Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА»
(Navrat ztraceneho syna)

Чехословакия, 1967, 103 мин., ч/б, «Filmove studio Barrandov»
Режиссер и сценарист Эвальд Шорм, сценарист Сергей Махонин, композитор Ян Клусак
В ролях Яна Брейхова, Нина Дивискова, Карел Ховорка, Ян Качер

Инженер Ян Себек проходит курс лечения в психиатрической лечебнице после своей неудачной попытки покончить жизнь самоубийством. Его терапевт, беседуя как с пациентом, так и с людьми, которые его знают, пытается выяснить, что заставило молодого и, казалось бы, удовлетворенного человека решить покончить с собой. Хорошенькая жена Яна утверждает, что ничего не знает, но она крутит роман с другом семьи, почти публично и с благословения своих родителей…
Хороший фильм. На международном кинофестивале в Локарно картина удостоилась специального упоминания.
Из журнала «Искусство кино». Фильм начинается с прихода санитарной машины в психиатрическую клинику. В ней привозят молодого архитектора Яна Шебека, работника проектного института, человека талантливого, пользующегося уважением товарищей, счастливого в семейной жизни. Неожиданно для всех Ян Шебек пытался покончить жизнь самоубийством. В длительных беседах доктор пытается выяснить генезис «болезни» Шебека. Диагноз ясен: «Ян постепенно теряет инстинкт самосохранения. Начинает мириться с аморальным. Перестает считать себя нормальным. И это приводит его к конфликту с самим собой и с миром нормальных людей, которые его окружают». Доктор решает выписать больного, хотя твердо уверен, что тот вернется. И Ян возвращается, возможно, навсегда. Критик «Литерарних новин» А. Лим сообщает; что создатели картины присутствовали на дискуссии о фильме, проведенной в Высшей партийной школе ЦК КПЧ, где картина была высоко оценена, полное одобрение нашли у аудитории мысль и пафос художника: «Шорм не философ и не аналитик, он не провоцирует и не развлекает, он слегка касается мест, казавшихся безопасными, безболезненными, и под этим прикосновением они начинают болеть, и человек убеждается, что истины нс так уж непреложны. И что он сам, кроме всего прочего, еще и клубок вопросов, которые до сих пор забыл поставить». Судя по рецензиям, опубликованным в чехословацкой прессе, большинство новых чешских и словацких фильмов рассказывают либо о событиях прошлого, либо, если речь в них идет о современности, посвящены они проблемам, едва ли являющимся в наши дни самыми кардинальными. Впрочем-это следует сразу подчеркнуть-кинопродукция всего лишь нескольких месяцев нс дает, конечно, оснований к тому, чтобы делать из вышеназванного обстоятельства какие-либо далеко идущие выводы.