был свидетелем, как Нострадамус заранее предсказал день и час своей смерти. По сведениям Эдгара Леруа, на фамильном гербе Нострадамуса изображены две черные орлиные головы и два золотых колеса с восемью спицами каждое, на красном поле. Ободы колес сломаны между соседними спицами. Девиз на гербе гласит: «Soli Deo» («Богу Единственному»). Неясно, достался ли этот герб Нострадамусу по наследству, или же был создан специально, после получения докторской степени в 1534 году. Интерпретаторы полагают, что головы хищных птиц указывают на призвание врача — бороться с болезнями. Однако, истолкование символа колеса остается неоднозначным. Девиз «Soli Deo» представляет собой начало католического девиза «Soli Deo Honor et Gloria» («Богу Единственному честь и слава»), под которым происходило движение Реформации. Творческое наследие Нострадамуса включает 10 центурий (942 катрена), предисловия к ним (письма сыну Сезару и королю Генриху), ряд катренов без нумерации, ежегодные альманахи с 1555 года, а также ряд произведений, которые принято считать непророческими, такие как, например, вольный перевод «Истолкования иероглифов Гораполлона» (1545). В архивах имеются завещание и личная переписка Нострадамуса. Также существует ряд рукописей, авторство которых достоверно не установлено, но иногда приписывается Нострадамусу. Перу Нострадамуса принадлежат ежегодные альманахи, издававшиеся с 1550 года до самой смерти. Каждый из альманахов содержал один общий катрен на год, 12 катренов по месяцам года, и обширную прозаическую часть с предсказаниями. Именно альманахи принесли Нострадамусу славу при жизни. Однако не все их тексты дошли до наших дней; в настоящее время выборка 141 катрена из альманахов (1555-1567) часто публикуется в качестве самостоятельного произведения. Первое издание «Пророчеств магистра Мишеля Нострадамуса», называемых ныне «Центуриями», вышло в Лионе в 1555 году. Оно содержало «Письмо к сыну Сезару» и 353 пророческих катрена. Письмо Сезару излагает оккультную философию пророчеств и дает несколько предсказаний глобального характера (…мир приближается к анарагонической революции…к нам близится смертоносный меч мора и войны более ужасных, чем бывали на протяжении трех человеческих жизней…). Второе издание (Лион, 1557) содержало, кроме того, 288 новых катренов и предостережение критикам (непронумерованный катрен). Самое раннее из сохранившихся полных изданий «Пророчеств» датировано 1568 г, то есть уже после смерти Нострадамуса. Оно содержит письмо Сезару, 942 катрена (7 центурия осталась незавершенной) и письмо королю Генриху, целиком пророческое по содержанию. (Я рассчитал почти столько же событий грядущего времени, сколько и прошедших лет…до самого Второго пришествия в начале седьмого тысячелетия). Неясно, видел ли это письмо номинальный адресат-король Генрих, погибший на турнире в 1559 году. Известно только, что катрены из последних центурий цитировались при жизни Нострадамуса; возможно, существовало неизвестное нам издание, предшествующее 1568 году. «Дополнительные катрены», приведенные Шавиньи в «Первом лике французского Януса» (1594) под названием фрагментов 11 и 12 центурий, скорее всего относятся к одному из утерянных альманахов Нострадамуса. Происхождение шести новых катренов 8 центурии в издании Роффе (1588) сомнительно, а сиксены Винсента Сева (1606) считают фальсификацией. На протяжении столетий толкователи видят в пророчествах Нострадамуса нечто весьма удивительное, выходящее за рамки простой случайности. Однако проходит время, и новые поколения обнаруживают новое понимание ранее разъясненных фраз. Согласно Пензенскому, ценность пророческих текстов определяется в первую очередь тем, что они позволяют полнее исследовать смысловое пространство средневековой Франции. Впрочем, он отмечает также, что Нострадамус в своих пророчествах опирался на астрологические расчеты. Проблема астрологической повторяемости истории является темой отдельных исследований, выходящей за рамки собственно исторической науки. Ранее философ Л. П. Карсавин обсуждал пророчества Нострадамуса в контексте теории всеединства времени и души. Концептуально и терминологически «Пророчества» Нострадамуса помещаются в общий контекст средневековой мистики и эсхатологии. Источником вдохновения предсказателя служит сборник Mirabilis Liber (1522), содержащий пророчества Псевдо-Мефодия, Иоахима Флорского, Савонаролы. Теория планетных эпох заимствуется почти дословно из трактата Ришара Русса. Не менее обильно цитируется Петр Кринит. Нострадамус не проставлял ссылок на первоисточники, поэтому авторский текст трудно отличить от заимствований. В предисловии к первому изданию пророчеств (1555 год) астролог указывает дату их конца: 3797 год. Историк А. Пензенский считает, что она появилась в результате сложения: 1555 + 2242, причем 1555 лет находятся внутри 2242-летнего периода. То есть по мнению историка 3797 год-скрытая отсылка к 2242 году. Первым, высказавшим такое предположение в статье, вышедшей в астрологическом журнале в сентябре 1999 года, по горячим следам впечатляющего затмения 11 августа, видимого в большей части Европы как полное, был, возможно, французский исследователь Ив Ленобль. Отметим, что 2242 году соответствует 7000 год от Сотворения Мира, согласно «I хронологии» из первой части Послания Генриху, известного под названием «Эпистола», (4758 + 2242 = 7000), датируемой 1557 годом. Эта дата (2242), скорее всего, связана с астрологической теорией 354-летних планетных циклов, появившейся в результате экстраполяции еврейского лунного года на большие периоды, изложенной в трудах ибн Эзра, Авраама (XII в.), Абу Машара (IX в.) и пересказанной Русса. Согласно этой теории, каждому 354-летнему периоду сопоставлен один день недели и одна планета. Можно добавить, что в 2240 году истекают 6000 лет от Сотворения Мира согласно еврейскому календарю. В 2242/2243 году завершается эпоха Солнца и большая астрологическая неделя, если счет 354 (+1/3)-летних периодов начинать с даты Сотворения Мира «по Евсевию»-с 5199 года до н. э. Но этой трактовке 3797 года противоречит сам текст Предисловия 1555 года, где астролог пишет о событиях, которые произойдут до того, как «… планета Марс завершит свой век (цикл)». Век-цикл Марса, по представлениям Нострадамуса, приходится примерно на 3660-4014 года н. э. Значительная часть катренов описывает события не будущего, но прошлого, по отношению к 1555 году. Разумеется, это утверждение не следует понимать превратно. Нострадамус верил, что события мировой истории циклически повторяются, потому что повторяются планетные конфигурации и происходят одинаковые знамения. И он описал события прошлого в надежде, что таковые снова произойдут в будущем. Около 1545 года Нострадамус в свободной стихотворной манере выполнил перевод с греческого «Истолкования иероглифов Гораполлона». Рукопись хранилась у одного из министров Людовика XIV, а затем попала в Национальную Библиотеку Франции, где и была обнаружена уже в XX веке. По утверждению автора, в тексте рукописи описаны древние египетские рисунки и дана их интерпретация. Этот текст вызывает большой интерес исследователей, потому что многие образы из него присутствуют и в «Пророчествах». Так, в конце перевода дается истолкование таинственных знаков «Д. М.», которые обозначают подземных богов. Эти же буквы упоминаются в 66 катрене 8 центурии, однако их не удается найти в исходных текстах Гораполлона. Практически одновременно с «Пророчествами» Нострадамус издал две работы в области медицинских наук: вольный перевод «Парафраза Галена, его увещевания Менодота в изучении изящных искусств и медицины» (1557) и «Трактат о приготовлении варений» (1555). В первой из них исследователи обнаружили признаки шифра. В 1888 году в библиотеке Рима найдена рукопись, содержащая 80 акварельных рисунков, авторство которой приписывается Нострадамусу, впрочем, бездоказательно. Она известна сейчас под условным названием «Потерянная книга Нострадамуса». «Предсказания Мишеля Нострадамуса»-самый известный труд Нострадамуса; сборник стихов-четверостиший, объединенных в 10 центурий («столетий») по 100 катренов в каждой. За прошедшие века центурии были переведены на десятки мировых языков. Первое издание напечатано в мае 1555 года в Лионе издателем Масе Бономом. В первое издание вошли три полных центурии и 53 катрена (всего 353). Книга начинается с предисловия-послания сыну Сезару, за которым следуют сами центурии. Второе издание вышло в том же 1555 году и имело незначительные отличия по структуре от первого.
Третье издание вышло в 1557 году также в Лионе, издатель Дю-Рон. В него вошел в полном составе текст предыдущего издания и был дополнен еще тремя центуриями. В целом, объем издания Дю-Рона составил 6 полных центурий и 42 катрена. Четвертое издание было опубликовано через два года после смерти предсказателя в 1568 году. В нем впервые появился полный текст всех 10 центурий. Также в этом издании впервые появилось второе предисловие Нострадамуса (Послание королю Генриху). Но катрены 55-100 седьмой центурии так и не были дополнены. В последующие годы вышли и другие издания «Центурий». В их числе были включавшие не 10, а целых 12 центурий (неполных, якобы случайно найденных). Специалисты до сих пор спорят о том, можно ли включать в канонический текст центурий эти две. Сам Нострадамус нигде прямо не указывал на точное количество центурий. Так, П. Брендамур по этому поводу высказывался насчет такого подхода следующим образом: «Я не смог найти астрономический источник, использованный Нострадамусом». Российский историк А. А. Пензенский, отмечал, что точных таблиц затмений на 450 лет вперед в XVI веке не существовало. Впрочем, из отсутствия таблиц еще не следует невозможность предсказать затмение на 450 лет вперед. Во-первых, использование сароса — периода повторения затмений, хорошо известного Нострадамусу-позволяет предсказать время затмения в среднем на 6—7 веков вперед и, во-вторых, были известны и другие периоды повторения затмений. Однако затмение 11 августа 1999 года принадлежит серии сароса, начавшейся уже после смерти Нострадамуса (№ 145, начало в 1639 году). Пензенский предлагает считать, что астролог и не писал в этом катрене о затмении Солнца, просто в издание вкралась опечатка при наборе и вторая строка: «Du ciel viendra vn grand Roy d’effrayeur» должна была выглядеть так: «Du ciel viendra vn grand Roy defrayeur». Тогда «Король ужаса» превращается в «Короля-искупителя», который воскрешает, по предположению А. Пензенского, Франциска I (1494-1547). Тем не менее, Пензенский не пробует объяснить, каким же образом и следуя какому именно расчету появился 1999 год. В любительской сетевой работе 2017 года А. Н. Ковалева «Потерянное наследство и хронология» предложено несколько вариантов расчета затмения августа 1999 года из XVI века, доступных астрологу: Гиппарх, Птолемей и Коперник приводят период повторения затмений в 5458 месяцев. Если исходить из затмения 18 апреля 1558 года и добавить 5458 лунных месяцев, то при этом сразу получим затмение августа 1999 года. Пожалуй, это самый простой способ получения «Короля ужаса» в седьмом месяце 1999 года, которым мог воспользоваться Нострадамус. Впрочем, в таком случае не получает объяснения выбор точки старта — апрельское затмение 1558 года. В центральной и северной Европе оно было видно только как частное. Анализируя работы Региомонтана (Иоганна Мюллера, 1436-1476), автор приходит к мнению, что этому самому знаменитому астроному XV века, последние работы которого не сохранились, скорее всего, был известен период повторения затмений в 939 месяцев. Тогда, стартуя от самого впечатляющего затмения XVI века-24 января 1544 года, видимого во Франции, Северной Италии, Германии и на Руси как полное, приходим к затмению 11 августа 1999 года. Первые два варианта не дают видимой связи затмения августа 1999 года с Франциском I, с вехами жизни которого логично соотнести затмения 1493 и 1547 годов, принадлежащие одному саросу (№ 135). При предположении, что эта связь все-таки могла существовать, доводы в поддержку которого даны в цитируемой статье А. Пензенского, автор книги показывает, что Региомонтану могла быть известна более общая формула расчета затмений, которая включает все известные на XV век периоды повторения затмений и добавляет новые, в том числе в 939 и в 5587 месяцев. Тогда, если к затмению ноября 1547 года (год смерти Франциска I) добавить период повторения затмений в 5587 месяцев, то на первом шаге сразу получается затмение августа 1999 года. И затмение 1999 года получает интерпретацию, как воскрешающего феникса Франциска I (по мнению астролога), предложенную А. Пензенским. Этот анализ показывает, что предсказания астрологов эпохи Возрождения, относящиеся к далекому будущему, если они содержат точную дату ожидаемого события, иногда позволяют восстановить утерянные факты из истории астрономии. Также в книге рассмотрен вариант трактовки катрена, как указания на возрождение короля Франциска I в сентябре 1999 года. Одна из причин выбора этого года и месяца-вехи-затмения из 135 серии сароса, очерчивающие года жизни короля, и месяц его рождения. Но не найдена, необходимая для выбора именно 1999 года, вторая причина. Высказано предположение, что выбор связан с общей суммой расчетов и предсказаний, относящихся к «Французскому Геркулесу», выход которого на политическую арену произойдет «по Нострадамусу» в первой половине XXI века. Если под «Юпитером», «Венерой» и т. д. понимать именно планеты, то катрен рисует просто положение «блуждающих звезд», без какого-либо указания на характер происходящего при этом положении события. Новым для читателя XVI века было появление в ряду привычных планет Нептуна-неизвестной тогда планеты (открыта в 1846 году). Именно поэтому этот катрен и трактуется, как указание на расположение планет во время открытия новой планеты. В работе «Потерянное наследство и хронология» подробно описана история открытия планеты Нептун и показано, что этот катрен, скорее всего, не имеет к ней отношения. Автор отмечает, что у Нострадамуса есть еще не менее пяти катренов, где упоминается Нептун. В книге сделано предположение, что этот катрен или рисует политическое положение стран во времена его написания, где под именами планет-богов зашифрованы государства, или в нем зашифровано ожидаемое изменение положения на политической арене. Тогда Нептуну будет соответствовать страна-владычица морей. В XVI веке это была Португалия (или Испания), в XVII веке-Англия.
Существует и «химическая» трактовка этого катрена, согласно которой в нем зашифрована «реакция» металлов, соответствующих планетам. При этом под Нептуном следует понимать воду. А. А. Пензенский поддерживает эту трактовку, только заменяет воду на бронзу-сплав меди (Венера) и олова (Юпитер) с добавлением серебра (Луна). Весь катрен, по мнению историка, поэтически-шутливо рисует создание колокола. В книге «Потерянное наследство и хронология» отмечается, что при такой трактовке становится непонятной третья строка: Венера спрятана под белизной Нептуна. Можно ли говорить о белизне бронзы? Если под «белизной» понимать олово и серебро, то и в этом случае медь не «спрятана» под их белизной, а скорее даже выпирает из них в цвете бронзы. В рамках этой интерпретации становится совсем непонятным использование будущего времени в первой строке, да и сам катрен перестает нести функцию предсказания.
Впервые «французский Геркулес» появляется в «Послании к Генриху II» и почти всеми исследователями отождествляется с героем катрена X-71. Значение, которое придает рождению этого чудо-ребенка Нострадамус, подчеркивается четвертой строкой этого катрена («С четырех сторон придут поклониться ему»), проводя здесь явную параллель с Христом. Одновременно эта строка отражает известное увлечение Нострадамуса египетским эзотерическим наследием. При интронизации нового фараона, как Гора-сына Осириса, с четырех сторон приходили поклониться ему. И должен этот будущий спаситель Европы родиться, согласно «Эпистоле» («Послание Генриху II»), в месте пересечения нулевого меридиана и 48 широты. Среди европейских астрологов в конце XX века был распространен расчет В. Кастранеки даты и места этого рождения на 21 января 1981 года в городе Ле-Ман, во время соединения Юпитера с Сатурном в 9° знака Весов. Но неизвестно, какой из трех нулевых меридианов-Кадиса, Парижский или Гринвич-имел в виду Нострадамус. Представляется логичным, что это был парижский меридиан, принятый во Франции за нулевой во времена предсказателя, а не Гринвича, который использовал Кастранеки, хотя этот меридиан был установлен в качестве нулевого лишь в 1851 году. Выход «Геркулеса» на политическую арену, согласно толкованию В. Кастранеки, произойдет после солнечного затмения 1999 года, о котором написано выше. Это толкование отчасти поддерживает и «Послание Генриху», где сказано о времени прихода «великого викария»: «…и будет этому предшествовать затмение Солнца, самое темное и непроглядное со времен сотворения мира». Это «после затмения 1999 года» многими понималось буквально-в 2000 году. Как когда-то определенная часть французской аристократии, опираясь на предсказания Пьера де Айи, содействовала вспышкам народного недовольства и разделению парламента именно в 1789 году, так в начале XXI века, хотя теперь и ультраправые, но все такие же «посвященные», черпали уверенность в правоте своих действий из «очевидно точного» прочтения текстов астролога. О времени действия Геркулеса в Европе в тексте «Эпистолы» написано: «Французский Геркулес пребудет с огромным числом людей…Однако это произойдет не ранее наступления седьмого тысячелетия». Здесь исследователю необходимо определиться с датой начала 7-го тысячелетия «по Нострадамусу». Анализ его взглядов на хронологию проведен в работе «Потерянное наследство и хронология»; автор пришел к выводу, что наиболее вероятной является дата 4 ноября 2040 года-время соединения Юпитера с Сатурном в созвездии Девы. Где произойдет это соединение, по мнению Нострадамуса, зависит от методики расчета. Если он использовал один из вариантов еврейского математика и астронома Абрахама бен Хийя (1065-1136), то мог получить magnus conjuction (великое соединение) на границе знаков Дева-Весы. Интерпретация первой строки позволяет предположить, что астролог намекает на границу «земля-воздух» зодиакальных знаков, на которой происходит понижение температуры и появление «замерзшей воды». Граница знаков Дева-Весы как раз соответствует этому. В эпоху Водолея 22 октября становится границей этих знаков, что также поддерживает первую строку, особенно если учесть, что во времена астролога был малый ледниковый период (минимум Шперера), и вода замерзала даже в центральной Франции. Место рождения Геркулеса-Париж, что следует из того, что он находится на пересечении нулевого (парижского) меридиана и 48-го градуса широты; кроме того, соединение Юпитера с Сатурном произойдет в окрестности звезды, соответствующей в геоастрологии Парижу.