Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НОЧНАЯ МАРГАРИТА»
(Marguerite de la nuit)

Франция-Италия, 1955, 125 мин., «Societe Nouvelle des Etablissements Gaumont/Del Duca Films/Cino del Duca»
Режиссер Клод Отан-Лара по Пьеру Маку Орлану, сценаристы Габриэль Арут и Гислен Отан-Лара
В ролях Мишель Морган, Ив Монтан, Жан Дебюкур, Поль Деманж, Жак Эрвин, Макс Меги, Элен Тосси

Ради любви прекрасной Маргариты последний представитель рода Фаустов продал душу дьяволу, чтобы вновь стать молодым и красивым. Но сделка с Мефистофелем меняет его характер: это проникает в сердце, дьявольские соблазны разъедают невинную душу Фауста. Дорого приходится платить влюбленным. Только одно может их спасти-новая жертва должна попасть в сети Мефистофеля и подписать договор кровью. Отчаявшаяся Маргарита делает роковой шаг…
Клод Отан-Лара создал фильм, который не только оказался насквозь экспрессионистским, но и по закону иррационального повторил центральный мотив «Усталой смерти» Фрица Ланга: женщина, чтобы спасти своего возлюбленного, ищет человека, который согласится умереть вместо него. Точнее, в данном случае не умереть, а продать душу дьяволу, ибо речь идет о современной версии Фауста. Отан-Лара потратил огромный для французского кино бюджет, чтобы разыграть старинную легенду в стилизованных, предельно экспрессионистских декорациях (некоторые из которых использованы ради единственного плана, как, скажем, фантастический фасад Оперы). Фильм оказался колоссальным провалом и финансовой катастрофой. Его не приняли тогда как зрители, так и французская критика. Из-за этого его репутация являлась фактически нулевой. И фильм был несправедливо забыт на долгие годы.
Фильм открывается оперным финалом, который посещает старый потомок Доктора Фауста. Современный вариант легенды о Фаусте был решен режиссером в поэтическом ключе. Последний отпрыск рода Фаустов приходит на очередную премьеру оперы Шарля Гунно «Фауст». Тут его судьба и сталкивает с дьяволом-Мефистофелем, принявшим элегантный образ месье Леона-содержателя ночного кабаре и торговца наркотиками по совместительству, в блестящем исполнении Ива Монтана. Символически старший Фауст почти против его желания следует за Мефистофелем через дверь развеселого кабаре вниз по лестничному маршруту, проложенному стенами красного цвета, под эстрадную импровизацию известной арии «Сатана там правит бал», в преисподнюю. Ад, персонифицированный в этом случае ночным клубом, заполненным гедонистами, обреченными пьянствовать вечность. Здесь Фауст впервые видит поющею баллады Маргариту. Конечно, один взгляд на Мишель Морган, играющую Маргариту-и ради любви прекрасной девушки последний представитель рода Фаустов продает душу дьяволу, чтобы вновь стать молодым и красивым. И вечная история повторяется вновь. Как только договор подписан, он становится Жаном-Франсуа Кальве Жаном. Но сделка с Мефистофелем меняет его характер: зло проникает в сердце, дьявольские соблазны разъедают невинную душу Фауста. Дорого приходится платить влюбленным за любовь. Только одно может их спасти-новая жертва должна попасть в сети Мефистофеля и подписать договор кровью. Отчаявшаяся Маргарита делает роковой шаг. Хотя написанная в 1925 году история стареющего Фауста, который продает душу Сатане в обмен на молодость и знание, является довольно близка оригиналу Гете, есть одно главное изменение-решение Его Сатанинского Величества, изображенного с неотразимым галльским очарованием Ивом Монтаном, согласиться на «замену души» после многочисленных просьб многострадальной Маргариты. И Маргарита ищет кого-то, кто может заменить Фауста в этом пагубном договоре.
Это оригинальная версия мифа «Фауста на Монмартре» 1930-х годов, поставленного в стиле немецкого экспрессионизма с тревожными улицами, белой сюрреалистичной церковью и печальным кладбищем, где единственной вещью, которую вы можете видеть, являются кресты, черные кресты, которые, кажется, были нарисованы на пейзаже. Калейдоскопом мелькают картинки ночного Парижа, сказочные, в стиле Калигари, адских красных цветов. Декорации в фильме просто фантастически красивы! Особенно хороши улицы, вход в ад, обитель Валентина и вокзал. В фильме с его театральной условностью сцен есть размытость света и цвета и выдержанность декораций в пастельных и одновременно очень авангардистских тонах. В фильме режиссер уводит зрителя в стилизованный мир поэтического вымысла, где хромой Мефистофель Ив Монтан покупает душу старого Фауста, влюбившегося в Мишель Морган, печальный цветок ночи, поющий в адском кабаке: «Забытые страсти тянутся по всей длине улиц». Морган, поощряемая Мефистофелем, рассказывает Фаусту о человеке, которого она мечтает встретить: «Я вижу его взгляд и его улыбку. Именно это главное, не правда ли? Взгляд и улыбка. Он будет немного слаб…Я так же знаю, что я его буду любить больше, чем он меня, так как он будет моим первым, моим последним, моей единственной любовью». Фауст, снова ставший молодым, проявит слабость и трусость, и позволит подписать Маргарите дьявольский договор для того, чтобы его освободить. Даже Мефистофель будет потрясен бесконечным великодушием молодой женщины. И вот она, поднимается на «призрачный» поезд. Возвышенна метафора железнодорожной станции, ирреального, причудливого вокзала, в котором есть только билеты в один конец. В этом сказочном поезде сюжет фильма достигает своей кульминации. «Поезд удаляется, унося ту, которая смогла подняться над своей любовью: «любить»-сказала она-«это значит радовать того, кого любишь». Марсель Эме писал: «Это литературный пейзаж, в котором гуляющие чувствительные души, слушая, как поезда свистят в закопченном тумане, ловят себя на том, что просят Бога, чтобы жизнь не была безмерно длинна». В фильме получается так, что тот, кто любит более всего Маргариту, не является Фаустом. Окончание фильма-это драма красоты, которую следует оплакивать. Для меня Морган не была никогда так трогательна, как в финале этого чудесного фильма. Это картина для тех, кто любит и ценит поэтический, фантастический реализм. Фильм был одним из последних прощальных приветов этого направления, созданных во Франции. Поставлен по роману Пьера Мак-Орлана, оказал определенное влияние на развитие этого направления своей идеей «социальной фантастики», то есть темных, иррациональных сил, действующих за фасадом жизненных социальных реалий. Поэтический реализм имел продолжение за пределами Франции (в Бельгии «Чайки умирают в гавани» 1955, «Однажды вечером в поезде» 1968, ранние произведения Ингмара Бергмана, Микеланджело Антониони и т. д.)
Обычно считается, что такого жанра как французский фильм ужасов не существует. Все это верно до некоторой степени, но ни в коем случае это не полная правда. В то время как французские кинопроизводители сопротивлялись подлинным традициям кино ужасов подобных тому, которые могут быть найдены в Англии, Италии или Испании, это явление существовало независимо и автономно как разрозненные острова. Все это начиналось в эпоху Великого Немого с очень многообещающих фантастических фильмов Мельеса. И современные фильмы ужасов имеют свои корни в его ранних фильмах «аттракционов» и «иллюзий». Следующей главой в развитии фантастического жанра был Фейат со своими «Фантомасом» (1914), «Вампирами» (1916), фактически изобретший жанр триллера. Фильмы Фейата изобиловали замаскированными супергероями, преступниками, зловещими заговорами, обманами и иллюзиями, ужасающими и неправдоподобными. Продолжали выходить и фантастические фильмы. Так, в 1921 году выходит фильм «Асмодей в Париже». Большое влияние на кинематограф ужасного оказал театр «Гран Гиньоль». К середине 1920-х годов парижский театр «Гран Гиньоль» достигает мировой известности благодаря коротким пьесам, в которых персонажи подвергаются тем же чудовищным видам насилия, что и в провинциальных кукольных гиньолях (или шоу «Панч и Джуди»). Театр «Гран Гиньоль» был основан драматургом Оскаром Метеном, в прошлом полицейским клерком, в 1897 году. Спектакли «Гран Гиньоль» оказывали мощное воздействие на публику благодаря специально разработанным приемам, контрастно чередовавшие разные эмоциональные состояния от смешного до ужасного. Реалистичное изображение насилия на сцене было фирменным знаком «Гран Гиньоль». Слабое освещение сцены также работало на создание атмосферы ужаса. В 1900-х годах в театре появился драматург, чье имя впоследствии стало синонимом «Гран Гиньоля», Андре де Лорд, кроткий служащий из Библиотеки Арсенала, в те годы имел мрачную репутацию «парижского принца хоррора». Он написал более сотни ужасающих пьес «Ужасный эксперимент», «Лаборатория галлюцинаций». Наиболее одиозной пьесой, шедшей несколько лет в театре было «Преступление в сумасшедшем доме» (1925). В ней рассказывалось о молодой женщине, которая накануне своего освобождения из больницы для душевнобольных становится жертвой «лечения» трех зловещих старух. Старухам кажется, что в глазу женщины прячется птица и, вооружившись вязальными спицами, они пытаются ее освободить. В 1925 году во Франции Рене Клер ставит «Призрака Мулен Руж», немой фильм о человеке, участвующем в странном эксперименте, который освобождает душу от тела. Это был первый полнометражный фильм Клера, рассказывающий о человеке по имени Жюлиан, который любит женщину и хочет жениться на ней. Однако, отца женщины, который является известным государственным деятелем, шантажирует другой истец и вынуждает его дочь выйти замуж за него вместо этого. Отец понимает свою дочь, но просто не может позволить выйти информации о шантаже на публику. Жюлиан, тем временем, расстроенный, идет в Мулен-Руж, встречает там странного доктора, который ведет его к себе домой и проводит над ним эксперимент. Этот эксперимент освобождает его душу от тела, и освобожденная душа Жюлина парит вокруг Парижа. Обнаружено тело Жюлина, доктор арестован за убийство. Жюлиан начинает тосковать о возлюбленной подруге и должен спасти доктора, чтобы вернуться в свое тело. В фильме действия развиваются от фантасмагории к фантастической комедии. Замечательна мягкая метафизическая концовка. Кинофильмы Клера представляют героев, которые не могут выдержать более реальный мир, таким образом, они выбирают путь призрака. Четырех серийный «Бельфидор-призрак Лувра» вышедший в 1927 был еще одной призрачной историей поставленной Генри Дефонтеном с Рене Наварра в главной роли. На закате немого кино Жан Эпштейн ставит фильм, сделанный по произведению Эдгара Алана По «Падение дома Эшеров» (1928), не принятый ни зрителями, ни французской критикой. Сюрреалисты осудили его, более того, «Андалузский пес», вышедший следом, был ни что иное, как реакция на «Падение дома Эшеров» Эпштейна, прямая пародия на его фильм. В 1932 году выходит вторая по счету экранизация «Фантомаса» Поля Фежо. Маркиза де Лангрюн пригласила друзей в свой замок в Болье. Среди них Лорд Белтам, который приехал, чтобы передать ей большую сумму денег. Ночью ее убивает таинственный Фантомас. Деньги похищены. Инспектор Жюв идет по следу преступника. В фильме есть гонка на автомобилях, убийство в театре и кулачная драка. Это экранизация первого романа о Фантомасе. В картине есть несколько неплохих сцен. Особенно хорошо показана атмосфера в старом замке в полночь и в течение всей бурной ночи. «Голлем» (1936) режиссера Жюльена Дювивье был ремейком фильма 1920 года. В основе его лежала легенда об искусственном человеке Големе, созданном из глины с помощью волшебства рабби Леви. Сама эта история регулярно ставилась в еврейских театрах, но, может быть, очень специфически. Дювивье адаптировал эту историю для массового зрителя. Но оставил прекрасно звучащую еврейскую литургическую музыку. Великолепны были съемки старой Праги. Сам Голем очень хорош в финале фильма, когда он разрушает дворец как титан древности. Декорации в фильме делал Андре Андреев (1887-1966), француз русского происхождения. Талантливо сделанные, они основывались на использовании двух стилей-реализма и экспрессионизма, что позволило ему стать одним из самых величайшим декораторов эпохи. Императора Рудольфа Второго, любителя оккультных знаний, сыграл замечательный французский актер Гарри Бауэр. Несмотря на эти и другие фильмы, тем не менее, во Франции было общим местом недоверие к жанру фантазии и ужаса, несмотря на его важность и популярность в других странах. В 1937 году Абель Ганс ставит фильм «Я обвиняю». После Первой мировой войны ученого, контуженого шрапнелью, часто посещают призраки его павших товарищей. Одержимый идеей предотвратить новые войны, он через двадцать изобретает способ воскрешения мертвых. В результате первая мелодраматическая половина фильма перерастает в фильм ужаса. Кульминационный момент фильма-солдаты встающие из могил и начинающие свой марш мертвых. Впечатляющие кадры. Абель Ганс сделал потрясающий антивоенный фильм, аллегорически используя жанр ужаса. Он был серьезный художник, сделавший ремейк своего собственного фильма 1918 года по сценарию, написанному известным сюрреалистом Блезом Мандером. Но он, как и многие во французском обществе считал, что фильмы ужасов не могут выдержать серьезную тему. Потому в течении многих десятилетий французские кинопроизводители за небольшим исключением предпочитали работать в жанре научной фантастики («Конец мира», 1931 того же Абеля Ганса, «Le Monde tremblera», 1939 режиссера Ришара Потье, «Croisieres siderales», 1942 режиссера Андре Свободы) или триллера. В годы оккупации и сразу после нее во Франции расцвел жанр фантастики как способ ухода от действительности. В 1940 режиссер Жюльен Дювивье ставит «Призрачную повозку», по произведению Сельмы Лагерлеф, ремейк фильма Виктора Шестрема «Возница» (1920). В этом мистическом фильме присутствует черная и беспросветная атмосфера. Большинство действия в картине происходит среди отбросов общества, где сестра «Армии спасения» пробует спасти пьяницу и бродягу и вернуть его жене и детям. Он имел друга, одного из таких же одиноких и несчастных, как и он, который умер в последний день года и стал возчиком на Призрачной Повозке, которая невидимо ездит по миру и собирает в повозку души умерших людей. Фресней может тоже умереть в конце года и стать следующим возчиком смерти. Реалистическая история в фильме переплетается со сверхъестественной. Спецэффекты неплохи и были вдохновлены экспериментами Абеля Ганса («Я обвиняю»). Очень впечатляющие в картине сцены пожара. Новый ремейк фильма поставит после войны шведский режиссер А. Матсон в 1958 году. В 1942 году во Франции на экраны выходит «Фантастическая ночь» режиссера Марсель Л’Эрбье. Изысканный и утонченный фантастический фильм, поддержавший направление поэтического реализма, бегства от действительности, характерное для французского кино времен оккупации. Денис учится весь день, готовясь к экзамену по философии, а по ночам работает на цветочном оптовом рынке. Когда работы нет, он закрывает глаза и погружается в мечту. Денис мечтает о прекрасной незнакомке Даме в Белом. Его подружка Нина, раздраженная его невниманием к ней, обманывает Дениса с его же приятелем. Так проходит время. Но однажды ночью, дремля в цветочном аукционном зале, он «входит в мечту». Призрак дамы будит его, Денис полагая, что все еще спит, следует за этой красивой девушкой, которую зовут Ирэн к странному ресторану, где он встречает ее отца и жениха. В течении этой фантастической ночи он оказывается в волшебном магазине, Лувре, ночном клубе. Отец Ирэн колдун, который хочет упрятать дочь в сумасшедший дом. Но Денис узнает о заговоре против нее и все еще веря, что это мечта-сон, идет в сумасшедший дом, чтобы попробовать спасти Ирэн. Промежуток между мечтой и действительностью, сон-явь, блестящая деформация времени воздействуют на картину и на музыку кинофильма своей зыбкостью, и простые слова становятся загадочными и непостижимыми. Л’Эрбье, создавая сказочною атмосферу и показывая волшебство, дает фильму четвертое измерение. В его «Фантастической ночи» нет ни места, ни дат, и это добавляет интенсивности, а много теней в фильме делает его истинно «волшебным реализмом». Л’Эрбье позволяет Денису входить в его мечту, прокладывая путь в причудливой среде, среди фантастических ландшафтов. В картине очень приятно видеть Мишлен Пресль в начале ее творческого пути в образе таинственной Леди в белом. Фильм вдохновил Жана Кокто на создание его знаменитой «Красавицы и чудовища». А через пять лет после окончания войны американцы поставят фильм с похожим сюжетом «Секретная жизнь Уолтера Митти». В 1943 году студия «Nova» ставит антимассонский фильм «Оккультные силы» режиссера Поля Ричи. В этом фильме политические речи присутствовали больше в монтаже, чем в комментариях, и обнаруживали сильное влияние немецких экспрессионистов. В «Оккультных силах» франкмасоны двигались на экране, когда тень и свет были резко контрастированы, это создавало картине зловещую, пугающую атмосферу. Авторам фильма хотелось особенно реалистично воспроизвести таинственные масонские ритуалы. В том же 1943 году выходит лучший фильм Сержа Полиньи «Барон-призрак». Диалоги к нему написал Жан Кокто, он же сыграл в фильме роль барона-призрака. Ночью в сильную бурю графиня Сен-Херли прибывает в замок Карол, где она хочет жить при своем брате бароне Джулиусе. Она привозит туда и свою дочь Эльфи (очаровательная Одетта Жуае снималась с 1931 года, умерла совсем недавно в 86 лет в 2006 году). Но когда путешественницы прибывают в замок, перед ними возникает тайна, барон исчез, и старый слуга утверждает, что он стал призраком. Фильм был создан, чтобы восхищать любителей французского готически-пасторального жанра, показывающего исчезнувшего дворянина, полуразрушенный замок, скрытые сокровища, тайные ходы, две пары возбужденных влюбленных и много еще чего. Не делая различия между фантазией и действительностью, калейдоскопический рассказ переплетается с традициями французского общества 1830-х годов. Отличаясь безупречным классическим действием, костюмами от Диора, эта кинофантазия представляется в одном из своих лучших и неотразимых проявлениях. Режиссеру удалось, также как и в другом своем редком историческом фильме ужасов времен оккупации «Невесте тьмы» (1945), воскрешающем времена катарской ереси, создать атмосферу поэтической тайны и ужаса. В этом фильме музыкант Роланд Самблак возвращается в свой родной город на Юге Франции, посещает древний замок, там он встречает очаровательную и удивительную девушку Сильвию, приемную дочь последнего альбигойского епископа. Тот надеется обнаружить тайный вход в туннель, где во время преследований было истреблено десять тысяч единоверцев катаров, туннель, который ведет к «Cчастливой Долине». Французский фильм ужасов режиссера Гийома Радо «Оборотень Мальвенуир» (1943), малоизвестен даже у себя на родине. Реджинальд де Мельвенуир живет в своем старинном и мрачном замке вместе со своей сестрой Магдой, молодой женой Эстель и пятилетней дочкой. Замок расположен в глухом изолированным месте и окружен лесом, имеющим весьма зловещий вид. В тайной лаборатории Реджинальд занимается странными биологическими исследованиями. Его древний род преследует проклятье «легенды об оборотне», которая рассказывает о предке из рода Мальвенуров, который любил охотиться на волков. Однажды он был укушен волком, и на него легло волчье проклятье. Человек днем, ночью он превращавшейся в оборотня и терроризирует всю округу. Как-то раз, уехав на охоту, он не вернулся домой, после долгих поисков было найдено его мертвое тело, около которого были замечены следы волка. Фильм начинается с того момента, когда молодая гувернантка Моник Валоди приезжает в замок Мельвенуир, она узнает, что хозяин дома-ученый, пытающийся найти секрет омоложения, и иногда он исчезает надолго из замка вместе с лесником. Но, благодаря молодому живописцу Филиппу, она начинает подозревать, что есть что-то странное и непонятное в том, что происходит в стенах этого замка.. В одной из самых визуально поразительных сцен в этом фильме, когда Реджинальд ошибочно был погребен живым в склепе, режиссер (это был первый его фильм) не применяет традиционное экспрессионистское освещение, а прибегает в фильме к показу жуткой и туманной атмосферы. Именно согласно легенде отвергнутые обществом Мельвенуиры должны быть похоронены не на кладбище, а в своей земле «как собаки». Можно считать семейное проклятие их рода как символический ответ на их высокомерия и чувства превосходства. Как говорил Реджинальд, их кровь «слишком богата» После исчезновения Реджинальда в замке остаются жить одни только женщины. Самый запоминающийся образ-это сестра Реджинальда Магда. Она впервые появляется в начале фильма, гордо сидящая в седле в окружении двух собак, лежащих у ее ног, и сразу становится понятно, как близка она и ее брат. Не только ее кровосместительными желаниями, ясными с самого начала. Она имеет почти все те же комплексы и патриархальные взгляды, что и Реджинальд, и ту же судьбу. Но загадочная смерть жены Реджинальда Этель и крестьяне, убивающие волка на могиле Мельвенуиров-все это, в конце концов, приведет к неизбежному и трагическому концу. «Оборотень Мельвенуир» отображает различные тематические и эстетические черты, характерные для таких фантастических фильмов: готическая обстановка, один оборотень, один сумасшедший ученый, разгневанные крестьяне и так далее. Таинственная история раскроется с помощью Моники и художника Филиппа, чьи пасторальные идиллические отношения будут развиваться на фоне зловещей истории семьи Мельвенуир. В том же 1943 году во Франции вышел еще фильм с волчьим названием «Ферма Волков» драма-фантазия, хотя он и не имеет отношения к оборотням. Незадолго до Освобождения Кристиан-Жак по сценарию Жака Превера ставит абсолютно не похожий на его предыдущие картины, фильм «Чары» 1944, относящийся к поэтико-фантастическому направлению во французском кино. Экранизация романа Клода Бонкампена «Всадник из Риуклара». Действие картины происходит в Оверни высоко в горах. Автор вводит нас в атмосферу затерянного и забытого где-то в горах населенного пункта, жители которого суеверны и практикуют колдовство и в заговоры. Странные персонажи приверженцы старых верований, верящие в темные сны, в тайны природы. Там живет колдун Компанье, загадочный и страшный, убивший ради наживы человека, а потом используя свой дар колдуна старающегося сбить с толку полицию. Пластическая красота этого фильма до сих пор производит сильное впечатление. Но тогда изобразительный строй был оценен лишь немногими. Уже много позже после показа фильма по телевидению, критики писали об «изощренной стилистике, воскрешающей «странную атмосферу убийства», совершаемого на фоне мрачного заснеженного пейзажа», и отмечали, что этот фильм напоминает некоторые «нордические вестерны». Сразу после окончания войны выходит призрачная «Сильвия и призраки» (1945) Клода Отан Лора. Сильвия шестнадцатилетняя своеобразная девушка с романтическим духом никак не может найти свою любовь среди живых. Она влюбляется в старинный портрет Алена де Франкигии, ее прадеда, который умер много лет назад на поединке. Сильвия очень расстроилась, когда ее отец вынужден был продать картину, чтобы иметь возможность на что-то жить в их старинном замке. Удивленный ее фантазиями Барон нанимает актера в канун ее шестнадцатилетия, что бы он играл роль призрака и бродил по замку. Еще двое поклонников Сильвии, тоже решают разыграть роль приведений. Но настоящему призраку это может не понравится. Сильвию, мечтательную девушку, сыграла Одетта Жуае («Барон-призрак»), в этом красивом изысканном фильме, напоминающем американский призрачный фильм «Портрет Дженни». В 1946 году на экранах страны появляется фантастический фильм «Барбизонское искушение». Черт гуляет на земле с простоватым, безобидным видом и старается помешать паре возлюбленных Мишелю и Мартине. Их очаровательный и светловолосый ангел-хранитель все приводит в порядок, все же и он подвергается искушению земных страстей. Волнующий и пьянящий образ ангела создала Симона Ренан. Первое появление на экране Луи де Фюнеса в роли портье клуба под названием «Рай», актер произносит свою единственную реплику. 1947 год, год выхода «Фантомаса» Жана Саша. Фантомас-человек в полумаске. Подобно мифическому герою он обладает способностью принимать различные обличия, но сам лица не имеет. Он может возникать и исчезать внезапно, появляться там, где его ждут менее всего. Он призрачен и реален одновременно. Его окружает атмосфера ужаса и тайны. Миллионы читателей в разных странах на протяжении нескольких поколений с неизменным интересом пытаются вместе с комиссаром Жювом и журналистом Фандором разгадать тайну неуловимого Фантомаса, порожденного фантазией Пьера Сувестра и Марселя Аллена. В послевоенное время особенно сильным оказывается влияние волны «черных американских фильмов», которое захватило и французские экраны тех лет. Этот жанр был очень темным, мрачным и очень городским с его пульсирующим и нервным ритмом. Молодая Симоне Синьоре, снявшаяся в «Фантомасе», в одной из своих первых больших ролей, с самого начала набирает быстрый темп, оказываясь в самой середине этой интриги с ее многочисленными скачками и преследованиями. Ни на один момент действие фильма не ослабевает. Элементы научной фантастики кажутся даже и сейчас еще вполне приемлемыми. В своей биографии «Ностальгия-не та, что может быть использована» Синьоре описывает этот фильм так «версия модернистская, с вертолетами, электронными устройствами и смертельными лучами». Два фильма «Фантомас», сделанные в 1947 и 1949 годах, были сняты близко к оригиналу книги и полны таинственной атмосферы. Многие места в романе были страшны и ужасающи. Жан Саша, поставивший фильм в 1947 году, опирался на роман, написанный Марселем Алленом (Пьер Сувестр умер в 1914 году). Фантомаса играет Маркел Херранд, Симоне Синьоре играет Элен, дочь Фантомаса. Фантомас, которого все считают мертвым, хочет предотвратить вступление своей дочери Элен в брак с журналистом Фандором. Для этого он убивает мэра, который должен был зарегистрировать их брак. После того он ставит ультиматум министру внутренних дел. Он требует миллиард в золоте-или миллион парижан умрет. Инспектор Жюв тайно охраняет Элен и Фандора. Леди Белтхэм, чтобы не допустить новых покушений, звонит Фандору, чтобы его предупредить о злых умыслах Фантомаса. Проследив за звонившей и переодевшись в одежду Фантомаса, Жюв, пройдя не узнанным через охрану, проникает в штольни, где располагается штаб Фантомаса. Там уже оказались и Фандор, и Элен, попавшие в западню. Жюву удается спасти Фандора из комнаты с опускающимся потолком. А Элен сумела уничтожить лабораторию Фантомаса. Но ему удается бежать через потайной ход. После долгой погони машину с Фантомасом взрывают вместе с мостом. Фильм был восстановлен в 1991 году. Режиссер Жорж Франчу планировал снять некоторые фильмы о Фантомасе с помощью знаменитых писателей Пьера Буало и Томаса Нарсежака в качестве сценаристов, но к сожалению, киностудия «Гомон» приобрела уже права на экранизацию у наследников, увы. Впрочем, его фильм «Человек-тень» очень напоминает Фантомаса. В этом фильме он имеет невероятно футуристический подземный штаб, в то время как на поверхности у него стоит антикварный магазин, а сам он замаскирован, как маленькая старая леди. Есть также минисериал о Фантомасе (четыре эпизода 90 минут, два снял режиссер Клод Шаброль и два других Жан-Луис Бунюэль). Продолжения Фантомаса «Фантомас против Фантомаса» в 1949 году поставил Роберт Варнье. Возлюбленный красивой Ирены де Шарра, хирург Франсуа де Бреваль погибает в автокатастрофе. Вскоре Париж терроризирован серией убийств и похищениями людей, совершенными Фантомасом, таинственным и загадочном преступником. Исследование нескольких убитых показало, что все убитые были подвергнуты трепанации черепа. Полиция в недоумении, не способна это объяснить. Торговцы на черном рынке, ограбленные Фантомасом, объединили свои силы и просят помощь у инспектора Жюва. С помощью журналиста Фандора Жюв быстро находит комнату, в которой проходили операции. Полиция, нагрянув туда, захватывает преступного хирурга, которым оказался якобы погибший нейрохирург Бреваль, создававший искусственную армию зомби-убийц с помощью лоботомии, которые должны были захватить Париж, а потом всю страну. Ему в последний момент удается ускользнуть от полиции и скрыться. Он был похищен Фантомасом и под угрозой смерти вынужден работать на него. Во главе армии безумных преступников, изготовленных Бревелем, он надеялся навязать таким образом свое желание правительству. Но Жюв вместе с помогавшим ему Фандором сумел обнаружить след в заброшенном монастыре. Логово Фантомаса окружает полиция, в то время как Бревиль, ставший сумасшедшим, освобождает всех зомби, которых он изготовил. Пытаясь убежать, Фантомас оказывается окруженный этими мертвецами, с которыми он начинает борьбу не на жизнь, а на смерть. Жюв и Фандор неожиданно появляются в этот момент. Они видят бассейн, полный серной кислоты, где Бревиль устраивал свои опыты. На поверхности одно из тел, наполовину обожженное в одежде Фантомаса. Но Фантомас ли это? Жюв не может сказать наверняка. «Фантомас против Фантомаса» история про безумного доктора, создавшего армию роботов, по сути был французским фильмом ужасов. Герои фильма Фантомас и Бревел, похищение Ирены де Шатра, расследование Жюва и Фандора, погони, визит на рынок и в метрополитен, преследование на поездах и самолетах-очевидны все приемы приключенческого фильма, использованные весьма эффективно. Однако, фильм вызывает беспокойство, отсылает к очень плохим воспоминаниям. Хирург Бреваль, жертва Фантомаса, становится в свою очередь помощником палача. Его логово расположено в подвалах гестапо в 100 километрах от Парижа, где заключенные должны были испытать агонию перед смертью а затем погружены в ванну с серной кислотой. Мы в 1948 году и какой другой фильм в то время рассмотрел бы так пристально черные годы немецкой оккупации и правление Виши? «У нас даже те, кто изобрел атомную бомбу. Вы увидите, это нам принесет несчастье, мир безумен!». И это ужасное признание Бреваля: «Это не моя вина. Я невиновен. Именно он меня заставил вас терзать!». Фантомас против Фантомаса или муки вины. Два чудовища в одном. Бревел выпрыгнул из окна церкви. А другой Фантомас, погиб ли он также в чане кислоты, как и его жертвы? «Сверхъестественные истории» (1947) был настоящий французский фильм ужасов состоящий из нескольких довольно атмосферных новелл. А Франчу в следующем году еще до «Глаз без лица» выпускает документальный фильм «Кровь животных» (1948), где жуткие сцены забоя животных перемешиваются с любовными сценами. В 1954 году во Франции ставят «Рыцаря ночи» Роберта Дерена-смесь научной фантастики, ужасов и фантазии. Вечер, гроза, супружеская пара Белла Фонтанега и Джордж де Сегюр волею случая попадают в старинный замок, расположенный в уединенном месте. Владелец, старик-человек с более, чем странными идеями. Будучи исследователем, он предлагает Джорджу подвергнуться опыту, чтобы отделить в нем хорошее от плохого, чего много в любом человеке. Отделить добро от зла. Но опыт проходит не так, как было задумано. Попавший во власть к дьяволу, Жорж становится жестким и циничным с Беллой. Мрачный аспект этой романтической истории усугубляется еще и тем, что Белла играет балерину, которая очень хочет разжечь огонь страсти в своем муже. В это время ее супруг начинает «раздваивается» на две разных личности, «хорошего» Джорджа и «плохого» «Кавалера ночи». Сначала растерявшаяся Белла, в конечном счете, влюбляется в плохую сторону своего мужа, который любит блуждать, закутавшись в плащ по ночному Парижу. Он получил волшебную способность поджигать любой предмет одним прикосновением руки. Жорж хочет бороться с беззакониями и вразумить мир с помощью огня и пожаров. Пожары следуют один за другим. Сценарий фильма написал драматург Жан Аннуй на основе романа «Праздники ночного Версаля». «Завещание доктора Кордельера» (1959) был единственный фильм ужасов, поставленный Жаном Ренуаром. Большой дом в привилегированном пригороде Парижа-место жительства Доктора Кардельера, выдающегося психиатра, который ушел от публичной деятельности, чтобы в тиши кабинета вести секретные исследования в области функций головного мозга. Его ближайший друг адвокат Мэтр Джоли обеспокоен, когда Кордельер составляет завещание, в котором он отдает все свое состояние неизвестному господину Олэйлу. Когда Джоли обнаруживает, что Олэйло законченный скотина и садист, который преднамеренно нападает на детей и женщин, он не может понять, почему Кордельер защищает его, позволяя находиться в своем доме. После того, как Олейло убивает коллегу Кордельера, доктора Люсиана Северино, Джоли не имеет другого выбора, как противостоять Кордельеру, находящемуся под влиянием Олейло. Когда он попадает в лабораторию ученого, перед ним раскрывается ужасная правда его странного поведения. Один из самых поразительных аспектов фильма-это актер Барро, так перевоплощающийся в картине, что трудно догадаться, что он играет двух персонажей Кордельера и Олейла с небольшим наложением косметики, преобразовывая себя то в культурного и очаровательного человека, то в монстра. До настоящего времени этот экспериментальный фильм Ренуара, сделанный по произведению Стивенсона, остается одним из самых неясных и недооцененных. Первое серьезное критическое внимание к фильмам ужасов появилось в 1960-е годы благодаря французским «Полдень-полночь», страшном фильме о девушке, выходящей замуж за психопата, и публикациям журнала «Fantastigue». Стали регулярно выходить фильмы этого жанра. Клод Шаброль ставит мистический фильм «Алиса или последнее бегство», фильм во много программный для режиссера, перекликающийся с Люисом Кэрроллом и его «Алисой в Зазеркалье». В «Алисе или последнее бегство» ее героиня пытается безнадежно убежать от самой себя после автомобильной аварии, в которую она попала, бросаясь то к открытой могиле, то пытаясь выбраться из загадочного дома, в который она попадает. Но каждый раз препятствие останавливает ее, возвращая к точке отсчета, как если бы она не могла преодолеть стеклянную перегородку, которая ее отделяет от реальности. Когда эта граница, одновременно препятствие и защита, разбита, между воображаемым и реальностью, внутренней частью и внешней стороной, Алиса в ужасе понимает, что умерла и находится в ином мире (а может все это сон, фильм не дает однозначного ответа). А там внизу на земле в машине лежит ее мертвое тело, возле которого суетятся какие то люди. «Происшествие на мосту через совиную реку» (1962) режиссера Роберт Энрико был маленьким мистическим шедевром получившим Гран-при на Каннском фестивале. Главного героя, шпиона армии конфедератов, вешают на мосту, но веревка обрывается, и он падает в воду. Выбравшись на берег, Роже бежит по сельской местности, чтобы добраться до своего дома и жены. В этой черно-белой чрезвычайно атмосферной и блестящей картине практически нет диалогов, и фильм получился поистине универсальным. Поставлен по классической новелле мастера ужасов Амброза Бирса. Это была не первая экранизация Бирса, в 1929 году Чарльз Видор поставил «Тот мост». «Порог пустоты» (1971)-фантастический фильм ужасов. Жан Дави был более известен в родной Франции своими порнографическими фильмами, чем мистическим жанром. К 1970-м годам фантастические кинофильмы ужасов, хотя и встречались, были не совсем обычным явлением для Франции. Последний значительный фильм был поставлен в 1959 году («Глаза без лица»). «Порог пустоты» начинается со сцены разрыва отношений героини фильма с женатым дипломатом. Ванда, обезумевшая от злости и ревности, решает попробовать удачу в Париже. Как только поезд пребывает на вокзал, старая, чахлая женщина предлагает ей комнату по очень дешевой цене-удача которой Ванда и воспользовалась. Комната была сдана с условием не открывать никогда некую загадочную дверь. Но любопытство довольно опасное явление, имеющее плохие последствия. Поставленный по роману «Порог пустоты» с уважением к тревожному и очаровательному миру автора, молодого тогда Курта Штайнера, теперь почти забытого. В фильме так же, как и в романе, словно в калейдоскопе проходят старая хорошая леди, дверь, которая ведет в другой мир, бал-маскарад, «хороший» доктор, становящийся «плохим», когда героиня пытается убежать, сверхъестественное и реалистическое, умело сочетаемое в картине и многое другое, держащее зрителя в постоянном напряжении, подкрепляемое хорошей игрой актера Мишеля Лемона, обладающего сильным очарованием, присущим только ему. Фильм эксплуатирует тему смерти и языческого культа вечной молодости с использованием средств, граничащих с людоедством. А в метафизические мучения героини режиссер вводит в сцене бреда некоторые новшества, не используемые раньше. Спецэффекты в фильме очень внушительны для того времени. К достоинству фильма относится и его мощное окончание. В фильме Дави создает незабываемую дезорганизующую атмосферу, погружающую зрителя в галлюцинирующее состояние. А через три года на экраны кинотеатров во Франции выходит «Нежный Дракула» (1974) Пьер Грунштайна с Питером Кушингом. Два писателя и их подруги посещают замок актера, который специализировался на ролях вампира. Когда время подошло к ночи, гости стали задумываться, является ли человеком актер, играющий вампира, или все же это вампир, который играет роль актера. Питер Кушинг играет роль хозяина живописных развалин замка, расположенного во Франции. В фильме есть нагота, секс, оргия в конце фильма и немного крови. Любопытное кино с хорошей атмосферой. Эксперименты в области сюрреализма с Питером Кушингом. Это один из наименее известных фильмов Кушинга. Неоцененным и забытым оказался и редкий фильм «Цветы дьявола» (1975) захватывающий с самого начала и до конца мрачной и болезненной атмосферой Средневековья. В центре картины жуткие истории, древние наездники, охотники, ведьмы, рабы, девицы и дьяволы, живущие своими сексуальными извращениями, экстраординарная и очаровательная смесь секса и мистики, черной магии и эротизма. С середины 1960-х годов выходят на экраны страны: «Vampirisme» (1967), «Дракула, отец и сын» (1976) Эдуарда Молинаро, «Укуси меня, вампир» (1976) Мишеля Ганда, «Вампир из Дюссельдорфа» (1965) Робера Оссейна, «Леонор» (1974) Хуана Бунюэля. Среди них особо выделяется уже упомянутый «Полдень-полночь» (1969) Пьера Филиппа. Но даже Жан Ролен, самый видный представитель фильмов ужасов во Франции, много взявший от Фейята и считающий, что самое большое влияние на него оказал «Жюдекс» Франчу, говорит: «Вы знаете, в действительности нет французской традиции фантастического кино. Я не думаю, что можно говорить, что я являюсь представителем французской культуры фантастики». Тем не менее, много раз похороненный, этот жанр во Франции по-прежнему, несмотря ни на что, жив и не собирается умирать, идя своим извилистым, не похожим на других путем.