Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КОШМАР НА УЛИЦЕ ВЯЗОВ»
(A Nightmare On Elm Street)

США, 1985, 92 мин., «New Line Cinema»
Режиссер и сценарист Уэс Крейвен, композитор Чарльз Бернштейн
В ролях Хитер Лангенкамп, Рони Блейкли, Джон Саксон, Роберт Инглунд, Джонни Депп

Девушка Нэнси живет с матерью в маленьком городке Спрингвуде. Однажды ночью она становится жертвой жестокого кошмара: зловещая личность с обоженным лицом и гигантскими лезвиями-пластинами на кончиках пальцев преследует ее. На следующий вечер ее друзья Тина и Глен признаются, что видели аналогичные сны. К ребятам вскоре присоединяется Род, которому также снился ужасный маньяк. Подростки полагают, что во сне их жизням угрожает смертельная опасность. Они решают наблюдать за спящим и разбудить его, когда будут проявляться признаки страшного сна. Род остается на ночь в спальне Тины, но не выдерживает и также засыпает. На следующее утро Тина найдена мертвой, раскромсанная на мелкие кусочки. После ареста Рода, Нэнси продолжают преследовать новые ужасные видения. Она убеждена, что убийца Тины ни кто иной, как человек, который преследует ее в снах. Вскоре Рода обнаруживают повешенным в своей камере. У Нэнси возникает идея: вывести маньяка из сна и материализовать его плоть в реальном мире. Она просит помощи у Глена и своего отца, лейтенанта полиции. Они решают расставить в ее спальне ловушки. Однако эти попытки оказываются безрезультатными, но лишь до того момента, когда, пойманная маньяком, приготовившимся нанести смертельный удар, Нэнси отказывается верить в существование своего кошмара. Все сразу же исчезает…
Внезапный успех ленты тридцатипятилетнего Уэса Крейвена (сценарий которой мотался по студиям Голливуда три года; сценарий был основан на статьях газеты «Los Angeles Times», в которых рассказывалось о странных смертях во сне камбоджийских беженцев от режима Пол Пота, прибывших в США) вызвал повышенный интерес к его персоне. Режиссер и до этого момента снимал фильмы ужасов, в основном о подростках, молодых женщинах, сталкивающихся с чем-то страшным, ирреальным. «Кошмар на улице Вязов» выгодно отличается от другой популярной серии «Пятница 13» (1980) о кровавых похождениях восставшего из мертвых Джейсона Вурхиса, который убивает подростков. Замысел Крейвена оригинальнее. Безжалостный убийца Фредди Крюгер является подросткам в их снах и кошмарах. Когда-то он в реальности убивал маленьких детей, но был сожжен людьми из городка Спрингвуд в местной бойлерной. Материализуясь в сознании юных героев, Фредди продолжает совершать свои жестокие преступления. К сожалению, автору не удалось до конца сохранить двойственность ситуации, ее иллюзорно-подлинный характер. Режиссер не смог удержаться от показа в финале эффектного, непредсказуемого убийства, которое ставит под сомнение предположение, что все происходило только в воображении подростков. Но, благодаря такому исходу, возникла целая сага-на сегодняшний день снято уже семь фильмов, включая «Новый кошмар Уэса Крейвена» (1994), в котором постановщик первой серии спустя десять лет, словно преступник, как его герой, неистребимый Фредди Крюгер, вернулся на прежнее место. Правда, все продолжения, в том числе и те, к созданию которых как-то причастен сам Уэс Крейвен, уступают оригиналу по тонкости и виртуозности воплощения выдуманных кошмаров на экране. Фильм по сей день остается шедевром Уэса Крейвена, которому жюри кинофестиваля в Аворьязе справедливо присудило приз критиков, а юная Хитер Лангенкамп, сыгравшая Нэнси, получила приз за лучшую женскую роль. Последовательность эпизодов координирована и идет по нарастающей, не позволяя испуганному зрителю перевести дух. Среди многочисленных спецэффектов, которые часто повторяются в фильмах значительно худших, надо признать слабость одной сцены. Когда для того, чтобы произвести впечатление на девушку, убийца отрезает несколько своих пальцев с пластинами-лезвиями, то из обрезанных пальцев брызжет отвратительная желтая жидкость. Мужик в красно-зеленом грязном свитере (по мнению ученых, это два самых контрастных цвета для человеческого глаза) с лезвиями вместо пальцев стал самым знаменитым чудовищем фильмов ужасов 80-х годов. Популярность Фредди Крюгера вышла на новый качественный уровень. Вышло нижнее белье Фредди, куклы Фредди, обед Фредди. Персонаж Фредди Крюгера в дальнейшем стал так же хорошо известен на телевидении (сериал «Кошмары Фредди», 1988-90). Уэс Крейвен, со своей стороны, отправился к другим горизонтам, считая делом чести каждый раз искать новые темы. Фильм породил новый вид ужасов: сон против реальности. Первоначально конец картины выглядел иначе: шофер школьного автобуса превращался в Фредди и оборачивался к детям. Именно так начинается второй фильм. На съемки было потрачено 1900 литров искусственной крови. Интересно, что первоначально режиссер хотел задействвать в роли Фредди Крюгера простого каскадера, но, сделав несколько дублей, решил, что необходим профессиональный актер. Это дебютный фильм Джонни Деппа, который попал в картину из-за дочери одного из продюсеров, заявившей своему отцу, что у Деппа слишком сонный вид. Эта роль едва не ушла Чарли Шину, но тот захотел слишком много денег. На роль Нэнси претендовали также Деми Мур и Кортни Кокс. Обратите внимание, что Нэнси, чтобы не заснуть, смотрит по телевизору фильм «Зловещие мертвецы» (1982). Уэс Крейвен, как и Сэм Райми, использовал зеленую кровь, чтобы фильм не получил категорию «R». Спецэффектами занимался Джим Дойл («Метеорит», 1979; «Очертания сновидений», 1984; «Объедение», 1985; «Школьный бал-2», 1987; «Темная сторона Луны», 1990; «Чокнутый профессор», 1996). Первый настоящий фильм компании «New Line Cinema», которая ранее занималась только дистрибьюторством в университетских городках. В середине съемок она находилась на грани банкротства, поэтому не могла в течение двух недель платить актерам и съемочной группе зарплату (компания «Smart Egg», намеревавшаяся вложить в проект 1 миллион долларов, покинула его за несколько дней до начала съемок). Но ни один человек не ушел, хотя в самом конце сотрудники лаборатории не хотели отдавать напечатанные для проката копии, пока им не заплатят. Съемки фильма заняли ровно месяц. После последовавшего успеха картины к студии привязалось выражение «дом, который построил Фредди!». Художественным оформлением занимался Грэг Фонсека («Поцелуй незнакомца», 1983; «Дом», 1986; «Зубастики», 1986; «Дорогая, я уменьшил детей», 1989; «Страж», 1990; «Навечно молодой», 1992; «Мир Уэйна 1-2», 1992-93; «Яйцеголовые», 1993), который умер в возрасте 42 лет во время работы над седьмым фильмом серии. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучшего юного актера (Цу Гарсиа) и как лучший фильм ужасов года. При бюджете в 1, 8 миллионов долларов картина в прокате США собрала 25, 5 миллионов (окупив свою бюджет уже в первый уик-энд).