Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Лента посвящена проблемам японского студенческого движения, с которым
режиссер фильма был связан на протяжении ряда лет и которому симпатизировал…
Никуда не деться от аналогий. Если «Повесть о жестокой юности»-это японский
«На последнем дыхании», взрывная мелодрама о бунтовщиках без причины,
бросивших вызов мещанской повседневности, то «Ночь и туман Японии»-это
«В прошлом году в Мариенбаде», рассказанная языком «Китаянки». Что случилось
прошлым летом на политических демонстрациях, кто был тогда героем, а кто
предателем, и было ли все это вообще. В основе фильма-попытка осмысления
событий 15 июня 1960 года, когда японские студенты протестовали против
так называемого Договора о безопасности, ценой кровопролития отсрочив
планировавшийся визит в Японию президента США Эйзенхауэра. Фильм представляет
собой студенческую дискуссию о судьбе революции, которой не было. Но если
завораживающий революционный треп у Годара был построен на клише «синема-верите»
и обаянии французской «новой волны», то Осима выплясывает на костях традиционных
жанров студии «Сетику»-классической мелодрамы и житейского церемониала.
На свадьбу лидера студенческого движения собираются бывшие соратники по
политической борьбе, не встречавшиеся со времен протестной акции. У каждого
своя боль, обида, разочарование и секреты. Свадебная церемония перерастает
в политическое собрание, а бытовая драма превращается в искрометный фарс,
в котором гостям торжества, как в позднем фильме Бунюэля, так и не случится
приступить к трапезе. Поначалу казалось, что отсылка к фильму Рене «Ночь
и туман» случайна (как верхние отсылки автора поста, вызванные в его разгоряченном
воображении бесподобной энергетикой картины). Но оказалось, что «Ночь
и туман Японии» в попытке разобраться в волнующих и болезненных событиях
прошлого точно следует феномену «кинематографа памяти», под знаком которого
стартовала творческая биография Алена Рене в «Ночи и тумане». Невольно
задаешься вопросом, почему у нас нельзя снять такое кино. Синопсис готов.
Условно говоря, осенью 2012 года в московском клубе по невинному поводу
собираются бывшие участники анти-путинских выступлений. От теплых воспоминаний
участники постепенно переходят к рассуждениям, а позже к взаимным обвинениям,
как и почему случилось, что просрали идеалы демократии и прошлогодние
митинги закончились ничем. Слово за слово выясняется, что кто-то искал
развлечения, кто-то устраивал личную жизнь, кому-то заплатили, а кто-то
был просто слаб и не уверен, чтобы посвятить этому делу более одного дня
на Болотной. Камерная пьеса, сыгранная в студийных декорациях, с элементами
драмы и детектива, не требует серьезных финансовых вложений, но требует
толику таланта и фантазии Нагисы Осимы. После «Ночи и тумана Японии» становится
понятно, почему уже в 1961-м году, после трех-четырех снятых фильмов не
достигшего 30-летнего возраста Осиму считали надеждой и лидером «нового
японского кино». «Ночь и туман Японии» есть в русских торрентах, но, как
показало сравнение, английские титры не точны, не успевают за перепалкой
героев, упрощают сказанное и в конце концов напрочь лишают фильм его поэтико-революционного
ореола, который восхитительно передала, под конец фильма даже слегка охрипнув,
синхронист с японского Галина Григорьева.