Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ОСКОРБЛЕНИЕ»
(Outrage)

США, 1950, 75 мин., ч/б, «The Filmakers»
Режиссер и сценарист Ида Лупино, сценаристы Малвин Уолд и Коллиер Янг
В ролях Мала Пауэрс, Тод Эндрюс, Роберт Кларк, Рэймонд Бонд, Лилиан Гамильтон, Рита Лупино

По дороге домой с работы молодая женщина подвергается нападению насильника. Полученная психологическая травма все больше отдаляет ее от семьи, и, в конце концов, женщина уезжает на отдаленную ферму, где у нее вскоре появляется новый поклонник…
В небольшом городке Кэпитал-сити молодой парень Джим Оуэнс, получив повышение на работе, делает предложение своей девушке Энн Уолтон, которое та с радостью принимает и приглашает Джима к себе в гости для знакомства с родителями. Отец Энн, учитель геометрии Эрик Уолтон, считает, что дочь слишком молода для брака и могла бы пожить с родителями, но, видя счастливые лица молодых и радость своей жены, он дает паре свое благословение. На следующий день Энн, которая работает бухгалтером на местной фабрике, задерживается допоздна в конторе, чтобы заработать деньги на предстоящую свадьбу. Ее выхода с работы поджидает продавец уличной закусочной напротив ее работы, у которого Энн часто покупала пирожные. Ранее он безуспешно пытался флиртовать с ней, а сегодня услышал, что она выходит замуж. Около десяти часов вечера Энн в приподнятом настроении направилась одна с работы домой, однако на узких пустынных улочках она вдруг почувствовала, что ее кто-то преследует. Энн пытается от него убежать, стучится в окна домов, пытается остановить проезжающую машину, но все тщетно. Преследователь-продавец закусочной-загоняет ее в угол на парковке для грузовиков. Пытаясь взобраться по ступенькам, Энн спотыкается, падает и ударяется головой, теряя способность оказать насильнику сопротивление. Некоторое время спустя Энн возвращается домой измазанная в грязи, в помятой одежде и в шоковом состоянии. Разгневанные родители вызывают врача и сообщают о произошедшем в полицию. Прибывшие детективы пытаются выяснить у Энн о том, что с ней произошло и получить приметы насильника. Однако девушка не в состоянии отвечать на вопросы и не может ничего вспомнить, кроме того, что у нападавшего мужчины был шрам на шее и кожаная куртка. В течение нескольких дней Энн находится дома под наблюдением врача и родителей, однако сидеть в четырех стенах становится нестерпимо, и она решает выйти на работу. На улице по дороге на работу и в конторе знакомые и коллеги держатся с ней сочувственно и предельно деликатно, однако Энн видит в их взглядах прежде всего любопытство. А от ритмичных ударов печати за соседним столом у нее начинается истерика. В результате подруга вынуждена увести ее, чтобы успокоить и привести в чувства. Тем временем детективы приезжают за Энн на работу, чтобы сопроводить ее на опознание. Они задержали четырех подозрительных мужчин со шрамами на шее, однако ни в одном из них Энн не узнает насильника, утверждая, что вообще не сможет его опознать, так как не рассмотрела его лица. Джим несколько раз пытается увидеться с Энн, но она отказывается с ним встречаться. Наконец, после опознания ему удается с ней поговорить. Джим пытается достучаться до Энн, говорит, что любит ее и предлагает немедленно жениться и уехать в другой штат. Однако Энн отвечает, что никогда не выйдет замуж, так как теперь «чувствует себя грязной». Тяжело переживая общение с близкими и знакомыми и не в силах преодолеть психологическое отчуждение, Энн, никому ничего не сказав, садится на автобус и уезжает в Лос-Анджелес. После 36 часов езды, во время одной из остановок в северной Калифорнии Энн слышит сообщение по радио о своем исчезновении, и, опасаясь, что ее опознают и задержат, направляется дальше пешком. Пройдя приличное расстояние, в том числе, и по пересеченной местности, она, в конце концов, подворачивает лодыжку и падает в изнеможении на обочине сельской дороги. Проезжающий мимо Брюс Фергюсон останавливается, чтобы помочь девушке, а затем отвозит ее на соседнее апельсиновое ранчо, которое принадлежит чете Хариссонов-Тому и Мадж. Первоначально Энн, которая представилась как Энн Блейк, относится с настороженностью к новым знакомым, но вскоре понимает, что ее окружают добрые и заботливые люди. Энн чувствует себя обязанной чем-то им отплатить. Узнав, что на фабрике Харрисонов по упаковке апельсинов в Санта-Поле не хватает людей, она вызывается добровольно пойти работать упаковщицей. Однажды Брюс заезжает к Энн на фабрику, чтобы узнать, как у нее идут дела. Поняв из разговора, что Брюс является священником, Энн начинает относиться к нему с большей теплотой, и между ними устанавливается духовная близость. Узнав, что Энн раньше работала бухгалтером, Брюс помогает ей перевестись на должность бухгалтера на той же фабрике. Однажды Брюс уговаривает Энн поехать с ним на прогулку в горы, откуда открывается вид на долину Санта-Пола. Наслаждаясь красотой этого места, Энн слушает рассказ Брюса о его службе в армии в качестве капеллана во время Второй мировой войны, о том, что он год пролежал с ранением, а затем и с туберкулезом в госпитале, а вернувшись, потерял свой любимый приход, что все эти беды привели к временной потере веры. Однако, как рассказывает Брюс, когда он вернулся в родные края и открыл новый приход, он вернулся к вере. Брюс уверен, что так же будет и с Энн, что скоро она снова обретет смысл и желание жить. Некоторое время спустя шериф Чарли Хэнлон заезжает на фабрику, и, стоя рядом с Энн, спрашивает у Тома, не брал ли тот в последнее время новых работников. Решив, что шериф разыскивает ее, Энн убегает, но позднее приходит домой к Брюсу и сознается, что сбежала из дома. Брюс уверяет ее, что шериф искал кого-то другого и советует ей перестать бегать и скрываться, а постараться жить нормальной жизнью. Брюс приглашает Энн на предстоящий праздник урожая, и несмотря на свои нервные переживания, она все-таки приходит. Когда один из рабочих фабрики Фрэнк Марини начинает навязчиво ухаживать за ней и пытается обнять и поцеловать, Энн, видя перед собой лицо не Фрэнка, а насильника, в панике бьет его по голове тяжелым гаечным ключом. Напуганная и растерянная, Энн снова убегает, но через несколько часов Брюс находит ее в долине, в том месте, куда они приезжали вместе. Брюс отводит Энн обратно в город, где ее задерживают. Шериф сообщает Брюсу, что Энн сбежала из дома после того, как два месяца назад была изнасилована в родном городе. Священник просит пропустить его в камеру, чтобы поговорить с Энн, которая по-прежнему пребывает в беспокойном состоянии. Поговорив с ней, Брюс понимает, что произошедшее с Фрэнком является следствием психологической травмы после изнасилования, и что Энн в момент удара находилась в состоянии временного помешательства. Позднее в кабинете судьи Макензи Брюс предъявляет показания Фрэнка, оправдывающие Энн, и просит прокурора снять с нее обвинения. После того, как прокурор соглашается, судья направляет Энн на психиатрическое освидетельствование. Удовлетворившись тем, что Энн не представляет угрозы обществу, судья официально снимает с нее обвинения, но в своем решении предписывает Энн в течение года пройти курс психиатрического лечения. Брюс привозит Энн к себе домой, и наедине говорит, что по-настоящему полюбил ее и счастлив был помочь ей. Далее священник сообщает Энн, что говорил с ее родителями, которые ее ждут. Энн отвечает, что тоже полюбила Брюса, и просит разрешения остаться и работать с ним. Однако священник убеждает девушку, что у нее свой жизненный путь. Ведь она по-прежнему любит верного Джима, и они должны быть вместе. Брюс провожает Энн на остановку и сажает в автобус в направлении дома. Брюс желает ей всего хорошего, и обращает свой взор к небесам…
Ида Лупино также была соавтором сценария вместе с продюсерами Малвином Уолдом и Коллье Янгом, который в то время был ее мужем. Фильм рассказывает историю молодой девушки, которая после изнасилования переживает тяжелый психологический кризис, приводящий к тому, что она убегает из своего небольшого городка, оставив родителей и своего жениха. Благодаря незнакомым людям, которые проявляют доброту и заботу по отношению к ней, жизнь девушки постепенно приходит в норму, однако психологическая травма по-прежнему дает о себе знать. Скандальный для своего времени, этот фильм был только второй голливудской картиной в период действия Производственного кодекса, который рассматривал тему изнасилования. Предыдущий фильм на эту тему-«Джонни Белинда» (1948) Жана Негулеско-принес исполнительнице главной роли Джейн Уаймен «Оскар» как лучшей актрисе в главной роли. Как отмечено на сайте Американского института кино, «обозреватели обратили внимание на провокационную тему картины и в большинстве случаев высоко оценили то, как Лупино с ней справилась». Так, сразу после выхода фильма на экраны газета «Нью-Йорк таймс» была восхищена работой Лупино и ее «откровенностью и решительностью в подходе к теме изнасилования и его трагических последствий». Обозреватель «Лос-Анджелес экспресс» высоко оценил «отвагу и искренность фильма в пределах хорошего вкуса», далее обратив внимание на то, что «фильм указывает на серьезные последствия как для общества, так и отдельных личностей хищнических действий сексуальных преступников». Журнал «Variety» подчеркнул, что «в основу сюжета этой мелодрамы положено изнасилование и то воздействие, которое оно оказывает на жертву и на ее любимых. Однако в разработке темы более сориентирована на события, которые происходят после этого». По мнению журнала, «постановка Лупино начальных эпизодов производит сильнейшее впечатление. В последующих эпизодах, где Пауэрс начинает снова обретать себя, темп становится неторопливым, почти идиллическим». Вуд приводит слова Мартина Скорцезе, который относит картину к жанру нуар, так как она «несет мрачную и угрожающую атмосферу этого жанра», хотя в ней и нет обычных для нуара убийств, перестрелок и банковских ограблений. Вместо этого рассказывается «личная история одной женщины, которая пытается справиться с психологическими аспектами изнасилования». Скорцезе называет эту картину «угнетающим исследованием, показывающим банальность зла в обычном небольшом городке, то есть это не то, что обычно определяют как нуар». Однако, продолжает Скорцезе, «фильм-нуар не характеризуется только вооруженными ограблениями или убийствами мужей и жен. Его сущность лежит в большей степени в психологической ткани истории, а также в визуальных приемах, с помощью которых история рассказывается». И если смотреть с этой точки зрения, то «немного фильмов передали дух послевоенного нуара более сильно и точно, чем этот фильм». Вуд также обращает внимание на то, что когда героиня фильма «пытается заново начать жизнь, очень мало внимания обращается на поиски преступника. В некоторых смыслах это еще один отход от правил нуара, который обычно строит интригу вокруг преступления и наказания». С другой стороны, «для жанра не менее важны психологические мучения и запутанность сознания, которые омрачают перспективы персонажей. Внутреннее смятение Энн столь же всепоглощающее, как и в любом криминальном расследовании, и Лупино ясно хочет показать, что поимка насильника мало ослабит боль и смятение Энн, которые, наверняка, продлятся и после финальных титров». Кроме того, по мнению критика, «в некоторых смыслах фильм отчетливо несет отличительные признаки нуара. Сцена преследования насыщена искаженными пропорциями и нависающими тенями, определяющими визуальную сторону жанра». По мнению современного историка кино Хэла Эриксона, «в плане содержания фильм намного опередил свое время». С другой стороны, он пишет: «Как ни странно, Ида Лупино решает работать с материалом совершенно безыскусно. Тематика фильма заслуживает более тонкой разработки, чем она получила от обычно надежной Лупино». Вуд обращает внимание на то, что «Лупино избегает некоторых типичных приемов нагнетания саспенса. Вместо того, чтобы хоронить сцену изнасилования под возбужденной оркестровой музыкой, она делает ее по большей части беззвучной, что только усиливает напряженность. Сначала мы слышим, как приятно и беззаботно насвистывает Энн, но с ее свистом контрастирует волчий свист насильника, который следит над ней из теней». Вуд считает, что «одним из многочисленных достижений фильма» является и «нежелание Лупино завершить фильм банальным счастливым концом, который волшебным образом восстанавливает персонажи до их нормального состояния…Уход от условностей экранной драмы был одной из постоянных целей Лупино как сценариста, продюсера и режиссера».