Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ»
(Rain Man)

США, 1988, 133 мин., «United Artists»
Режиссер Барри Левинсон, композитор Ганс Циммер
В ролях Дастин Хоффман, Том Круз, Валерия Голино, Джек Мердок

Молодой человек Чарли Сэнфорд живет беззаботной жизнью. Однажды он без разрешения берет антикварный Buick 1948 года выпуска, который принадлежит его отцу, а тот заявляет о его угоне. Полиция арестовывает Чарли, и тот оказывается в тюрьме. Но через пару дней узнает, что его отец не успел написать заявление и внезапно умер. В наследство он оставил ему именно старый Buick, а остальные три миллиона долларов по завещанию перешли в фонд, главным попечителем которого оказывается незнакомый Чарли человек. Обескураженный Чарли вскоре выясняет, что этим человеком является его родной брат (по отцовской линии) по имени Рэймонд Бэббитт, страдающий аутизмом и находящийся в психиатрической лечебнице. Чарли похищает Рэймонда из лечебницы и решает любыми путями добиться того, чтобы три миллиона долларов оказались у него…
В первоначальном сценарии Рэймонд, страдающий умственной отсталостью, был счастливым и дружелюбным, но когда Дастин Хоффман прочитал сценарий, он настоял, чтобы его персонаж был замкнутым и отстраненным человеком, страдающим аутизмом. После разговора с психиатром Рэймонд наклоняет свою голову напротив Чарли (Том Круз) и говорит: «Мой главный человек-Чарли». Этого не было в сценарии, а сымпровизировано самим Хоффманом. Когда фильм показывался пассажирам самолетов, некоторые авиакомпании удаляли эпизод, где Рэймонд говорит о статистике авиакатастроф. Интересно, что единственной авиакомпанией, которая оставила фильм нетронутым, оказалась «Quantas», о которой Рэймонд говорит, что в ее истории никогда не было потерь рейсовых самолетов. Это истинная правда: к 2007 году эта авиакомпания не потеряла ни одного реактивного самолета, у нее было 8 катастроф еще до этого фильма, но все самолеты были винтовыми. Дастин Хоффман хотел, чтобы роль Чарли исполнял Билл Мюррей. Также Хоффману первоначально предложили роль Чарли, но он выбрал роль Рэймонда. В роли психиатра в конце фильма должен был сниматься актер Д. Т. Уолш, но когда он не смог этого сделать, Хоффман предложил, чтобы вместо него сыграл сам Барри Левинсон. Сценарий картины писался под братьев Денниса Куэйда и Рэнди Куэйда. Роль Рэймонда отклонили Джек Николсон и Роберт Де Ниро. Том Круз очень любил репетировать, чем и занимался с Хоффманом все свободное время, причем они часто менялись ролями в диалогах. Когда режиссерское кресло предложили Барри Левинсону, тот поначалу отказался и снял вместо этого картину «Доброе утро, Вьетнам» (1987). Но когда от проекта отказалось еще несколько режиссеров, Левинсон решил принять предложение по просьбе своего друга Сиднея Поллака, который сам отказался от режиссерского кресла. Персонаж Чарли первоначально должен был быть 56-летним мужчиной. Картина, демонстрирующаяся по телевизору, когда Рэймонд входит в комнату, где Чарли и Сюзанна занимаются любовью, это «Сладкий запах успеха» (1957). Снимаясь в картине, Хоффман был не уверен, как в ее потенциале, так и в собственной игре. Три недели спустя после начала съемок он хотел покинуть проект, умоляя Левинсона: «Барри, отпусти меня, возьми Ричарда Дрейфусса, возьми кого-нибудь другого, потому что это худшая роль в моей жизни». Аналогичные сомнения приходили и в голову Тома Круза. По слухам, это был один из любимейших фильмов принцессы Дианы. Персонаж Рэймонда Бэббитта основан на реальном американском ученом Киме Пике (род. в 1952 году), с которым сценарист картины Барри Морроу впервые встретился в 1986 году. Когда Морроу за этот сценарий получил «Оскар», он отдал его Пику. Это единственный фильм в истории, получивший «Оскар» и «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля как лучший фильм. Готовясь к роли, Дастин Хоффман потратил год, общаясь с больными аутизмом и их семьями, чтобы понять всю сложность их отношений. Это первый саундтрек, написанный Гансом Циммером в Голливуде. Барри Левинсон дал ему четкие указания избегать использования струнных инструментов, так как считал, что музыка будет слишком сентиментальной. Интересно, что студия «Warner» имела возможность снять фильмы «Человек дождя» и «Форрест Гамп» (1994), но посчитала сюжеты этих фильмов похожими, и, в конце концов, оказалась от последнего. «Форрест Гамп» сняла студия «Paramount», и картина стала для нее одной из вершин, собрав в прокате США почти 330 миллионов долларов. Интересно, что в премьерный уик-энд «Человек дождя» собрал жалкие 6 миллионов долларов, зато после второго уик-энда моментально взлетел на вершины хит-парадов. Картина снята в строгой хронологической последовательности. На момент своего выхода «Человек дождя» стал самой прибыльной картиной в истории кино, удостоившейся «Оскара» как лучший фильм года. До этого никогда качество и количество собранных денег не совпадали. Снимать фильм готовился Стивен Спилберг и даже начал делать к нему заметки. Но когда его друг Джордж Лукас попросил его о помощи в работе над третьей частью приключений Индианы Джонса, Спилберг покинул проект и отдал свои записи Левинсону. Интересно, что последние страницы сценария Рональд Басс закончил в тот самый день, когда началась забастовка сценаристов Голливуда. Картина получила «Оскар» за лучшую режиссуру, сценарий, актера (Хоффман) и как лучший фильм года, а номинировалась за лучшую операторскую работу, монтаж, музыку и художественное оформление. Англичане номинировали картину на свой приз «BAFTA» за лучший сценарий, монтаж и актера (Хоффман). На Берлинском международном кинофестивале картина получила Гран-при и приз зрительских симпатий. Фильм также удостоился «Золотого глобуса» за лучшего актера (Хоффман) и как лучший фильм года, а номинировался за лучшую режиссуру и сценарий. При бюджете в 25 миллионов долларов картина по всему миру собрала 355 миллионов и еще 87 миллионов выручила за право использования на территории США.