Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МАСАДА»
(Masada)

США, 1981, 514 мин., «Arnon Milchan Productions/Universal Television»
Режиссер Борис Сагал по Эрнесту Ганну, сценарист Джоэл Ольянски, композитор Джерри Голдсмит
В ролях Питер О’Тул, Питер Штраусс, Барбара Каррера, Алан Файнштейн, Энтони Куэйл, Джулия Пагано, Дэвид Уорнер

Обстоятельное повествование об одном из самых героических и трагических эпизодов древней еврейской истории. В прологе показано падение Иерусалима в 70 году н э, во время которого спасся один из будущих предводителей сопротивления евреев Элеазар бен-Яир. Основное действие начинается двумя годами позднее, когда римляне не только покорили Иудею, но и устали от военной службы. Наместник Иудеи Флавиус Сильва, полководец римской армии в Палестине, стремится к разумному компромиссу с радикальным движением евреев-зелотов и выводу своего легиона из Иудеи. Но политические деятели Рима принуждают его начать осаду крепости Масада…
Масада-древняя крепость у юго-западного побережья Мертвого моря, в Израиле. Недалеко от города Арад, у шоссе Эйн-Геди-Эйн-Бокек. Масада внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. На вершине одной из скал Иудейской пустыни, поднимающейся на 450 метров над Мертвым морем, в 25 году до н. э. царь Ирод I Великий, потомок идумеев, принявших иудаизм, построил убежище для себя и своей семьи, значительно укрепив и достроив существовавшую на этом месте крепость хасмонейского периода постройки 37-31 годов до н. э. В крепости сохранялось много пищевых и оружейных запасов, была устроена искусная система водоснабжения, бани по образцу римских. Крепость использовалась также для хранения царского золота.
Со всех сторон Масаду окружают отвесные скалы. Со стороны моря наверх ведет узкая, так называемая змеиная тропа. С запада к крепости можно подняться по тропе, проложенной по сооруженной римлянами искусственной насыпи (примерно за 30 минут). Вершину скалы венчает почти плоское трапециевидное плато, размеры которого примерно 600 на 300 метров. Плато окружают мощные крепостные стены общей протяженностью 1400 метров и толщиной около 4 метров, в которых устроены 37 башен. На плато были построены дворцы, синагога, оружейные склады, ямы для сбора и хранения дождевой воды и другие вспомогательные постройки. В крепости ныне сохранились дворец царя Ирода, синагога, фрагменты мозаик, вырубленные в скалах водные резервуары, холодные и горячие бани и многое другое. Одна из наиболее поразительных находок-синагога. Считалось, что у евреев не было нужды в синагогах, пока у них был Храм. Масаду реконструировали еще во время существования Второго Храма, но синагога в ней, тем не менее, была создана. Кроме того, синагога была найдена также в развалинах крепости Гамла. Это доказало, что у древних евреев существование синагог не зависело от существования Храма. У начала змеиной тропы предусмотрена парковка для автомобилей. Есть туристический информационный центр, где можно купить билеты для посещения крепости и для подъема на фуникулере. В информационном центре открыт музей с археологическими находками, обнаруженными при раскопках. В крепости проводят концерты и различные массовые культурные мероприятия. В 66 году н. э. Масада была взята восставшими зелотами, римский гарнизон был уничтожен. В 67 году н. э. в Масаде обосновались сикарии, представители радикальной партии, возглавившей восстание против римлян, вылившееся в длительную Иудейскую войну. В 70 году н. э., после взятия римскими легионами Иерусалима, Масада оказалась последним оплотом восставших. Защитников крепости едва насчитывалось тысяча человек, включая женщин и детей, но они удерживали Масаду еще три года.
Около девяти тысяч рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости, штурмового пандуса и площадок для метательных машин и тарана. С помощью с трудом подведенного тарана, римляне пробили внешнюю стену крепости, но натолкнулись на дополнительно выстроенную сикариями внутреннюю оборонительную стену. Когда римлянам удалось поджечь эту стену, состоящую из деревянных балок, участь Масады была решена. Согласно книге Иосифа Флавия, в ночь на 15-е нисана (первый день праздника Песах): Элазар бен Яир произнес перед евреями пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми-предпочесть смерть мучительному и позорному рабству (отрывок их речи Элазара бен Яира, произнесенной в ночь падения Масады): «Мужайтесь, герои, покройте себя славой! Уже давно постановили мы не подчиняться ни римлянам, ни другим властителям, кроме одного только Бога, ибо только Он истинный и справедливый царь над людьми. И вот настало время исполнить наш обет. Не посрамим же себя в этот час, ведь и прежде душа наша гнушалась рабской долей, хотя тогда рабство еще не угрожало нам такими чудовищными опасностями. Не предадим же себя и теперь добровольно ни рабству, ни тем ужасным мучениям, которые ожидают нас. Не опозорим себя перед римлянами, не сдадимся им живыми! Мы первые восстали против них и последними покидаем поле боя. Великую милость оказал нам Господь, даровав возможность умереть смертью героев, погибнуть свободными людьми, чего не дано было совершить нашим братьям, плененным внезапно. Нам же открыто, что ожидает нас завтра, и предоставлено право избрать славную смерть героев-вместе с теми, кто нам дорог. Пусть наши жены умрут не опозоренными и наши сироты не изведают горечи рабства. А затем сослужим друг другу последнюю службу, окажем последнюю милость, и что может быть, братья, лучше и дороже почетного савана свободы? Но прежде чем умрем, предадим огню наше имущество и крепость. Я точно знаю: римляне огорчатся, увидев, что не взяли нас живьем и обманулись в своих надеждах поживиться добычей. Только съестные припасы оставим не тронутыми, чтобы они свидетельствовали после нашей смерти, что мы не страдали ни от голода, ни от недостатка воды, но сами предпочли смерть рабству-как и постановили заранее». В своем описании Иосиф Флавий ссылается на рассказ двух женщин, которые с пятью детьми укрылись в пещере и поведали римлянам о том, как мужчины убили своих жен и детей, а затем по жребию друг друга: «затем избрали по жребию десять человек, которым предстояло заколоть остальных. И каждый распластался на земле возле своих мертвых жены и детей, обхватив руками их тела, и с охотой подставил свое горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Эти люди без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим. Затем они бросили жребий между собой, чтобы тот, на кого укажет судьба, убил девятерых товарищей, а затем наложил руки и на себя…Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой души, над которой могли бы надругаться римляне. Назавтра поднялись римляне на Масаду, и когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, пораженные величием их духа и несокрушимым презрением к смерти». Последний из 960 осажденных поджег крепость и покончил с собой. Таким образом последний очаг еврейского сопротивления был ликвидирован. На территории Масады разместился римский легион. Сопоставление еврейских и римских исторических хроник, а также археологические находки на территории крепости, в числе которых-каменные таблички с именами, использованные в качестве жребия десятью исполнителями последней воли, косвенно это подтверждают. Развалины крепости были впервые обнаружены в 1862 году. Основательные же раскопки были проведены в 1963-65 годах. С 1971 года на Масаде действует канатная дорога, соединяющая подножие скалы с ее вершиной. Также можно подняться пешком к воротам крепости по «змеиной тропе», вьющейся по восточной стороне скалы. На территории крепости находятся развалины византийского монастыря. С конца XIX столетия исследователем М.-Ж. Лагранжем (1855-1938) предложено идентифицировать развалины как лавру Марда. Той же точки зрения придерживались другие известные исследователи. На указанной территории находился храм, построенный Евфимием Великим и существовавший еще во времена Кирилла Скифопольского (около 550 г.). Во второй половине VI века на месте указанного храма располагался уже другой храм, развалины которого были обнаружены в крепости при археологических раскопках. Видимо, именно к этому времени, монашеское поселение в Масаде стало лаврой. Существование лавры на рубеже VI и VII веков (около 580-600 гг.) описано блаженным Иоанном Мосхом: «Недалеко от Мертвого моря есть весьма высокая гора, называемая Марес, на которой живут отшельники. У них был огород в шести миллиариях у подошвы горы, на берегу Мертвого моря, и они держали там наемного огородника. Всякий раз, когда отшельники хотели послать к огороднику за маслинами, они взнуздывали осла и говорили ему: «Ступай вниз к огороднику и возвращайся с маслинами». Осел же один отправлялся к огороду, вставал у ворот и лягал в них. Огородник же тотчас, навьючив осла овощами, отпускал его прочь с поклажей. Изо дня в день можно было видеть осла, шедшего вниз и вверх по склону и служившего лишь старцам, не повинуясь никому другому». Существовала лавра предположительно до VII века.
Осада Масады была одним из последних событий Первой иудейско-римской войны, которая происходила с 73 по 74 год н. э. на вершине большого холма и вокруг него на территории современного Израиля. Осада известна истории через единственный источник, Иосифа Флавия, еврейского повстанческого лидера, захваченного римлянами, на чьей службе он стал историком. По словам Иосифа Флавия, длительная осада войсками Римской империи привела к массовому самоубийству повстанцев-сикарий и еврейских семей, проживающих в крепости Масада, хотя это не подтверждается археологическими исследованиями. Осада вызвала споры, некоторые евреи рассматривали Масаду как место поклонения, увековечивающее память о предках, героически павших против угнетения, а другие рассматривали ее как свидетельство экстремизма и отказа от компромисса. Масада описывается как «столовая гора в форме ромба», «высокая, изолированная и, по всей видимости, неприступная». Исторически сложилось так, что в крепость можно было попасть только по единственному пути, который был слишком узким, чтобы люди могли идти в ряд. Этот путь был назван «Змеей» за то, как он извивается и зигзагами ведет к вершине. Масада была названа местом, где Давид отдыхал после бегства от своего тестя, царя Саула. Флавий Иосиф Флавий, еврей, родившийся и выросший в Иерусалиме, является единственным историком, предоставившим подробный отчет о Первой иудейско-римской войне, и единственным человеком, который записал то, что произошло на Масаде. Попав в плен во время осады Йодфата, а затем освобожденный Веспасианом, Иосиф Флавий записал хронику римской кампании. Иосиф Флавий предположительно основывал свое повествование на полевых комментариях римских полководцев. Согласно Иосифу Флавию, Масада была впервые построена Хасмонеями. Между 37 и 31 г. до н. э. Ирод Великий укрепил его как убежище на случай восстания. В 66 году н. э., в начале Первой иудейско-римской войны, группа еврейских экстремистов, называемых сикариями, одолела римский гарнизон Масады и обосновалась там. Сикариями командовал Элеазар бен Яир, и в 70 году н. э. к ним присоединились дополнительные сикарии и их семьи, изгнанные из Иерусалима еврейским населением, с которым сикарии находились в конфликте. Вскоре после этого, после осады Иерусалима римлянами и последующего разрушения Второго Храма, дополнительные члены сикариев и многие еврейские семьи бежали из Иерусалима и поселились на вершине горы, где сикарии использовали ее как убежище и базу для набегов на окружающую сельскую местность. Согласно современным интерпретациям Иосифа Флавия, сикарии были экстремистской отколовшейся группой зелотов и были одинаково враждебны как римлянам, так и другим еврейским группам. Именно зелоты, в отличие от сикариев, несли основное бремя восстания, выступавшего против римского владычества в Иудее. Согласно Иосифу Флавию, на Песах сикарии совершили набег на Эйн-Геди, близлежащее еврейское поселение, и убили 700 его жителей. Археология указывает на то, что сикарии модифицировали некоторые постройки, которые они нашли в Масаде. К ним относится здание, которое было изменено для использования в качестве синагоги (на самом деле оно могло быть синагогой с самого начала), хотя в нем не было миквы или скамеек, которые можно было найти в других ранних синагогах. Это одна из старейших синагог в Израиле. В 72 году н. э. римский правитель Иудеи Луций Флавий Сильва возглавил римский легион X Fretensis, ряд вспомогательных подразделений и еврейских военнопленных, общей численностью около 15 000 мужчин и женщин осадить 960 человек в Масаде. Римский легион окружил Масаду и построил окружную стену, прежде чем приступить к строительству осадного пандуса на западной стороне плато, переместив для этого тысячи тонн камней и утрамбованной земли. Иосиф Флавий не записывает никаких попыток сикариев контратаковать осаждающих во время этого процесса, что является значительным отличием от его отчетов о других осадах восстания. Рампа была завершена весной 73 года, вероятно, после двух-трех месяцев осады. Гигантская осадная башня с тараном была построена и с трудом перемещалась вверх по готовому пандусу, в то время как римляне атаковали стену, выпустив «залп пылающих факелов по деревянной стене», что позволило римлянам, наконец, пролом стены крепости 16 апреля 73 года н. э. Однако, когда римляне вошли в крепость, они обнаружили, что это «цитадель смерти». Еврейские повстанцы подожгли все здания, кроме продовольственных складов, и убили друг друга, заявив, что «славная смерть предпочтительнее позорной жизни». По словам Иосифа Флавия, «евреи надеялись, что весь их народ за Евфратом объединится с ними, чтобы поднять восстание», но в конце концов осталось всего 960 еврейских зелотов, которые сражались с римской армией в Масаде. Когда эти зелоты оказались в ловушке на вершине Масады, и им некуда было бежать, Иосиф Флавий говорит нам, что зелоты верили, что «было по воле Божьей и по необходимости они должны умереть». По словам Уилльяма Уистона, переводчика Иосифа Флавия, две женщины, которые пережили самоубийство, спрятавшись в цистерне вместе с пятью детьми, дословно повторяли увещевания Элеазара бен Яира своим последователям перед массовым самоубийством к римлянам: «Поскольку мы давно решили никогда не служить ни римлянам, ни кому-либо иному, как Самому Богу, Который один является истинным и справедливым Господом человечества, теперь настало время, которое обязывает нас исполнить это решение на деле. Мы были самыми первыми, кто восстал, и мы последние, кто сражается против них, и я не могу не считать милостью, которую дал нам Бог, что еще в нашей власти умереть храбро, и в состоянии свободы». Поскольку иудаизм запрещает самоубийство, Иосиф Флавий сообщил, что защитники бросали жребий и убивали друг друга по очереди, вплоть до последнего человека, который будет единственным, кто действительно покончит с собой. Иосиф Флавий говорит, что Елеазар приказал своим людям уничтожить все, кроме продуктов питания, чтобы показать, что защитники сохранили способность жить и поэтому предпочли смерть рабству. Однако археологические раскопки показали, что кладовые, в которых хранилась их провизия, также были сожжены, хотя неясно, было ли это римлянами, евреями, более поздними событиями или распространением естественного огня. По словам Шей Коэн, археология показывает, что отчет Иосифа Флавия «неполный и неточный». Иосиф Флавий пишет только об одном дворце, археология обнаруживает два, его описание северного дворца содержит несколько неточностей, и он дает преувеличенные цифры высоты стен и башен. Рассказу Иосифа Флавия противоречат «скелеты в пещере и многочисленные отдельные огни». По словам Кеннета Аткинсона, нет «археологических доказательств того, что защитники Масады совершили массовое самоубийство». По словам археолога Эрика Х. Клайна, повествование Иосифа Флавия невозможно, потому что римляне немедленно воспользовались бы своим преимуществом, не оставив времени для речи Елеазара или массовых самоубийств. Вместо этого Клайн предполагает, что защитники были убиты римлянами. Осада Масады часто почитается в современном Израиле как «символ еврейского героизма». По словам Клары Палотаи, «Масада стала символом героического «последнего боя» Государства Израиль и сыграла важную роль для Израиля в формировании национальной идентичности». Для Израиля это символизировало мужество воинов Масады, силу, которую они продемонстрировали, когда смогли удерживать Масаду почти три года, и их выбор смерти вместо рабства в их борьбе против агрессивной империи. Масада стала «сценическим пространством национального наследия», местом военных церемоний. Палотаи утверждает, что Масада «завила особый роман с археологией», потому что это место привлекало людей со всего мира, чтобы помочь найти остатки крепости и битву, которая там произошла. Другие, однако, видят в этом случай, когда еврейские радикалы отказываются идти на компромисс, прибегая вместо этого к самоубийству и убийству своих семей, что запрещено раввинистическим иудаизмом. Исследователи подвергают сомнению находки Игаэля Ядина, израильского археолога, который первым раскопал Масаду. Когда-то Масада была местом празднования израильтян, но теперь «израильтянам стало менее комфортно прославлять массовые самоубийства и отождествлять себя с религиозными фанатиками». Другие археологи проанализировали находки Ядина и обнаружили некоторые несоответствия. Во время раскопок Ядин обнаружил три тела, которые, как он утверждал, принадлежали еврейским фанатикам. Антрополог Джо Зиаси судебно-медицинский эксперт Азриэль Горски утверждают, что тела на самом деле были тремя римлянами, взятыми в заложники еврейскими фанатиками. Если это правда, «Израиль мог по ошибке удостоить чести признания еврейскими героями и государственного захоронения троих римлян». Также ведутся дискуссии о защитниках Масады и о том, были ли они «героическим ядром великого еврейского восстания против Рима или бандой убийц, ставших жертвами последней операции по зачистке римлян».
Первая Иудейская война-восстание евреев в Стране Израиля (66-73 годы) против владычества Римской империи. Восстание было описано еврейским историком Иосифом Флавием, озаглавившим свой труд «Иудейская война». Восстание было вызвано притеснениями Гессия Флора, прокуратора Иудеи. Движущей силой восстания стало движение ревнителей-зелотов. Восстание охватило всю страну Израиля и даже перекинулось на большие еврейские общины в соседних Египте и Сирии. В Александрии, Дамаске и других городах шли убийства и уличные битвы, в которых гибли десятки тысяч человек.
В 66 году правитель Сирии Гай Цестий Галл двинулся к Иерусалиму c XII Молниеносным легионом для подавления мятежа, и даже смог войти в город, но, отбитый Симоном бар Гиорой, начал отступать. Во время отступления попал в засаду возле Беф-Орона, потеряв 6 тыс. воинов. Евреи восстановили теократическое правление. Во главе восставших стоял первосвященник Анна, среди предводителей выдвинулись Иосиф бен Матитьягу (Иосиф Флавий), областной военачальник Галилеи, и Иоанн Гискальский. На смену Цестию прислан был Веспасиан, собравший в Антиохии 60 тыс. римских и союзнических воинов. После долгой осады он взял город Иотапату, стоящий между Птолемаидой и Тивериадой. При этом погибло 40 тыс. иудеев, многие сами лишили себя жизни. К числу сдавшихся принадлежал и Иосиф бен Матитьягу, в плену взявший имя Иосиф Флавий. Другие города Галилеи потерпели вскоре ту же участь, и уцелевшие отряды зелотов поспешили укрыться в Иерусалиме. Здесь пошли сильные партийные раздоры. Партия умеренных была заподозрена в расположении к римлянам и лишилась всякого влияния. Зелоты убили Анну и других вождей умеренной партии и, призвав в Иерусалим идумеян, устроили террористическое управление. Среди них самих вскоре произошел раскол: вокруг Симона бар Гиоры собралась партия простого народа, вокруг Иоанна Гискальского-образованные классы. Третья партия, с Элеазаром во главе, назвалась священнической. Шаг за шагом римские легионы оттеснили восставших к Иерусалиму. В конце 69 года Иерусалим был взят в плотное кольцо осады. Провозглашение Веспасиана императором и борьба его с Вителлием временно приостановили развитие событий. Но уже в 70 году сын Веспасиана, Тит, по поручению отца, осадил Иерусалим. Иудеи мужественно защищались. В городе возник сильный голод, и уже в первые месяцы осады от него погибло 115 880 человек. После сопровождавшегося страшной резней и разрушениями взятия города Тит отправился в Рим, где отпраздновал великолепный триумф. В числе пленных, шедших за колесницей триумфатора, были вожди инсургентов, Иоанн и Симон. Иоанн был брошен в темницу, где и умер, а Симон был казнен. В Иудее, после взятия Иерусалима, война еще продолжалась с тем же ожесточением с остатками радикального крыла зелотов сикариев. Отдельные очаги сопротивления на юге Иудеи продолжали существовать, но и они были подавлены к 73 году. Последней пала Масада. Когда стены крепости были так сильно повреждены, что час от часу ожидалось их падение, сикарии сожгли свои дома и сокровища, убили жен и детей своих и себя. В течение всей войны, по словам древних писателей, было убито 600 тыс. человек (при 2-х миллионом населении Израиля). Число погибших от голода, проданных в рабство не определяется, но оно было громадно. Доставшаяся большой кровью победа над малочисленным народом несла так мало чести, что ни Веспасиан, ни Тит не захотели принять титул «победитель иудеев». Только надписи на монетах, выбитых в честь победы, говорили о «покоренной Иудее». Иудея была разделена на участки и роздана или распродана новым поселенцам; подать, которую иудеи платили в Иерусалимский храм, они теперь должны были платить новопостроенному храму Юпитера Капитолийского. Управление провинцией было отделено от Сирии. Наместником назначался обыкновенно преторианский легат императора. Картина снималась только для телевидения.