Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«МЕСМЕР»
(Mesmer)

Австрия-Германия-Великобритания-Канада, 1994, 107 мин., «Accent Entertainment Corporation/Cineplex Odeon Films/Deutsche Film»
Режиссер Роджер Споттисвуд, сценарист Деннис Поттер
В ролях Дональд Доннели, Дэвид Бурк, Питер Дворски, Алан Рикман, Джиллиан Барж, Анна Тамбач, Дэвид Хемблен

Имя Месмера, наделенного сверхъестественными способностями, известно всем, интересующимся темой необычного и мистического. Он жил в XVIII веке, для одних был магом и волшебником, а другие считали его обманщиком и шарлатаном. Куча венских врачей занималась тем, чтобы либо доказать его несостоятельность, либо объяснить успех. Ему сопутствовали богатство и слава великого провидца. Рассказ о его любви к своей пациентке, прекрасной Марии Терезе, слепой дочери богатого бизнесмена, положен в основу этой исторической мелодрамы…
В Вене XVIII века Франц Антон Месмер считает, что он способен исцелять больных, вытягивая что-то уникальное из своих пациентов. Тем не менее, единственными, кто чувствует улучшения, являются барышни, которым он помогает. Его спорные методы и их последствия заставили его покинуть Вену и направиться в Париж. Однако же теперь он использует свои уникальные методы, чтобы обеспечить развлечения, за что его осуждают другие врачи. В основу этой исторической драмы положен рассказ о любви Месмера к своей юной пациентке, прекрасной Марии Терезии фон Парадис, слепой дочери советника императрицы Марии Терезии, лечением которой он занимался в 1776-1777 годах и которая позже стала известным музыкантом и композитором…
Франц Антон Месмер (1734-1815)-немецкий врач и целитель, создатель учения о «животном магнетизме» (месмеризма). Родился в Ицнанге, на тот момент деревне неподалеку от города Радольфцелля, на берегу Боденского озера. Был третьим из девяти детей. Его отец служил инспектором по охране фауны у епископа Констанца. Впервые Франц Антон упоминается в 1752 году, когда был зачислен в иезуитский университет Дилленгена. Спустя два года перевелся на третий курс университета Ингольштадта, где изучал теологию. Записи об окончании им этого университета отсутствуют, хотя отдельные источники называют Месмера доктором философии. В 1759 году начал изучать в Венском университете юриспруденцию, но спустя год перевелся на медицину. Окончил обучение в 1766 году, получив звание доктора медицины (его диплом подписан придворным врачом Герардом ван Свитеном). В своей диссертации под названием «О влиянии звезд и планет как лечебных сил» Месмер развивал мысль о существовании универсального гравитационного флюида. Диссертация представляет местами плагиат идей англичанина Ричарда Мида. По окончании университета Месмер стал практиковать в Вене. Вскоре ему удалось войти в высшие слои общества благодаря женитьбе в январе 1768 года на состоятельной вдове Анне Марии фон Пош (1724-1790), которая была на десять лет старше него. От супруги у врача был приемный сын Франц фон Пош (род. 1747), собственными детьми Месмер обзавестись не смог. Отец невесты подарил молодоженам большой дом в районе Ландштрасе. Врач устроил там лаборатории и концертный зал. Он сам любил музицировать, единственный в Вене умел играть на стеклянной гармонике, дружил с композиторами: Кристофом Глюком и Йозефом Гайдном, Леопольдом Моцартом. Именно в доме Месмера 1 октября 1768 года состоялась премьера зингшпиля 12-летнего Вольфганга Амадея Моцарта «Бастьен и Бастьенна». Практиковавший магнитотерапию и написавший о ней еще в 1762 году трактат «Introductio ad utilem usum Magnetis ex chalybe» венский астроном Максимилиан Хелл заинтересовался тезисами докторской диссертации Месмера. Он посоветовал врачу попробовать магнитотерапию и даже передал специально сделанные магниты. Месмер лечил в это время подругу своей жены Франциску Остерлин. Пациентка часто находилась на пороге смерти, испытанные средства не помогали. 28 июля 1774 года врач решил попробовать подарок астронома: приложил к телу пациентки магниты, предварительно дав ей выпить препарат, содержащий железо. Болезни покинули фрау Остерлин в течение буквально нескольких часов. Этот день Месмер назвал датой открытия «животного магнетизма» (правда, Хелл считал излечение фрау собственной заслугой). Спустя 7 лет Леопольд Моцарт писал, что Франциска цветет и хорошеет; к тому времени она вышла замуж за пасынка Месмера и родила двоих детей. Вскоре Месмер выяснил, что способен намагничивать предметы-бумагу, стекло, воду. Тем самым важность для лечения магнита, на которой настаивал Хелл, становилась небезусловной. Это укрепило врача в мысли об оригинальности его открытия, и он разослал сообщение об этом в крупнейшие научные институты Европы. Ответ пришел только из прусской Королевской академии наук (24 марта 1775 года), в котором ученые усомнились в открытии Месмера. В то же время совершенное врачом по империи турне принесло новые успехи. Сначала Антон де Гаен, один из университетских преподавателей Месмера, порекомендовал его венгерскому барону Хорецки де Хорка, и в июне 1775 года доктор отправился лечить аристократа в Рохов. Лечение прошло столь успешно, что в способности Месмера поверил даже скептически настроенный гувернер барона Зайферт. В следующем месяце было несколько чудесных исцелений на родине врача в Констанце. Затем Месмер навестил в Регенсбурге популярного целителя Иоганна Гаснера и убедился в том, что тот фактически использует «животный магнетизм». Последующее присутствие врача в Мюнхене совпало с расследованием, которое в отношении Гаснера назначил баварский курфюрст Максимилиан III. Месмер подтвердил честность целителя, объяснив (со своей точки зрения) причину чудесных исцелений и тут же продемонстрировав (23-24 ноября) несколько из них. Одним из исцеленных оказался секретарь Баварской академии наук Ильдефонс Кеннеди, еще одним стал академический советник Петер фон Остервальд (в следующем году он опубликует в Аугсбурге об этом событии книгу). 28 ноября 1775 года Баварская академия избрала Месмера своим членом. По возвращении в столицу доктор встретил прохладный прием со стороны профессионального медицинского сообщества. В зарубежных журналах публикуется анонимная корреспонденция из Вены, высмеивающая методы Месмера. Наконец, конфликт с коллегами перешел в открытую фазу, когда врач принялся за лечение слепой 18-летней пианистки Марии Терезии фон Парадис, пользовавшейся покровительством императрицы. Пианистка потеряла зрение в возрасте четырех лет. В ее лечении потерпели неудачу лейб-медик Антон фон Штерк и его ученик Йозеф Барт, и в конце 1776 года родители музыкантки обратились к Месмеру, который поместил пациентку в госпиталь, устроенный в собственном доме. 9 февраля 1777 года девушка стала говорить, будто может различать контуры предметов. Отец пациентки заявил о положительных результатах лечения в письменном виде. Однако вскоре родители потребовали вернуть дочь домой, на что та ответила отказом. Тогда ее уговорили вернуться домой на время, после чего Месмера к ней уже не допустили. Коллеги врача заявили, что никакой ремиссии на самом деле не было, это плод воображения Месмера, который всего лишь шарлатан. Стараниями Барта и Штерка против Месмера были мобилизованы кардинал-священник Кристоф фон Мигацци, а также императрица Мария Терезия. Врачу было предъявлено обвинение в мошенничестве и приказано или прекратить практику, или покинуть Вену. Месмер предпочел покинуть столицу, причем без жены, что дало дополнительную почву слухам о наличии у него романа с пациенткой. После этого случая Франц Антон впал в депрессию, которая затянулась на три месяца. Сперва он пытался обосноваться в Швейцарском союзе, но в феврале 1778 года появился в Париже. В 1778 году Месмер перебрался в Париж, где снял квартиру на Вандомской площади. С этого времени начинается его европейская слава. В пациенты к Месмеру записались многие французские аристократы (включая маркиза де Лафайета), а слава дошла до Марии-Антуанетты. На групповых сеансах десятки пациентов лечили погружением ног в фонтан с намагниченной водой, тогда как руками они держались за провода, присоединенные к «магнетизированным» деревьям. Сам Месмер аккомпанировал этому действу на фортепьяно или стеклянной гармонике. В 1779 году продемонстрировал в Париже опыты с «животным магнетизмом», посредством которого можно якобы изменить состояние организма, в том числе излечивать болезнь. Деятельность Месмера обеспокоила медицинский факультет Сорбонны, который объявил ему войну в сатирических журналах и памфлетах. В 1784 году идеи Месмера стали предметом рассмотрения двух научных комиссий, в которые входили такие светила науки, как Антуан Лавуазье и Бенджамин Франклин. Ученые мужи пришли к заключению, что единственной причиной месмерических феноменов является чрезмерно возбужденное воображение пациента. Чтобы заглушить голоса скептиков и «научной инквизиции», Месмер организовал Общество вселенской гармонии, которое накануне революции насчитывало 430 членов. Отделения общества действовали в Страсбурге, Лионе, Бордо, Монпелье, Байонне, Нанте, Гренобле, Дижоне, Марселе, Кастре, Дуэ и Ниме. Штаб-квартирой общества служил роскошный особняк Куаньи в центре Парижа. В качестве казначея общества Месмер обзавелся состоянием в 344 тыс. ливров и стал самым богатым ученым Европы. Ввиду начинавшейся революции Месмер был вынужден покинуть Францию, вслед за чем последовали его поездки по Германии и Англии. После смерти жены в 1790 году Месмер прибыл 14 сентября 1793 года в Вену, где уже 17 ноября был арестован по обвинению в антигосударственной деятельности, и 9 декабря был выслан к месту своего рождения. В 1794 году Месмер приобрел гражданство швейцарского кантона Тургау, где продолжал свою врачебную практику, которая, однако, была малоуспешной. Кроме того, местные врачи были весьма невысокого мнения о его методах. Вероятно, это побудило его вернуться во Францию: период между 1798 и 1801 годами он провел в Париже и в Версале, где опубликовал ряд своих работ и сборник мемуаров, а также-в качестве компенсации за упраздненные государственные облигации, держателем которых он был-смог добиться получения ежегодной пенсии в 3000 франков. В 1809 году он вернулся в Швейцарию, и до 1812 года уединенно жил в Фрауэнфельде, проведя два следующих года в Констанце. Летом 1814 года Месмер остановился в Ридетсвайлере под Меерсбургом, заняв к осени квартиру в здании меерсбургского госпиталя Святого Духа, где 5 марта 1815 года скончался от сердечного приступа. Первое развернутое жизнеописание Месмера составил в 1856 году Юстинус Кернер. В 1776 году Месмер пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента, но не благодаря самому магниту, а в результате действия таинственной силы-флюида, исходящей от магнетизера. Эта сила, названная им «животным магнетизмом», якобы может накапливаться, усиливаться за счет зеркал или звука и передаваться другим с целью устранения болезней. По мнению Месмера, неравномерное распределение флюида в организме вызывает болезни, а добиваясь гармонического перераспределения флюида, можно излечить болезнь. Месмер писал: «Животный магнетизм (флюид) передается прежде всего посредством чувства. Только чувство позволяет постигнуть эту теорию». Он утверждал, что флюиды врача передаются больному за счет магнетических пассов и прикосновений, прямо или опосредованно.
Под влиянием этих идей Месмер разработал психотерапевтический прием лечения, который был назван им «бакэ». Суть его в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышку которого через специальные отверстия вставлены намагниченные железные стержни. В условиях группового сеанса пациенты прикасались к ним и друг к другу, создавая цепь, по которой «циркулировал» флюид. Магнетизер при этом должен был коснуться чана, передавая через него целительную энергию всем пациентам одновременно. Месмер полагал, что в состоянии магнетического сна или транса некоторые люди могут предвидеть будущее и прозревать далекое прошлое, способны видеть внутренние органы-как свои, так и других людей, распознавать болезни, определять средства лечения и т. п. При этом механизм лечения имел, по его мнению, сугубо физиологическое, а не психологическое содержание. Несмотря на критику теоретических положений метода Месмера, интерес к нему сохранялся до начала XX века, привлекая внимание ученых и врачей (И. Бернгейм, А. Льебо, Ж. Шарко). Феномен месмеризма способствовал формированию научных представлений о гипнозе и практических методов гипнотерапии. Он предлагал идею, что путь к выздоровлению лежит через растворение сознания пациента в сознании врача, подчинение своего «Я» гипнотизеру. Оказал существенное влияние на философию романтизма. Месмер ввел в научный оборот термин «раппорт», означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида». Впоследствии «раппорт» в гипнотерапии стал означать словесный контакт гипнотизера с пациентом, находящимся в гипнотическом состоянии.
Месмеризм (животный магнетизм)-гипотеза немецкого врача и астролога эпохи Просвещения, Франца Месмера о том, что некоторые люди обладают «магическим магнетизмом» и способны излучать телепатическую энергию. До конца XIX века в разных странах были выпущены сотни трактатов о животном магнетизме. Лица, практиковавшие месмеризм в медицинских и иных целях, именовались магнетизерами. Согласно Месмеру, люди выделяют особого рода магнитную энергию, или флюиды, которые позволяют им устанавливать телепатическую связь друг с другом: «Все тела в той или иной мере способны проводить магнетический флюид так, как это делает природный магнит. Этот флюид наполняет всю материю. Этот флюид может быть аккумулирован и усилен так же, как электричество. Этот флюид можно передавать на расстоянии. В природе есть два вида тел: одни усиливают этот флюид, а другие его ослабляют». Считалось, что животный магнетизм может передаваться на любые живые и неживые объекты, действовать на любых расстояниях, может накапливаться или усиливаться за счет зеркал или звука. По мнению Месмера, неравномерное распределение флюида в организме вызывает болезни, а добиваясь гармонического перераспределения флюида, можно излечить болезнь. Месмер писал: «Животный магнетизм (флюид) передается прежде всего посредством чувства. Только чувство позволяет постигнуть эту теорию». Он утверждал, что флюиды врача передаются больному за счет магнетических пассов и прикосновений, прямо или опосредованно. Под влиянием этих идей Месмер разработал психотерапевтический прием лечения, который был назван им «бакэ». Суть его в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышку которого через специальные отверстия вставлены намагниченные железные стержни. В условиях группового сеанса пациенты прикасались к ним и друг к другу, создавая цепь, по которой «циркулировал» флюид. Магнетизер при этом должен был коснуться чана, передавая через него целительную энергию всем пациентам одновременно. Месмер полагал, что в состоянии магнетического сна или транса некоторые люди могут предвидеть будущее и прозревать далекое прошлое, способны видеть внутренние органы-как свои, так и других людей, распознавать болезни, определять средства лечения и т. п. При этом механизм лечения имел, по его мнению, сугубо физиологическое, а не психологическое содержание. В 1770-е годы австрийский священник Гасснер прославился искусством излечивать больных одной лишь силой молитвенного слова, без помощи лекарств. В 1775 году курфюрст Максимилиан III пригласил Гасснера к своему двору и созвал светил тогдашней медицины, чтобы исследовать этот феномен. Среди приглашенных был и медик Месмер, который объяснил успехи Гасснера действием «животного магнетизма». Он ссылался на именитых ученых прошлого, которые рассуждали о существовании тайной «симпатии» (магнетической связи) между людьми и предметами. Своими предшественниками Месмер считал Парацельса, Фладда, Кирхера и Гельмонта. Месмер начал проповедь своего учения еще в 1773 году. Через три года он впервые применил «животный магнетизм» в медицинских целях, тем самым положив начало современному гипнозу. Заявления Месмера привлекли к себе внимание широкой общественности и серьезных ученых, так как давали истолкование таким необъяснимым психическим состояниям, как гипноз и транс. Значение трудов Месмера для введения гипноза в медицинскую практику признавал Джеймс Брейд.Месмер практиковал в имперской столице, Вене, до 1777 года, когда получили огласку его неудачное лечение и, по слухам, интимная связь с придворной пианисткой, девицей Парадиз. «Здесь объявили меня шарлатаном, а всех, кто верит мне, дураками»-негодовал Месмер. В 1778 году он перебрался в Париж, где поселился на Вандомской площади. Среди первых французских пациентов были авторитетный банкир Корнман и маркиз де Лафайет, восторженно описавший «дар Месмера» в письме к Вашингтону.
Заручившись поддержкой королевы Марии-Антуанетты, Месмер основал Институт магнетизма, где пациентов лечили погружением ног в фонтан с намагниченной водой, тогда как руками они держались за провода, присоединенные к «магнетизированным» деревьям. Сам Месмер аккомпанировал этому действу на фортепьяно или стеклянной гармонике. В каждом сеансе принимало участие до сотни пациентов. Увлечение королевского двора идеями Месмера породило шквал критики. Регулярно публиковали сатирические отзывы о Месмере и его последователях «Журнал медицины» и «Газета о здоровье». Борьбу с месмеристами возглавил медицинский факультет Сорбонны, под давлением которого король Людовик XVI образовал в 1784 году две научные комиссии с тем, чтобы они разобрались в существовании флюидов. Среди членов этих комиссий были такие светила науки, как Антуан Лавуазье и Бенджамин Франклин. Ученые мужи пришли к заключению, что никаких флюидов не существует, а единственной причиной месмерических феноменов объявили силу воображения пациента. Вооружившись этим заключением, профессора медицины Сорбонны потребовали от сторонников Месмера подписать официальное отречение от своих «заблуждений». Чтобы заглушить голоса скептиков и «научной инквизиции», Месмер организовал Общество вселенской гармонии, которое накануне революции насчитывало 430 членов. Отделения общества действовали в Страсбурге, Лионе, Бордо, Монпелье, Байонне, Нанте, Гренобле, Дижоне, Марселе, Кастре, Дуэ и Ниме. Штаб-квартирой общества служил роскошный особняк Куаньи в центре Парижа. В качестве казначея общества Месмер обзавелся состоянием в 344 тыс. ливров и стал самым богатым ученым Европы. К этому времени учение о животном магнетизме разделилось на несколько рукавов. Основное направление во главе с самим Месмером составляли материалисты, считавшие физической основой телепатии флюиды, или «животное электричество». Идеалистическое крыло месмеризма (маркиз де Пюисегюр, Делез, шевалье де Барбарен) признавало действующей силой магнетизма не флюиды, а непосредственно волю человека. Его представители любили рассуждать о скрытых возможностях человеческой души, которые демонстрирует, по их мнению, сомнамбулизм. Наконец, магнетизмом заинтересовались отдельные масонские ложи, соединившие теорию Месмера с оккультными построениями Сведенборга (т. н. спиритуализм). В исторической перспективе именно это направление оказалось наиболее долговечным и влиятельным. Революция 1790-х годов не только обозначила торжество рационализма в интеллектуальной жизни Франции, но и подорвала социальную основу Общества Месмера. Ретировавшись из Франции, где учение о животном магнетизме было окончательно отвергнуто академическими кругами, доктор Месмер оконч ил свою жизнь в нищете и безвестности. С наступлением эпохи романтизма возрождается интерес к непознанным, иррациональным сторонам существования, включая месмеризм. В начале XIX века сторонники Месмера нашли приют в Пруссии, где их идеи разделял самый влиятельный медик того времени, Гуфеланд. В новейшей версии это был скорее спиритуализм, сочетавший применение гипноза в медицинских целях с погружением пациента в «сомнамбулический транс» и оккультной практикой ясновидения. В 1812 году прусский король учредил новую комиссию для исследования возможностей магнетизма. Как и в дореволюционной Франции, местная академия наук решительно потребовала поставить заслон проникновению «шарлатанства» в медицинскую практику. Однако это решение заблокировали лейб-медик Гуфеланд, канцлер Гарденберг и министр Гумбольдт. Благосклонное по отношению к магнетизерам заключение комиссии позволило открыть кафедры месмеризма в Берлинском и Боннском университетах. Одну из них занял доктор Кореф, который впоследствии с успехом практиковал в Париже. Из Берлина магнетизеры разъезжались по другим странам Европы. В Швабии идеи Месмера активно пропагандировал доктор Кернер. Дерптский профессор физики Георг Паррот отмечал в 1816 году, что «животный магнетизм вновь поднимается после того смертельного удара, который был нанесен ему общественным мнением», а два года спустя Николай Греч утверждал, что «чудесная сила магнетизма… не подвержена никакому сомнению». Мистически настроенный царь Александр I, заручившись в 1815 году заключением Петербургской академии о реальности Месмеровых флюидов, разрешил в 1816 году практиковать магнетизм только квалифицированным врачам и только под надзором Медицинского департамента. Через год аналогичный указ вышел и в Дании. В 1820-е году эксперименты Эрстеда, Ампера и Фарадея в области электромагнетизма позволили прояснить природу физического магнетизма. Одновременно медики разных стран изучали механизм действия нервной системы и не находили никаких доказательств существования магнетической жидкости, или флюидов. С каждым годом новые и новые открытия выбивали почву из-под ног последователей Месмера, пока к середине XIX века его теория окончательно не перешла в область лженауки (парапсихологии). Впоследствии о «животном магнетизме» продолжали писать адепты оккультной медицины и авторы эзотерической литературы (напр. Е. Блаватская в «Разоблаченной Изиде»). Писатели эпохи романтизма не скрывали интереса к возможностям магнетизма. К примеру, Жан Поль излечил этим способом зубные боли жены, тогда как Шеллинг потерпел полное фиаско в лечении своей падчерицы. Гофман, посвятивший «темной стороне» месмеризма новеллу «Магнетизер» (1814), вернулся к этой теме в повестях «Зловещий гость» и «Пустой дом». В России о магнетизерах писали А. Погорельский (роман «Магнетизер») и В. Одоевский (повесть «Косморама»). Американский писатель Эдгар Аллан По обратился к этой тематике в рассказах «Месмерическое откровение», «Повесть Крутых гор» и «Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром».Так же Н. В. Гоголь в повести «Нос» касается темы животного магнетизма. Среди писавших о месмеризме в XX и XXI веках-Брэм Стокер («Логово белого червя»), Артур Конан Дойл («Записки зомбированного»), Олдос Хаксли («Остров»), Виктор Пелевин («Смотритель»), Генри Лайон Олди («Алюмен»). В романе Дэна Симмонса «Друд или человек в черном» известный английский писатель Чарльз Диккенс практиковал месмеризм. В рассказе Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» месмеризм представлен как прототип религии будущего под названием Мерсеризм. Тема месмеризма поднимается в культовом фильме Киеси Куросавы «Исцеление» (1997), сочинении Александра Сергеевича Пушкина «Пиковая дама».
Мария Терезия фон Парадис (1759-1824)-австрийский музыкант и композитор. В раннем возрасте потеряла зрение. Моцарт посвятил ей концерт для фортепиано с оркестром № 18 си-бемоль мажор. Мария Терезия фон Парадис родилась в 1759 году в Вене в семье правительственного советника Йозефа Антона Парадиса и его жены Марии Розалии. Ее назвали в честь императрицы Марии Терезии, при дворе которой работал ее отец. В возрасте четырех лет девочка потеряла зрение в результате кровоизлияния. Но это не остановило ее от того, чтобы заниматься музыкой. С конца 1776 и до середины 1777 годов она лечилась у известного врача Франца Антона Месмера. В возрасте семи лет юная Мария Терезия уже пела партию сопрано в «Stabat Mater» Перголези и аккомпанировала себе на органе. Это выступление настолько растрогало императрицу, присутствовавшую на концерте, что на тут же распорядилась назначить пенсию одаренной девочке, на которую та могла бы продолжить свои занятия музыкой. Педагогами Марии Терезии фон Парадис были самые выдающиеся музыканты своего времени: фортепиано ей преподавал Леопольд Кожелух, пение и композицию-Антонио Сальери. С 1775 года Мария Терезия фон Парадис начинает постоянную концертную деятельность, выступая не только как пианистка, но и как композитор. Начиная с 1789 года в основном занималась сочинением музыкальных произведений, написав к 1797 году 5 опер и три кантаты. В 1808 году основала в Вене собственную музыкальную школу, где преподавала до самой смерти в 1824 году. Среди ее произведений есть трио, концерты и сонаты фортепиано, а также сценические произведения. С 1783-по 1786 год Мария Терезия фон Парадис совершает турне Европой. В этом турне она выступает при самых влиятельных дворах Европы: в Париже, Лондоне, Брюсселе и др. В Париже восторг публики и общественности был столь велик, что власти принимают решение создать специализированный институт для незрячих людей. Для того чтобы реализовать эту идею Мария Терезия фон Парадис начинает собирать деньги, заработанные выступлениями. Концерт № 18 си-бемоль мажор, написанный Моцартом и посвященный Марии Терезии, наряду с прочими сочинениями был не раз исполнен пианисткой в ходе европейского турне.