Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НОЧИ КАБИРИИ»
(Le notti di Cabiria)

Италия-Франция, 1957, 110 мин., ч/б, «Dino de Laurentiis Cinematografica/Les Films Marceau»
Режиссер и сценарист Федерико Феллини, сценаристы Эннио Флайано и Туллио Пинелли
В ролях Джульетта Мазина, Франсуа Перье, Дориан Грей, Франка Марци, Кристиан Тассу

Проститутка Кабирия, работающая в одном из самых дешевых районов Рима, как и все ее подруги, вульгарна, грязна, драчлива, остра на язык. Но вопреки своей древней и циничной профессии, она по-детски наивна и добра, с маниакальным упорством надеется найти мужчину своей мечты и стать честной женщиной. Ее сердце жаждет любви, но мир жесток…
Это история о молодой женщине, которая непрестанно ищет Большую Любовь. Однако жизнь постоянно преподносит ей неприятные сюрпризы, так что эти поиски оборачиваются для героини горем. Почти все встречающиеся ей по жизни люди используют ее в своих интересах. Отчаявшаяся героиня фильма все же горячо молится Мадонне о ниспослании ей возможности исправить свою жизнь. Кабирия зарабатывает на жизнь проституцией, однако это скорее карикатура Феллини, которые он рисовал в своих фильмах, маска комедии дель арте. На самом деле героиня Джульетты Мазины-хрупкая маленькая женщина, сохранившая свою откровенную наивность и искренность, ее образ совершенно не находит соответствия с ее ремеслом. Она спонтанно и без оглядки верит каждому, кого встречает в своей жизни, и улыбается в лицо несчастьям. И вот, наконец, Кабирия встречает желанного Мужчину. Его зовут Оскар, как и объявленного ей в театре во время гипноза сказочного принца. Хотя этот необыкновенный Мужчина работает бухгалтером, но, судя по нему, в крупной фирме, и он обещает Кабирии прекрасное безбедное и честное будущее. Кабирия бесконечно счастлива тем, что у нее появилась возможность исправить свою жизнь, и на крыльях своего счастья безоглядно влюбляется. Она продает свой домик и, повинуясь зову мечты, всю вырученную сумму приносит своему возлюбленному. Очередной жестокий удар судьбы наносит ее сердцу, казалось бы, смертельную рану: ее любимый планировал убить ее, забрав у нее деньги. Отчаявшись, Кабирия думает о самоубийстве, но в это время по проселочной дороге проходит группа молодых людей, которые поют, играют и привлекают Кабирию своей радостью жизни. Кабирия понимает, что она не одинока, и возвращается к жизни со всей своей наивностью и искренностью. В таком цирке, говорит Феллини, и есть человеческое существование. В финале фильма Кабирия улыбается сквозь слезы, обретая утешение в оптимизме окружившей ее компании (по мнению обозревателя парижской газеты «Le Monde», эти молодые люди напоминают персонажей картин Ватто). Указанный эпизод принадлежат к лучшим в кинематографе Феллини; он привлек к себе большое внимание кинокритиков и простых зрителей. Вот что пишет об этой сцене известный французский киновед Андре Базен: «Кадр, не только достойный Чаплина, но равный его самым прекрасным находкам, это финал «Ночей Кабирии», когда Джульетта Мазина поворачивается к камере и взгляд Мазины встречается с нашим. Величайшая тонкость этой режиссерской находки, заставляющая меня говорить о гениальности, заключается в том, что взгляд Кабирии, многократно пересекая линию объектива камеры, ни разу прямо в объектив не устремляется. Зал воспламеняется от этой чудесной неопределенности».
Драма Федерико Феллини о римской проститутке Кабирии, роль которой сыграла жена режиссера Джульетта Мазина. Две награды Каннского кинофестиваля 1957 года, включая приз исполнительнице главной роли. Премия «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм года». Премия лучшей актрисе МКФ в Сан-Себастьяне 1957 года. Фильм находится в списке «250 лучших фильмов по версии IMDb». Название «Cabiria» происходит от одноименного итальянского фильма Джованни Пастроне 1914 года, а сам персонаж заимствован из короткой сцены в «Белом шейхе», одном из предыдущих фильмов Феллини. Дебют Мазины в роли Кабирии в «Белом шейхе» вдохновил Феллини на съемки «Ночей Кабирии». В то время в Италии никто не стал бы финансировать фильм, где главная героиня была проституткой. Феллини с трудом удалось добиться финансирования у продюсера Дино де Лаурентиса, но лишь при условии, что будут вырезаны некоторые сцены. Феллини писал некоторых персонажей с настоящих проституток, которые встречались ему во время съемок «Мошенничества». Для большей достоверности режиссер попросил совета у Пазолини, известного своим знакомством с римским «дном». Пазолини помог написать диалоги для фильма. Съемки фильма проводились в Риме и его окрестностях (Храм Богородицы Божественной Любви, Чинечитта, Кастель-Гандольфо, Ачилия). В Италии фильм для проката был урезан примерно на семь минут по требованию представителей католической Церкви. Речь идет об эпизоде вокруг «человека с мешком», чудака-филантропа, по ночам раздававшего на окраинах Рима лекарства и еду обездоленным. Кардинал Сири после просмотра фильма заявил: «Творить добро-это прерогатива Церкви и ее служителей». В 1998 году сцена была восстановлена. Морандо Морандини в журнале «Ночь» от 10 октября 1957 года отмечает, что фильм может казаться фрагментированной последовательностью эпизодов жизни Кабирии, но на самом деле они связаны твердой повествовательной структурой, центр которой находится в главном персонаже. Фильм похож на симфонию, в которой разные времена, эпизоды связаны друг с другом, отделены, но дополняют друг друга, по аналогии или, наоборот, в различии в душе главной героини, которая гармонизирует их в драме своей судьбы. Фильм вошел в сотню лучших произведений итальянского кинематографа.