Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НОЧЬ И ТУМАН В ЯПОНИИ»
(Nihon no yoru to kiri)

Япония, 1960, 107 мин., «Shochiku»
Режиссер и сценарист Нагиса Осима, сценарист Тоширо Исидо
В ролях Миюки Кувано, Фумио Ватанабэ, Масахико Цугава, Хироши Акутагава, Кей Сато, Рокко Тура

Лента посвящена проблемам японского студенческого движения, с которым режиссер фильма был связан на протяжении ряда лет и которому симпатизировал…
Никуда не деться от аналогий. Если «Повесть о жестокой юности»-это японский «На последнем дыхании», взрывная мелодрама о бунтовщиках без причины, бросивших вызов мещанской повседневности, то «Ночь и туман Японии»-это «В прошлом году в Мариенбаде», рассказанная языком «Китаянки». Что случилось прошлым летом на политических демонстрациях, кто был тогда героем, а кто предателем, и было ли все это вообще. В основе фильма-попытка осмысления событий 15 июня 1960 года, когда японские студенты протестовали против так называемого Договора о безопасности, ценой кровопролития отсрочив планировавшийся визит в Японию президента США Эйзенхауэра. Фильм представляет собой студенческую дискуссию о судьбе революции, которой не было. Но если завораживающий революционный треп у Годара был построен на клише «синема-верите» и обаянии французской «новой волны», то Осима выплясывает на костях традиционных жанров студии «Сетику»-классической мелодрамы и житейского церемониала.
На свадьбу лидера студенческого движения собираются бывшие соратники по политической борьбе, не встречавшиеся со времен протестной акции. У каждого своя боль, обида, разочарование и секреты. Свадебная церемония перерастает в политическое собрание, а бытовая драма превращается в искрометный фарс, в котором гостям торжества, как в позднем фильме Бунюэля, так и не случится приступить к трапезе. Поначалу казалось, что отсылка к фильму Рене «Ночь и туман» случайна (как верхние отсылки автора поста, вызванные в его разгоряченном воображении бесподобной энергетикой картины). Но оказалось, что «Ночь и туман Японии» в попытке разобраться в волнующих и болезненных событиях прошлого точно следует феномену «кинематографа памяти», под знаком которого стартовала творческая биография Алена Рене в «Ночи и тумане». Невольно задаешься вопросом, почему у нас нельзя снять такое кино. Синопсис готов. Условно говоря, осенью 2012 года в московском клубе по невинному поводу собираются бывшие участники анти-путинских выступлений. От теплых воспоминаний участники постепенно переходят к рассуждениям, а позже к взаимным обвинениям, как и почему случилось, что просрали идеалы демократии и прошлогодние митинги закончились ничем. Слово за слово выясняется, что кто-то искал развлечения, кто-то устраивал личную жизнь, кому-то заплатили, а кто-то был просто слаб и не уверен, чтобы посвятить этому делу более одного дня на Болотной. Камерная пьеса, сыгранная в студийных декорациях, с элементами драмы и детектива, не требует серьезных финансовых вложений, но требует толику таланта и фантазии Нагисы Осимы. После «Ночи и тумана Японии» становится понятно, почему уже в 1961-м году, после трех-четырех снятых фильмов не достигшего 30-летнего возраста Осиму считали надеждой и лидером «нового японского кино». «Ночь и туман Японии» есть в русских торрентах, но, как показало сравнение, английские титры не точны, не успевают за перепалкой героев, упрощают сказанное и в конце концов напрочь лишают фильм его поэтико-революционного ореола, который восхитительно передала, под конец фильма даже слегка охрипнув, синхронист с японского Галина Григорьева.