Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СЛОВО»
(Ordet)

Дания, 1955, 126 мин., ч/б, «Palladium Film»
Режиссер и сценарист Карл Теодор Дрейер, сценарист Кай Мунк
В ролях Хенрик Мальберг, Эмиль Хасс Кристенсен, Ханне Аагесен, Сильвия Экхаузен, Кирстен Андреасен

Фильм-галерея разных отношений к одному и тому же Богу, размышление о религии и ее необходимости в нашей жизни, где врач больше верит в чудо, чем пастор…
Престарелый Мортен Борген-глава преуспевающего крестьянского хозяйства в датской глубинке-всю жизнь был озабочен поиском истинной веры. У него три взрослых сына. Старший, атеист Миккел, женат на Ингер, которая ведет все хозяйство в доме Боргенов. Средний, Йоханнес, уехал изучать богословие в университет, где потерял рассудок и возомнил себя Христом. Младший сын, Андерс, мечтает о браке с дочерью местного портного. Однако тот препятствует браку из-за религиозных расхождений с Боргеном. Последний подчеркивает светлую сторону христианства, а портной-неизбежность страшного суда. Пока эти двое проклинают друг друга, у Ингер начинаются родовые схватки. После выкидыша она испускает дух. Дом Боргенов погружается во мрак. Йоханнес пытается воскресить Ингер, но лишается чувств. Все осуждают его поведение как кощунство, и только маленькая дочь Ингер по-прежнему ожидает от него «обыкновенного чуда». Вдохновленный ее верой, Йоханнес подходит к гробу с телом Ингер и приказывает ей открыть глаза. Что, к всеобщему изумлению, и происходит…
Экранизация пьесы Кая Мунка «В начале было Слово», осуществленная Карлом Теодором Дрейером в 1955 году в той деревне, где жил и проповедовал Мунк. Картина завоевала «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, три премии «Бодиль», премию «Золотой глобус» и другие награды. Сценарий самого театрального из фильмов Дрейера в некоторых аспектах расходится с пьесой Кая Мунка. В «Слове» звучит лишь третья часть диалогов пьесы. Тщательно продумано ритмическое чередование происходящего на экране и «за сценой». Все действие организовано таким образом, чтобы подготавливать зрителя к финальной сцене воскрешения, которая признана одной из самых эффектных в мировом кинематографе. «Каждый кадр «Слова» отличает формальная безупречность, достигающая высшего совершенства. Но мы знаем, что Дрейер не просто «живописец». Картина снята в очень медленном ритме, игра актеров величественна и строга, но и ритм, и игра полностью контролируются режиссером. Ни один квадратный сантиметр пленки не ускользнул от бдительного его ока». Реалистичная картина сельской жизни 1920-х годов, нарисованная Дрейером в первой части фильма, никак не подготавливает зрителя к сверхъестественной развязке. Все деревенские интерьеры тонко стилизованы. Дрейер настаивал на лаконичности художественного решения, оставляя в кадре только существенные предметы. Контрастное освещение лишний раз подчеркивает контраст организованной религии и глубокой личной веры, который положен в основу всего фильма. Премьера фильма состоялась в копенгагенском театре Дагмары 10 января 1955 года. Это единственный фильм Дрейера, который был с восторгом принят как профессиональными кинокритиками, так и широкой публикой. По сей день «Слово» регулярно фигурирует в списках величайших фильмов всех времен и народов.