Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПАВЕЛ, АПОСТОЛ ХРИСТА»
(Paul, Apostle of Christ)

США, 2018, 108 мин., «Affirm Films/ODB Films»
Режиссер и сценарист Эндрю Хаятт, сценарист Теренс Берден
В ролях Джим Кэвизел, Джеймс Фолкнер, Оливье Мартинес, Джоан Уолли, Джон Линч, Йоргос Карамихос

История жизни и смерти апостола Павла, который прошел путь от беспощадного гонителя христиан до одного из основателей христианской церкви. Его последнее миссионерское путешествие заканчивается в тюрьме, куда он был заточен по приказу римского императора Нерона…
Апостол Павел (10-67)-«апостол язычников»; не входит в число двенадцати апостолов и семидесяти апостолов. Вместе с апостолом Петром называется «первоверховным» апостолом. Основными источниками информации о жизни апостола Павла являются новозаветная книга Деяния святых апостолов и отчасти Послания самого апостола Павла. Как воинствующий фарисей, Павел участвовал в преследовании первых христиан, заточая их в тюрьмы. Он выпросил у первосвященника письма в Дамаск к синагогам, чтобы там арестовывать последователей учения Иисуса Христа. На пути в Дамаск Павел ослеп от внезапного ярчайшего света с неба и, услышав укоризненный голос Иисуса: «Павел, Павел! Что ты гонишь Меня?», уверовал в Него. Шедшие с ним привели Павла в Дамаск, где он был исцелен от слепоты Ананией и принял крещение. Уже в Дамаске Павел стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий. На Кипре обратил к Христу проконсула Сергия Павла, после этого именуется Павлом. Им были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Проповедовал учение о спасении не делами, а верой и силой благодати, и окончательно обособил христианское учение от иудаизма и иудействующих христиан. Был схвачен в Иерусалиме и доставлен по его просьбе в Рим, где по приговору суда обезглавлен 29 июня, в день, когда распяли апостола Петра. Четырнадцать Посланий Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. В этих посланиях, являющихся дополнением к Евангельскому учению, Павел разъяснил учение Иисуса Христа, подтвердил необходимость совершения Таинства Евхаристии, опроверг иудеохристианство. Послания апостола Павла широко употребляются в христианском богослужении: отрывки из них читаются при совершении Божественной литургии и некоторых других богослужений, а также на различных требах. Художественно-символически изображается лысеющим и бородатым, в красно-зеленом одеянии, с мечом, которым его обезглавили или как с мечом духовным, который есть Слово Божие, и с книгой посланий в руках. Главными источниками сведений о жизни и проповеди Павла являются книги Нового Завета: Деяния святых Апостолов и Послания Павла. Аутентичные послания являются первичными источниками, содержащими свидетельство от первого лица и современными исследуемым событиям. Вопрос о том, какие именно из 14 новозаветных посланий, традиционно приписываемых апостолу Павлу, согласно библейской критике, бесспорно принадлежат ему, рассмотрен ниже и в статьях, посвященных отдельным посланиям. Свидетельства Посланий требуют критического подхода. Павел небеспристрастен и непосредственно вовлечен в упоминаемые события, поэтому при чтении Посланий необходимо принимать во внимание его склонность к той или иной интерпретации фактов. Необходимо также, насколько это возможно, учитывать адресата послания и ситуацию, в которой оно было написано, поскольку это влияет на риторику письма и характер возвещения Евангелия (керигмы). Деяния Апостолов, датируемые многими исследователями 70-х-первой половиной 80-х годов, написаны уже после смерти Павла и являются источником, содержащим сведения из вторых рук. Возможное исключение-так называемые «мы-отрывки», в которых автор внезапно начинает повествование от первого лица. Не исключено, что этим он подчеркивает, что был свидетелем описываемых событий; существует даже предположение, что это отрывки из дневника, который Лука или кто-то другой вел во время путешествия. Достоверность свидетельств книги Деяний существенно повышается, если они находят хотя бы косвенное подтверждение в Посланиях или других источниках (включая упоминание тех или иных реалий у античных авторов, археологические находки). Послания Павла-основной источник сведений о его вере, учении и мировоззрении. Приводимые в Деяниях речи Павла нельзя считать безусловно подлинными. Сопоставление книги Деяний, основным действующим лицом второй половины которой является Павел, с упоминаниями мест, лиц и путешествий в Посланиях позволяет в некоторой мере реконструировать жизнь Павла, прежде всего во время его миссионерских путешествий (прибл. 46-61 годы). Существует ряд противоречий между Деяниями и Посланиями; в таких случаях, как правило, предпочтение отдается свидетельству Посланий. О Павле несколько раз упоминается в писаниях мужей апостольских. Павел также является действующим лицом или ложным автором ряда новозаветных апокрифов, но ценность этих книг как источников информации об историческом Павле неизмеримо ниже. К числу таких апокрифов относятся Деяния Павла, Псевдо-Клементины, Деяния Петра и Павла, Апокалипсис Павла, апокрифические послания Павла и к Павлу (включая переписку с Сенекой).
Апостол Павел-еврей (иудеянин) средиземноморской диаспоры, родившийся в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла-Савл. Павел происходил из колена Вениаминова, и, вероятно, был назван в честь принадлежавшего к тому же колену библейского царя Саула. Отец Павла был фарисеем, и сам Павел был воспитан в традициях фарисейского благочестия. При этом Павлу перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Павла римского имени лат. Paulus, что означает «малый». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов», Павел, возможно, обыгрывал смысл своего имени. Павел говорит о себе: «Я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в в Иерусалиме при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе». Если это свидетельство Деяний, не находящее, правда, подтверждения (или опровержения) в Посланиях, верно, то Павел обучался Торе и искусству ее раввинистической интерпретации у одного из самых знаменитых учителей того времени, раввина Гамалиила Старшего. Примеры раввинистического толкования можно найти в посланиях Павла, причем в качестве толкуемого текста выступает не Тора на древнееврейском, а ее греческий перевод, Септуагинта. Во времена Павла этот перевод широко использовался среди евреев диаспоры, чьим родным языком как правило был греческий (позже, в ходе роста противостояния с христианством, иудеи практически отказались от использования Септуагинты).
Павел был обучен ремеслу-шитью палаток. Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все рабби зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам. Павел пишет: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я». Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано. Православные предания трактуют эти слова Павла в том смысле, что он был именно девственником. Апостол Павел, лично для себя избравший девство и призывавший подражать ему в этом, тем не менее, осуждает «лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак». «Святые Апостолы Иоанн Богослов, Павел, Варнава и, без сомнения, многие другие были девственниками». Однако, согласно сообщению из книги Деяний апостолов: «…получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос»-можно заключить, что Павел был членом синедриона, поскольку имел право голоса казнить христиан. Члены этой организации были обязаны вступать в брак. Более того, Павел, будучи строгим фарисеем, вряд ли пожелал бы пренебречь тем, что Иудеи считали священным долгом, а именно браком. Его подробные наставления из седьмой главы первого послания к Коринфянам также позволяют предположить, что он был хорошо знаком с проблемами, подобными тем, которые возникают в связи с браком, а значит, мог быть женат до написания этого отрывка. Согласно преданию, святые мученицы Зинаида Тарсийская и Филонила являются родственницами (по некоторым данным-родными сестрами) апостола Павла. Наряду со знанием Торы, из Нового Завета очевидно знакомство Павла с общими местами греко-римской культуры того времени: философии, литературы, религии и, прежде всего, риторики. По широко распространенной версии, послания Павла написаны на живом идиоматическом греческом языке. По другой, существует четкое доказательство применения игры слов, стихосложения, проявляющихся только на арамейском языке. Родной город Павла Тарс был одним из центров эллинистической образованности, уступавшим в этом отношении лишь Александрии и Афинам. Правда, неизвестно, в каком возрасте Павел покинул Тарс и отправился на учебу в Иерусалим, но известно, что уже после обращения Павел был вынужден вернуться на длительное время на родину, чтобы избежать преследований со стороны бывших соратников. Было убедительно показано, насколько широко в речах и посланиях Павла используются приемы античной риторики. Многие из встречающихся в Новом Завете цитат или аллюзий на произведения секулярных античных авторов приводятся Павлом или, по крайней мере, вкладываются в его уста. Многие исследователи пытались также найти в богословии Павла следы влияния малоазийских мистериальных культов. Судя по Деяниям святых апостолов, Павел был моложе Иисуса. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни. В главах 7-9 Деяний святых апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла (называемого вплоть до Деян 13:9 исключительно Савлом) в гонениях на раннюю христианскую церковь. Сам Павел также упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан. Впервые Савл упоминается в сцене избиения камнями первомученика Стефана, причем, будучи несовершеннолетним, он не принимал непосредственного участия в казни, но лишь сторожил одежды. Поскольку в следующем году Савл уже принимает участие в гонениях на христиан в Дамаске, можно предположить, что год смерти Стефана (33 год) совпал с годом совершеннолетия Савла, который у иудеев отмечается в 13 лет. Таким образом, годом рождения Савла можно признать 20 год. В Деяниях описан суд над Стефаном, но непонятно, был ли ему вынесен смертный приговор, или его побила камнями разгневанная толпа, не ставшая дожидаться окончания суда. Гонения, в которых принял участие Павел, были вызваны ранней христианской проповедью, становившейся неприемлемой для ортодоксального иудаизма из-за таких моментов как: «Проповедь распятого Мессии. «…мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн…». Такая проповедь воспринималась как богохульство, поскольку распятие было особо позорной казнью, несовместимой с богоизбранностью Мессии, который должен прийти как царь и победитель. В Послании к Галатам Павел цитирует Второзаконие: «… проклят всяк, висящий на древе». Для Павла-фарисея было немыслимо видеть в распятом и, следовательно, проклятом преступнике Мессию. Критика храмового культа. Многие исследователи считают, что уже в это время в среде христиан из «эллинистов», таких, как Стефан, стало проявляться критическое отношение к еврейской сосредоточенности на Иерусалиме и Храме, плохо совместимой с вселенским характером христианского благовестия. В речи Стефана перед Синедрионом, в написании которой Лука мог опираться на источник, довольно точно передающий взгляды «эллинистов», содержатся открытые нападки на Храм. Возможно, именно критика храмового культа и стала основной причиной преследований. В ранних гонениях на христиан можно видеть попытку синагогальных общин, находившихся под всецелым влиянием фарисеев, навести порядок в своей среде путем «дисциплинарного» наказания неортодоксальных взглядов. Именно таким наказанием могли быть упоминаемые Павлом бичевание (5 раз по 40 ударов без одного) и тюремное заключение, которым он подвергся уже став христианином. Не исключено, что преследования христиан велись в основном в эллинистских общинах, членом одной из которых мог быть Савл. Основную роль в преследованиях играли, по всей видимости, фарисеи, но в них могло принять участие и храмовое саддукейское священство. В Деяниях фарисей Савл получает от саддукейского первосвященника полномочия привести в Иерусалим христиан из Дамаска для наказания. Около 34 года на пути в Дамаск он неожиданным образом услышал неведомый голос «Савл! Савл! Что ты гонишь меня?» и на три дня ослеп. Приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананией и крестился. Пробыв несколько дней с учениками Дамаска, Апостол Павел проповедует Евангелие среди иудеев Аравии, под которой обычно понимается Набатея. После он возвращается в Дамаск, где сталкивается с преследованиями царя Ареты. Около 37 или 39 года он посещает Иерусалим. Местные христиане долго не могли принять его, только заступничество Варнавы примирило Павла с апостолами. После Иерусалима он возвращается в родной Тарс, откуда его забирает Варнава и приводит в Антиохию. В антиохийской церкви соратниками Павла были Симеон Нигер, Луций Киринеянин и Манаил. Из Антиохии около 46 года Павел совершает свое 1-е апостольское путешествие совместно с Варнавой. Первым делом он посещает Селевкию, откуда переправляется на Кипр, дойдя до Пафа, он состязается с лжепророком Вариисусом, который хотел отвратить от Христа проконсула Сергия Павла. После этого в книге Деяния святых апостолов Савл именуется Павлом. После Кипра путь Павла лежал в Памфилию, где он впервые начинает обращаться к язычникам. Из Памфилии он пришел в Иконию. Изгнанный оттуда иудеями, он отправляется в Ликаонию, где язычники его принимают за Гермеса. Затем, через Писидию Павел возвращается в Памфилию и отплывает в Антиохию. Споры в апостольской общине между иудеохристианами и паулинистами (сторонниками Павла) приводят к необходимости созыва Апостольского собора в Иерусалиме. Павел отстаивал позицию, что христианам-неевреям нет необходимости совершать обрезание. Старые апостолы Петр и Иаков приняли сторону Павла и тот, убежденный в своей правоте, возвратился в Антиохию. Когда в Антиохию прибывает Петр, то у него с Павлом начинаются прения. Затем Павел уже с Силой отправляется во 2-е апостольское путешествие (Варнава тем временем отбывает на Кипр). В Листре он встречает Тимофея, которого берет с собой. Дальше его путь лежит в Фригию и Галатию. Пройдя через Мисию он оказывается в Троаде, где созревает план проповедовать в Европе. Оказавшись в Европе, Павел посещает Филиппы. Здесь Павла и Силу задерживают, но, как римского гражданина, не подлежащего суду местных властей, отпускают. Пройдя через Амфиполь, Павел оказывается в Фессалониках. Далее путь его лежит в Афины, где знакомится с Дионисием Ареопагитом. В Коринфе он знакомится с супружеской парой Прискиллой и Акилой и останавливается на 1, 5 года в годы правления Галлиона, то есть в 52 году. Именно здесь он пишет первое и, возможно, второе послание к Фессалоникийцам. Затем Павел морем переплывает в Эфес (там он оставляет Акилу и Прискиллу), а оттуда морем в Иерусалим через Кессарию. 3-е апостольское путешествие было предпринято в Эфес, где апостолом Павлом в 54-57 годах были написаны Послание к Галатам и Первое послание к Коринфянам. Из Эфеса Павел вторично отправился в Македонию, откуда он написал Второе послание к Коринфянам (57 год), а затем посетил Элладу. Зимой 57 года Павел прибыл в Коринф. Далее его путь лежал через Филиппы в Троаду, а оттуда в Милет. Морем, через Родос и Кипр, Павел прибыл в Тир. В Коринфе в 58 году апостол Павел написал одно из самых значимых его посланий-Послание к Римлянам, адресованное христианской общине Рима. В Иерусалиме иудеи обвинили Павла в том, что он вводит в Храм Соломона язычников. Его повели на суд в синедрион, где началась распря между фарисеями и саддукеями. Однако иудеи не могли казнить Павла из-за римского гражданства, тогда его отправили в Кесарию на суд прокуратору Феликсу, который «оставил Павла в узах». Новый прокуратор Иудеи Порций Фест совместно с иудейским царем Агриппой решает переправить Павла в Италию на суд императору. Здесь Павел в качестве пленника отправляется в свое последнее путешествие (из описанных в Деяниях Апостолов). Его корабль минует Сидон, Кипр, Миры Ликийские, Крит, Адриатическое море и терпит крушение близ острова Мелит. Оттуда на корабле «Диоскуры» Павел прибывает сначала в Сиракузы, потом в Ригию и затем около 60 года в Рим, где прожил еще 2 года. Из Рима апостол Павел написал послание к Филиппийцам, к Ефесянам, к Колоссянам и к Филимону. Все эти три послания были написаны в 63 году и отправлены с Тихиком. К этому же времени, возможно, относится и написание апостолом Послания к Евреям. Согласно преданию, в Риме апостол был освобожден и совершил четвертое миссионерское путешествие. На востоке он посетил ранее основанные им церкви. На острове Крит он рукоположил Тита во епископа Критского, затем в Малой Азии около 64-65 годов написал к нему послание (Послание к Титу). Затем апостол Павел рукоположил Тимофея в епископа Ефесского, после посетил Македонию, откуда написал Первое послание к Тимофею (65 г.). В Коринфе Павел встретил апостола Петра, с которым пришел в Рим в 66 году. Из Рима Павел осуществил путешествие в Испанию, по возвращении из нее был схвачен в Риме и помещен в узы. Считается, что из тюрьмы около 67 года Павел написал Второе послание к Тимофею. Согласно Церковной истории Евсевия Кесарийского, апостол Павел перенес много страданий и был как римский гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне. Возможно, это произошло в 64 году, однако обстоятельства написания Послания к Титу позволяют отнести его смерть к более позднему времени-к 67 или 68 году, то есть после четвертого апостольского путешествия. На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Католики отмечают память Петра и Павла 29 июня; Православные церкви, использующие Юлианский календарь, отмечают его 12 июля (н. ст.). В православии и католичестве Петр и Павел-два наиболее почитаемых апостола, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. Апокрифический раннехристианский текст «Деяния Павла и Феклы», датируемый II веком, описывает Павла как «мужа низкорослого, лысого, с ногами кривыми, с осанкою достойную, с бровями сросшимися, с носом немного выступающим, полного милости». В день памяти апостола Павла 29 июня 2009 года, папа римский Бенедикт XVI рассказал, что впервые в истории было проведено научное исследование саркофага, находящегося под алтарем римского храма Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. По словам папы, в саркофаге были обнаружены…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II вв…Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла-заявил понтифик на церемонии по случаю завершения торжеств, связанных с 2000-летием святого Павла. Вскрывать древнюю находку долго не решались. Саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано очень маленькое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений. Понтифик пообещал, что, когда ученые закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих. Древнее христианское предание, разделяемое, в частности, Православной и Католической Церквями, присваивает апостолу Павлу авторство четырнадцати посланий, входящих в Новый Завет. В научном сообществе (библейской критике) существует деление тринадцати посланий апостола Павла на две группы. Первую группу составляют так называемые протопаулинистские (прото-павловы) послания, то есть послания несомненно написанные апостолом Павлом (собственноручно или под диктовку). К ним относятся семь посланий: Послание к Римлянам, Первое и Второе послания к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Филиппийцам, Первое послание к Фессалоникийцам, Послание к Филимону. Вторую группу составляют так называемые девтеропаулинистские (девтеро-павловы) послания, то есть послания, относительно написания которых апостолом Павлом нет единой точки зрения. К ним относятся шесть посланий: Послание к Ефесянам, Послание к Колоссянам, Второе послание к Фессалоникийцам, Первое и Второе послания к Тимофею и Послание к Титу. Ученые, отрицающие написание этих посланий апостолом Павлом, считают, что они были написаны от лица Павла после его смерти до начала II века, возможно, его учениками. Принадлежность апостолу Павлу послания к Евреям современная западная библейская критика отвергает. В качестве критериев подлинности посланий рассматриваются их вероятная дата написания, форма, стиль, лексика и богословские взгляды, изложенные в посланиях. Для объяснения некоторого различия в стиле посланий используется предположение, что на стиль девтеро-павловых посланий оказали влияния писцы-секретари апостола Павла. Так один из писцов по имени Тертий указан в послании к Римлянам. В настоящее время все большее число современных ученых, имеющих разные богословские позиции, на основании полного стилеметрического анализа посланий (пропорциональное соотношение длины предложений, вариации в длине предложений, расположение ключевых слов в посланиях и др.), приводят доводы в пользу принадлежности апостолу Павлу всех 14 посланий, за исключением послания апостола Павла к Евреям. Немецкая исследовательница Эта Линнеманн пришла к выводу о том, что «словарный состав не дает нам никаких аргументов для провозглашения каких-либо писаний неаутентичными-будь то в отношении целых писем или отдельных их частей». Послания в Новом Завете расположены не в хронологическом порядке их написания, а в порядке уменьшения их длины (исключением является послание к Евреям). Самым ранним посланием считается первое послание к Фессалоникийцам (около 52 года), самым поздним-второе послание к Тимофею (около 67 года).
При бюджете в 5 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 26 миллионов.