Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НАНУК С СЕВЕРА»
(Nanook of the North)

США, 1922, 79 мин., немой, черно-белый
Режиссер, сценарист,оператор и продюсер Роберт Дж. Флаэрти, композитор Стэнли Сильверман
В ролях: Нанук, Найла, Кунайю, Камок, Аллегу, Берри Крегер

История документального кино-которое, как принято считать, представляет собой съемку непосредственной реальности-берет начало с изобретения кинематографа. Отцом документального кино называют Роберта Дж. Флаэрти. Вырос Флаэрти на границе США и Канады. С самого детства ему нравилось изучать отдаленные дикие местности, а потом исследования превратились в работу-он стал производить картографические съемки канадского Заполярья. Перед отправкой в одно из путешествий кто-то предложил Флаэрти взять с собой кинокамеру; в течение следующих нескольких лет он отснял много фильмов о земле и ее обитателях, которые в 1916 г. начал показывать в Торонто на частных просмотрах. Реакция была самой восторженной, но, едва собравшись отправить отснятый материал в Соединенные Штаты, Флаэрти уронил на пленку пепел с сигареты, и все негативы-более 9000 м-сгорели дотла. Флаэрти потребовались годы на то, чтобы собрать достаточно средств, вернуться на север и отснять новый материал. Он решил сделать героем своего фильма Нанука, знаменитого среди инуитов охотника. Выбрав лучшие сцены из его повседневной жизни, Флаэрти создал впечатляющий фильм «Нанук с Севера», споры о котором не прекращаются и по сей день. Подробно показанная жизнь Нанука и его семьи на протяжении нескольких недель-романтическая ода человеческому мужеству и силе духа. Нанук с гордостью рассказывает о севере, и все же многим зрителям после просмотра вспоминается лишь неистовство арктического пейзажа. Более того, картина получила действенную (хотя и трагическую) рекламу, когда Нанук и его семья погибли в свирепой метели вскоре после окончания работы над фильмом. Получился впечатляющий финал, в котором семья ищет, где укрыться от вьюги. Многие студенты, изучающие кинематографию сегодня, критически относятся к этой картине, поскольку возникает ощущение, что многие ее сцены поставлены для камеры (несколько раз можно понять, что Флаэрти выкрикивает указания Нануку и членам его семьи). Все же даже через столько лет у фильма остались и защитники, такие как Андре Базен, которые отмечают самое выдающееся достижение Флаэрти-ему удалось рассказать о быте охотников Заполярья. Такие подробности охоты на моржей, как погода или момент выстрела, кажутся важнее дальнего плана медленно крадущегося за добычей охотника. Сияющее лицо Нанука, когда он согревает руки своего сына, настолько выразительно, что его можно считать величайшим актером. Называйте фильм как вам нравится-документальным, художественным или сочетанием того и другого, но, несомненно, «Нанук с Севера» останется одной из картин, заслуженно причисляемых к классике.
Фильм о Нануке явился новым словом в кинематографе. В нем не было тенденциозных инсценировок, свойственных большинству этнографических картин начала ХХ века, и отсутствовал снисходительный взгляд представителя «цивилизованной нации». Режиссер показал эскимосов не свысока, а так, как они сами видят себя. Он открыл в этом произведении новаторскую форму документального фильма, основанного на длительном кинонаблюдении реальной жизни…
Фильм посвящен эскимосам, населяющим берега Гудзонова залива в Канаде. В центре сюжета-проживающие в суровых условиях северной жизни охотник и глава семейства Нанук (в переводе «Медведь»), а также две его жены и дети. По своим размерам охотничьи угодья Нанука и его семьи под стать небольшому королевству. Они столь же велики, как и Англия, вот только население всего 300 душ. Вождь итивимуитов, великий охотник, известный на всю Унгаву-Нанук, белый медведь-отрывок из титров фильма. В картине запечатлены основные составляющие быта эскимосов: охота на моржей, добыча пищи, строительство хижин-иглу, передвижение на собачьих упряжках. Роберт Флаэрти провел среди эскимосов 16 месяцев с целью изобразить целый год из жизни этого народа…
Немой фильм, сочетающий в себе еще полностью не сформировавшиеся на момент выхода картины жанры документального кино и драмы, снятый американским режиссером Робертом Флаэрти в 1922 году. Фильм характеризуется отсутствием предвзятого подхода к съемке, большого количества инсценировок и превосходства «цивилизационной нации», что было присуще значительной части этнографических картин начала XX века. Путем нового на то время метода, заключавшегося в продолжительном фиксировании на пленке обыденной реальности, Роберт Флаэрти преследовал цель показать жизнь эскимосов такой, какая она есть, без прикрас. «Нанук с севера» является одним из первых антропологических кинофильмов. В августе 1910 года сэр Уилльям Маккензи, чья трансконтинентальная Северная канадская железнодорожная магистраль была лишь на начальном этапе строительства, предложил пишущему эти строки отправиться в экспедицию на острова восточного побережья Гудзонова залива, где, как предполагалось, находились залежи железной руды-пишет Роберт Флаэрти в своей статье «Как я снимал фильм «Нанук с севера». Будучи исследователем, Роберт Флаэрти в ходе четырех экспедиций, заказанных Уилльямом Маккензи, сумел найти залежи железной руды. Из-за того, что найденная руда была низкого качества, а ее дальнейшая добыча не представляла интереса с экономической точки зрения, экспедиции, которые в общей сложности продлились шесть лет, были признаны неудавшимися. Однако на протяжении всего этого времени Флаэрти занимался не только поисками руды, но и киносъемкой. Он планировал создать полноценный фильм об эскимосах, проживающих на территории Северной Канады. На деньги, полученные от продаж фильма Флаэрти хотел покрыть расходы на проделанные экспедиции. С 1913 по 1914 годы он использовал более 9 тысяч метров пленки, которую по окончании экспедиций благополучно доставили в Торонто. Первая попытка создания фильма не была удачной, так как во время монтажа из-за случайно упавшей на пол сигареты произошел пожар, и вся имеющаяся пленка сгорела дотла. Для Флаэрти это событие стало настоящей трагедией, однако, как режиссер потом замечает в своей статье, возможно, это было и к лучшему, ведь сгоревшая пленка была отснята весьма непрофессионально. После этого события интерес кино у Флаэрти только возрастал. Уже в 1920 году он решает вновь посетить эскимосов на полуострове Унгава в Гудзоновом заливе. На этот раз Флаэрти был настроен еще серьезнее и снарядился всем необходимым. Он взял: 23 километра пленки, передвижную электростанцию, кинопроектор, две камеры и печатную машину, которая позволяла бы демонстрировать эскимосам отснятый материал, чтобы те могли видеть допущенные ими во время съемок ошибки. Окончательная работа над фильмом завершилась в 1922 году. В своей рецензии американский кинокритик Роберт Эберт говорит о том, что одна из ключевых сцен фильма, а именно охота на моржа, возможно, была частично смонтирована, так как зритель так и не увидел, как охотники достают на берег пойманного моржа. Другим вымышленным аспектом фильма, как пишет Эберт, является тот факт, что две женщины, изображенные на экране в качестве жен Нанука, а также представленные в фильме дети Нанука на самом деле таковыми не являются, и были подобраны для создания сюжета. В своем эссе американский профессор и писатель Дин Данкан отмечает, что традиционная одежда , которую в фильме носят эскимосы, к тому времени уже не использовалась. Еще до съемок кинокартины эскимосы начали носить привычную для Запада одежду. Он также пишет, что показанные в фильме хижины-иглу изо льда и снега уступали место домам, сделанным из других материалов; что гарпун, при помощи которого охотился главный герой, был заменен ружьем, а вместо байдарок появились моторные лодки. Тюлень, которого Нанук во время охоты удерживает на канате, на самом деле уже мертв, а тянут канат вместо тюленя друзья Нанука. Еще одним постановочным кадром было убийство моржа. Во время охоты на него эскимосы попросили Роберта Флаэрти прервать запись, чтобы воспользоваться ружьями. Американский кинокритик и писатель Денис Шварц в своей рецензии также говорит о некоторых срежиссированных моментах фильма. Так, для съемки интерьера хижины-иглу было необходимо много солнечного света, которого практически не было внутри сооружения. Поэтому для съемки этого фрагмента понадобилось снести половину хижины. «Нанук с севера» сделал огромный вклад в развитие кинематографа. Несмотря на то, что в фильме присутствуют постановочные кадры, он считается одним из первых в истории представителей документального кино. В 2014 году британский журнал о кино «Sight and Sound» поставил «Нанук с севера» на 7-е место в рейтинге лучших документальных кинофильмов за всю историю кинематографа. В своей песне «Don't eat the yellow snow» («Не ешь желтый снег») американский композитор и музыкант Фрэнк Заппа делает отсылку на фильм «Нанук с севера», представляя, что он эскимос Нанук. Австралийская рок-группа «Regurgitator» в 1995 году сняла клип на песню «Blubber boy», который является пародийной версий фильма «Нанук с севера». Канадская певица, исполнительница инуитского горлового пения Таня Тагак в 2015 году создала собственный музыкальный проект, посвященный фильму «Нанук с севера». В 1994 году режиссер Клод Массо снял документальный фильм, посвященный процессу создания кинокартины «Нанук с севера». Флаэртиана-международный фестиваль документального кино, который ежегодно проводится в Перми. Фестиваль, получивший имя американского режиссера, обозначил эстетические принципы, которые Роберт Флаэрти впервые применил в фильме «Нанук с Севера». Основной признак такого кино-главный герой, который проживает на экране часть своей жизни, сформулированную режиссером согласно законам драматургии. Главные методы-длительное наблюдение, «привычная» камера. Первый фестиваль состоялся в 1995 году и до 2006 года проводился один раз в два года скорее по формуле теоретического симпозиума, чем конкурса. С 2006 года фестиваль перешел в статус ежегодного международного фестиваля документального кино с международным жюри. 16-месячные съемки фильма обошлись в 53 тысячи долларов. У Роберта Флаэрти был роман с Найлой, одной из женщин, сыгравших роль жен Нанука. Более того, Найла даже родила от режиссера ребенка Джозефа. Главного героя фильма Нанука на самом деле звали Аллакариаллак.