Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВОСПОМИНАНИЯ ЛЕТИСИИ ДЕ ВАЛЬЕ»
(Memorias de Leticia Valle)

Испания, 1979, 101 мин.
Режиссер Мигель Анхель Ривас по Розе Часель, сценаристы Антонио Порлан и Марибель Алонсо
В ролях Рамиро Оливерос, Жаннин Местре, Эмма Суарес, Фернандо Рей, Гектор Альтерио, Франсиско Касарес

Фильм непростой. Это почти дословная экранизация очень сложного, многогранного романа Розы Часель, достаточно известной и важной испанской писательницы, которая совсем не на слуху у нас в России. Сложно говорить о фильме в отрыве от книги, так как он фактически полностью повторяет ход повествования. Историю Летисии, одиннадцатилетней девочки, оказавшейся втянутой в отношения со взрослым мужчиной, любят сравнивать с набоковской «Лолитой», хотя общего между ними гораздо меньше, чем могло бы показаться. Книга появилась на десять лет раньше «Лолиты», в 1945 году, причем впервые вышла в свет в Аргентине, так что сложно говорить о каком-то влиянии этой книги на Набокова. Если уж с кем-то или чем-то сравнивать роман Розы Часель, то нужно упомянуть Достоевского. В «Бесах» можно вспомнить эпизод соблазнения взрослым мужчиной тринадцатилетней девочки, после чего та повесилась. Роза Часель в одном из своих дневников писала, что хотела бы создать роман, где девочка соблазнит мужчину, а тот будет вынужден после этого покончить с собой. Ну, собственно и написала. Но Часель не была бы собой (а была она писателем-модернистом и большим любителем литературных экспериментов, а кроме этого-женщиной смелой и очень образованной), если бы ограничилась такой банальной фабулой. Нет, история Летисии гораздо глубже и сложнее, чем история банальной нимфетки. Это своеобразная игра на грани провокации. Жертва Летисия или коварная соблазнительница? С раннего детства оставшаяся без матери, оставшаяся на попечении нудной незамужней тетки, Летисия оказывается запертой (больше в переносном смысле) в глубокой провинции все с той же теткой и вернувшимся с войны отцом-алкоголиком, одолеваемым собственными демонами, и чудовищно далеким от собственной дочери. Летисия необычайно умна для своего возраста и просто сходит с ума от скуки в душной и однообразной домашней обстановке, стремясь к чему-то большему. Интересно, что Розу Часель часто упрекают за излишне взрослый тон повествования (история рассказана от первого лица, то есть от самой Летисии), не совсем правдоподобный для маленькой девочки. Однако во многом это позволяет понять изначальную необычность (и в чем-то-даже обреченность) Летисии, она вынуждена искать людей, равных себе, вне своей собственной семьи и вне круга сверстниц. И она их находит-в лице учительницы сольфеджо Луисы и ее мужа Даниэля (впоследствии ставшего ее преподавателем). Именно с ними у Летисии выстраивается своеобразный, почти любовный треугольник. Луиса влечет ее как призрачная замена матери, но вместо этого учительница пытается вести себя с девочкой на равных, называя ту лучшей подругой (важно заметить, что отношение самой Летисии к Луисе крайне неравномерно, и временами уходит почти на грань эротизма). Даниэля притягивает нестандартный, острый ум девочки, но он не способен стать ей полноценной фигурой отца. Даниэль, при всем своем уме и образовании, во многом инфантилен и капризен. Поняв, как умна Летисия, он начинает злиться от недоумения, стараясь подловить ее на каверзных вопросах и поставить ее на место. Таким образом, уже с самого начала он сам во многом провоцирует Летисию на вступление в своеобразную конфронтацию с ним, которая перетекает (во многом) в бессознательное желание девочки использовать свою женскую сущность. При этом важно понимать, что для Летисии отношения и с Луисой, и с Даниэлем важны в одинаковой мере, во многом она влюблена в них обоих, пытаясь взять от каждого нужные ей качества. Фильм, как и книга, очень мягкий, лирично-дремотный. Это далеко не порнографическая история о совращении, но и не в коем случае и не искусственно сладкая love story. С самого начала уже Летисия сообщает зрителям, что расскажет о чем-то невообразимом, что произошло с ней за год до этого. И практически всю историю дает лишь подсказки и полунамеки, не рассказывая всего, что на самом деле случилось. Сами отношения с Даниэлем показаны лишь вскользь и мельком, строго говоря, нельзя даже точно сказать, что именно произошло (в фильме нет абсолютно никаких откровенных описаний или сцен). И это заставляет нас вновь вернуться к вопросу о том, жертва ли Летисия? Да, безусловно. Но все же-жертва отнюдь не пассивная и страдающая. Летисия имеет смелость показывать интеллект, ничем не уступающий интеллекту мужчины, но вынуждена заплатить за это ценой своего детства. Фильм нельзя воспринимать буквально. Все здесь построено на полутонах и полунамеках, заставляя нас догадываться об истинных намерениях и мыслях персонажей. Много сыграно почти только на взглядах и молчании, иногда абсолютно немая сцена медленно закрывающейся двери говорит больше, чем десяток диалогов. Совсем юная Эмма Суарес изумительна, очень взрослая и вдумчивая игра. Все остальные актеры тоже не подкачали, но на Эмму хочется смотреть и смотреть.