Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СОБАЧИЙ МИР-2»
(Mondo Cane-2)

Италия, 1964, 100 мин., «Cineriz»
Режиссеры и продюсеры Франко Проспери и Гуалтьеро Джакопетти, композитор Нино Оливьеро

Картина построена в том же духе, что и предыдущая. Множество кровавых и шокирующих сцен: собакам удаляют голосовые связки, едят насекомых, мы видим рынок рабов, буддийский монах поджигает себя. Закадровый комментарий не обладает глубиной, а лишь описывает то, что происходит на экране. Режиссерами картины вскоре был выпущен еще один похожий фильм под названием «Прощай, Африка» (1966)...
Чувствуя свой долг перед продюсерами, и по их настойчивой просьбе, Джакопетти согласился смонтировать официальное продолжение «Собачьего мира», над которым отказался работать третий режиссер, Паоло Кавара. Франко Проспери, однако, не видел в зарабатывании денег ничего зазорного, и с энтузиазмом принялся за новую работу. Для этого фильма впервые были использованы постановочные сцены тех эпизодов, которые не удавалось снять документально, что в будущем стало общим местом и обычной практикой всех аналогичных фильмов. Смонтированный из новых эпизодов и неиспользованных сцен «Собачьего мира», фильм открывается грамотной издевкой над британскими цензорами, которые запретили первый фильм из-за сцен насилия над животными. Во второй части, кстати, насилия над животными вообще практически нет, да и общий настрой фильма намного позитивней. Разумеется, тут есть и грустные моменты, но здорового позитива и издевательской иронии все равно намного больше. Джакопетти специально решил во второй части как следует поиздеваться над многочисленными проявлениями людской глупости вообще, и над американским образом жизни, в частности. Чего только стоит абсурдная зарисовка про парики, переодетых женщинами полицейских или передвижные публичные дома. Закадровый комментарий также стал намного более циничным и издевательским, высмеивая как общество потребления, так и просто людскую глупость вместе с откровенно идиотскими модными тенденциями. Явно видно, что авторы фильма радикальные нонконформисты, которые, тем не менее, не прочь взять свой кусок денег и славы. К старым темам первого фильма (религия, еда, секс, смерть, искусство, социальные отношения и ритуалы) добавилась политика, бизнес и откровенный бурлеск в виде финального музыкального номера. По сравнению с первой картиной, действительно занятных или просто мало-мальски интересных эпизодов стало меньше, но смотреть вторую часть все еще интересно, особенно из-за абсурдных издевательских эпизодов и комментариев. Еще во время съемок «Собачьего мира» один из продюсеров, Анжело Риццоли, предложил авторам задуматься о других документальных проектах в том же ключе. Джакопетти был против идеи продолжения, справедливо полагая, что это уже не будет чем-то новым, а лишь ненужной коммерческой эксплуатацией уже пройденного им этапа, в то время как Проспери был не против, благо отснятого материала им хватило бы еще на десять полнометражных фильмов. Как бы там ни было, но под давлением продюсеров в начале 1963 года на экранах всего мира появилось продолжение успешного фильма, под малооригинальным названием «Собачий мир-2». Помимо неиспользованных в первой ленте материалов, для продолжения были отсняты дополнительные сцены в Африке, Америке, Европе и Индии, а также был приобретен материал у других производителей. Именно благодаря этому в фильм попала сфабрикованная сцена самосожжения буддистского монаха, и с этого момента «Собачий мир-2» сдал уже не документальным, а практически игровым кино. Если какое-то событие не могло быть снято таким образом, как того желали авторы, то оно специально реконструировалось. Сам Джакопетти полностью отказывается от второй части, не считая ее своей работой, и особенно его бесит тот факт, что именно после этого фильма слово «mondo» стало нарицательным обозначением целого жанра имитаций, зачастую очень дешевых и безумно плохого качества. Mondo Bizarro, Mala Mondo, Mondo Nudo, Mondo Teeno, Mondo Topless, Mondo Balordo, Mondo Oscenita, Mondo Freudo-вот лишь некоторые из дешевых поделок, заваливших в шестидесятые годы кинотеатры всего мира. В то время как Джакопетти активно ненавидел все эти дешевые фильмы, с которыми неподготовленный зритель зачастую путал его собственный «Собачий мир», Франко Проспери не прочь был приторговать материалом, который так и не был использован в первых двух частях, не видя в этом ничего зазорного. Кстати, именно Проспери был вторым режиссером итало-советского комедийного фильма Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» (1974).