Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«НАБЕРЕЖНАЯ ТУМАНОВ»
(Le quai des brumes)

Франция, 1938, 90 мин., ч/б, «Cine-Alliance»
Режиссер Марсель Карне по Пьеру Маку Орлану, сценарист Жак Превер
В ролях Жан Габен, Мишель Морган, Питер Брюэр, Мишель Симон, Эдвард Дальмонт

Солдат по имени Жан автостопом добирается до Гавра. В портовом городе он надеется сесть на пароход и покинуть Францию. По тому, как он прячется от людей в военной форме, можно догадаться, что он дезертир. В ресторане почтенный коммерсант с неприятным лицом Забель разговаривает с молодыми бандитами о некоем Морисе: в его исчезновении винят молодых людей, и, обеспокоенные этим, они пытаются разузнать о Морисе у коммерсанта, но тот предпочитает сокрушаться об их загубленной молодости. Блуждая по городу в поисках ночлега, Жан сталкивается с мелким вором по кличке Четвертинка, и тот отводит его в кабачок некоего Панамы на берегу моря, где находят себе приют неприкаянные люди. Здесь Жан знакомится с художником Мишелем, пребывающим в депрессии и пишущим мрачные картины, и с девушкой Нелли, потерявшей возлюбленного-того самого Мориса, чье исчезновение беспокоит бандитов. Не желая ни чужого внимания, ни сочувствия, Жан в конце концов проникается симпатией и доверием к девушке, которую принимает за проститутку. Утром, прощаясь с Панамой, он просит подыскать ему штатский костюм. Гуляя по набережной, Жан и Нелли сталкиваются с бандитами; их главарь Люсьен, молодой человек из хорошей семьи, давно и безуспешно добивающийся благосклонности Нелли, пытается силой увести девушку с собой, но на помощь ей приходит солдат. Бандиты приезжают к Забелю и обвиняют его в убийстве Мориса. Нервозность Люсьена один из его приятелей объясняет тем, что некий солдат надавал ему пощечин из-за Нелли, и Забель заочно проникается симпатией к этому солдату. Крестный отец Нелли, взявший ее к себе на воспитание после потери родителей, Забель питает к девушке далеко не отцовские чувства. И хотя, не рассчитывая на взаимность, он старается свои чувства скрывать, Нелли испытывает перед крестным безотчетный страх, который и гонит ее из дома. Обнаружив в кармане деньги, незаметно положенные Нелли, Жан решает купить на них подарок для девушки и случайно забредает в магазин Забеля, где и находит свою случайную знакомую. Забель радушно встречает его и, догадавшись о том, что Жан-дезертир, намекнув на возможность разоблачения, предлагает ему устранить Люсьена, от чего Жан решительно отказывается. Нелли, спустившись в винный погреб, находит под лестницей запонку Мориса. Художник Мишель, решив утопиться, оставляет на берегу свою одежду, мольберт и документы-для Жана. Выдавая себя за художника, солдат устраивается на пароход, идущий в Венесуэлу. Тем временем полиция находит тело Мориса и одновременно-пакет с военной формой (оставленной Жаном и выброшенной Панамой). В убийстве Мориса подозревают солдата. Чтобы заставить Забеля молчать о Жане, Нелли возвращается в дом крестного. Забель признается воспитаннице в том, что убил Мориса из ревности. Нелли хочет навсегда покинуть дом Забеля, но крестный силой удерживает ее. Появляется Жан. В завязавшейся схватке он в приступе ярости убивает Забеля. Выйдя на улицу, Жан погибает от руки Люсьена, который несколькими выстрелами убивает его…
Вторая совместная работа Марселя Карне и Жака Превера. Первый их фильм, «Странная драма», в 1937 году провалился на премьере в парижском кинотеатре «Колизей». И, тем не менее, фильм нашел своих поклонников: в том же 1937 году, по инициативе Жана Габена, продюсер берлинской киностудия УФА Рауль Плокен предложил Марселю Карне снять фильм с участием Габена. Карне, со своей стороны, предложил экранизацию романа Пьера Мак-Орлана «Набережная туманов», опубликованного в 1927 году. Выбор именно этого автора был для Карне неслучайным. В опубликованной еще в 1932 году статье «Реализм некоторых фильмов пробуждает социальную фантастику» Мак-Орлан призывал кинематографистов к созданию «романтизма будничности». Воспетая им «поэзия и тайна улиц», собственно, и нашла свое воплощение в том направлении, которое позже получило название «поэтический реализм». В сценарии, написанном Превером, сюжет романа претерпел существенные изменения: у Мак-Орлана действие разворачивается на протяжении 10 лет-с 1910 по 1919 год-во Франции, в основном в Париже, на Монмартре, Превер перенес его в портовый Гамбург. «Мы выберем порт-говорил Превер-потому что все порты похожи один на другой, там жизнь проездом, там путешествует приключение». В романе центр действия-кабачок «Проворный кролик», обычное монмартрское кафе начала века. Здесь ненадолго пересекаются и вновь расходятся судьбы героев Мак-Орлана: солдата, дезертировавшего из колониальных войск, мясника Забеля, девушки Нелли, Жана Раба-молодого человека без определенных занятий, художника-немца, обладающего даром с помощью живописи угадывать места, где совершаются преступления. В романе Забель за совершенное убийство заканчивает свою жизнь на гильотине; художник, чьи уникальные способности используют сыскные органы, не выдержав этой роли, вешается; Жан Раб, мобилизованный в армию, погибает в перестрелке; а солдат нанимается на службу в Иностранный легион; Нелли становится роскошной проституткой и наслаждается своей судьбой. Жак Превер в своем сценарии соединил разрозненные и почти не связанные между собой сюжетные линии романа; два героя, Жан Раб и солдат-дезертир, слились в одного-солдата по имени Жан; при этом все убогое, что было в Рабе, в частности его мечту хотя бы раз в жизни поспать на чистых простынях, сценарист передал новому герою-в романе его не было-мелкому вору и пьянице по прозвищу Четвертинка. Забель из мясника превратился в ростовщика, одержимого двумя страстями: любовью к музыке и любовью к Нелли, которую Превер сделал его воспитанницей. В сценарии сюжетообразующей стала тема обреченной любви. Столь кардинальную переработку сценария Марсель Карне объяснял тем, что фильм делался для Габена, который уже в то время был крупной величиной в кинематографе. «Поэтому-говорил режиссер-мы построили сюжет так, чтобы он стал центральной фигурой». Съемки фильма планировались в Германии, однако представление сценария в министерство пропаганды закончилось скандалом; Геббельс запретил «плутократский, декадентский, пессимистический сценарий». В конце концов, контракты Габена, Прево и Карне выкупил у УФА продюсер Грегор Рабинович, и действие фильма было перенесено во французский Гавр. По словам режиссера: «Тогда делали шикарные развлекательные фильмы с богатыми декорациями и о достоинстве продюсера судили по богатству костюмов, декораций и массовых эпизодов. А у меня было всего два персонажа, которых играли Жан Габен и Мишель Морган, действие происходило в тумане, и продюсер Рабинович сильно сомневался в успехе. Он четырнадцать раз снимал свою фамилию с титров и ставил ее обратно». У французской цензуры сценарий также вызвал сомнения; в конце концов, снимать фильм Карне разрешили при условии, что слово «дезертир» ни разу не будет произнесено, а солдат, сняв форму, аккуратно уложит ее на стул, а не разбросает по комнате, как первоначально предполагалось в сценарии. Костюмы для Нелли подбирала сама Коко Шанель. Мак-Орлан, посмотрев фильм, воскликнул: «Потрясающе! Вы изменили все: эпоху, место действия, персонажей…И, как ни странно, при этом дух книги передан абсолютно точно». На Венецианском кинофестивале картина номинировалась на Гран-при, а удостоилась специального упоминания.
Некоторые могут заметить, что обстановка Гавра, хотя и реалистичная, кажется немного странной. Это связано с тем, что улицы были построены с использованием техники «ложной перспективы»: здания постепенно уменьшались в размерах по мере того, как они уходили на задний план. При съемке с правильным объективом такая улица будет казаться, что она простирается от камеры в четыре раза длиннее, чем на самом деле. Действие фильма должно происходить во французском порту Гавр, но на самом деле все улицы были построены на звуковой сцене. Автор «Новой волны» Эрик Ромер сказал, что просмотр этого фильма в возрасте 18 лет заставил его захотеть в конечном итоге стать режиссером. Чтобы сделать фильм более актуальным для аудитории конца 1930-х годов, писатель Жак Превер обновил период действия оригинальной книги, то есть 1914 год Первой мировой войны, до 1938 года, предшествовавшего Второй мировой войне.