Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ШАРЛАТАН»
(Nightmare Alley)

США, 1947, 110 мин., ч/б, «20th Century Fox»
Режиссер Эдмунд Гулдинг, композитор Сирил Мокридж
В ролях Тайрон Пауэр, Джоан Блонделл, Колин Грей, Хелен Уокер, Майк Мазурки, Ян Кейт

Молодой Стэн Карлайл является ассистентом Зины, которая исполняет на ярмарке телепатический номер со своим мужем-алкоголиком Питом. Стэн мечтает овладеть тайным кодом вызова духов, который когда-то позволил Зине и Питу сделать знаменитый телепатический номер. Вскоре Пит умирает в результате того, что Стэн по ошибке дал ему бутылку не с алкоголем, а с воспламеняющейся жидкостью. Зина рассказывает ему код, и Стэн становится ее новым партнером. Соблазненный молодой Молли, он вынужден на ней жениться. Стэн начинает вместе с ней исполнять номер, который он делал вместе с Зиной, показывая его в шикарных отелях. На сцене Стэн занимается предсказаниями и отгадывает загадки зрителей. Он знакомится с психологом Лилит Риттер, которая записывает на магнитофонную пленку откровения своих клиентов. Стэн начинает использовать эту информацию, чтобы войти в доверие к магнату Эзру Гриндлу. Стэн требует от Молли, чтобы она изобразила умершую возлюбленную старого человека. Она должна прогуляться как призрак среди деревьев в его саду. Но, пораженная кощунством того, что она делает, Молли раскрывает все прямо посредине своего выступления. Стэн вынужден покинуть город. Лилит вручает ему деньги, которые он получил от Гриндла. Правда, она заменяет все крупные купюры долларовыми билетами. Когда Стэн это обнаруживает, он возвращается к ней и понимает, что столкнулся с властным и хитрым человеком. Лилит в действительности обращалась с ним, как с одним из своих пациентов и угрожает посадить Стэна в психиатрическую лечебницу. Этот провал, предсказанный картами Зины, как когда-то и смерть Пита, наносит суровый удар по психике Стэна. Он начинает пить, становится бродягой и зарабатывает деньги на ярмарке в монстрообразном аттракционе, который исполняли самые жалкие человеческие отбросы, предстающие перед публикой в виде получеловека-полузверя…
Достаточно необычный фильм ужасов с Тайроном Пауэром («Джесси Джеймс», 1939; «Знак Зорро», 1940; «Кровь и песок», 1941; «Черная роза», 1950; «Восход луны», 1957) в не совсем привычной для него роли. Великолепная постановка Эдмунда Гулдинга. Джордж Джессель, знаменитый актер мюзик-холла, став продюсером, купил для компании «20th Century Fox» права на странный роман Уилльяма Линдсей-Гришема, в котором каждая глава имела в качестве названия одно из 22 названий карт Таро. Тайрон Пауэр согласился исполнить главную роль и попросил в качестве постановщика Гулдинга, у которого он годом ранее снялся в картине «Лезвие бритвы» по Соммерсету Моэму. Великий режиссер, работавший с Гретой Гарбо и Бэтт Дэвис, сам был человеком эксцентричным и странным. Он требовал, чтобы съемки продолжались всю ночь, под тем предлогом, что актеры именно тогда выглядят сами собой. Отличное погружение на самое дно американского шоу-бизнеса.