Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Ноябрь 1918 года. Джон Смит-тяжело раненный британский офицер был найден недалеко
от места битвы при Аррасе. Ему предоставляют убежище в госпитале округа Мельбридж,
в переполненном военном крыле. Джон потерял память и с трудом говорит. Он находится
под опекой доктора Джонатана Бенета, мудрого и доброго врача, который готовит
Смита к визиту пары, ищущей своего сына. Джон оказывается не их сыном. Раздавленный
этой новостью, офицер выходит на улицу в туманную ночь для обычной прогулки
по территории. Внезапно раздаются звуки сирен и криков, сначала за воротами,
а затем внутри убежища-война окончена. Смит спускается с холма в центр города.
Там он знакомится с певицей Паулой Риджуэй, которая находится в Мельбридже с
театральной группой. Смит пытается купить сигареты, и его проблемы с речью приводят
в ужас продавщицу в табачной лавке, она понимает, откуда он пришел и собирается
звонить санитарам. Паула предупреждает об этом Смита, который нерешительно говорит
ей, что с ним все в порядке. Он выходит из магазина, и Паула следует за ним.
Поскольку он кажется безобидным, девушка приглашает его выпить в пабе. Смит
настолько сбит с толку, что Паула не может оставить его одного, поэтому она
приводит его в театр и позволяет ему посмотреть ее представление в стиле Гарри
Лаудера. Там офицер падает в обморок, и Паула отвозит его на ночлег в паб. Смит
болен гриппом. Паула ухаживает за ним и договаривается, что он поедет с труппой,
когда они закончат давать представления в этом городе. Их планы рушатся в последнюю
минуту, когда охранник больницы, в которой находился Смит приходит в паб. Он
описывает сбежавшего человека. За кадром вся труппа спорит с Паулой и убеждает
ее, что для всех лучше направить Смита в больницу, где он сможет получить надлежащую
медицинскую помощь. Эта новость шокирует Джона, заставляя его снова потерять
дар речи. Потрясенная его реакцией, Паула отсылает его ждать у задней двери,
в то время как она платит Бифферу, хозяину паба, и просит его придержать ее
чемоданы. У задней двери она видит Смита, стоящего над потерявшим сознание человеком.
Джон толкнул его, когда тот попытался задержать офицера. Несмотря на все, Паула
и Смит уезжают. Паула разрабатывает план, чтобы замести следы, и они оказываются
на Западе, в маленькой деревушке, которая «одинока и прекрасна». Пара снимает
комнаты в гостинице, говоря миссис Девентер (хозяйке), что они помолвлены. Джон
обнаруживает у себя литературный талант и верит, что сможет зарабатывать на
жизнь сочинением книг. Он восстановил все, кроме своей памяти, и он делает Пауле
предложение. Они женятся в деревенской церкви. Взявшись за руки, они входят
в свой новый дом. Рано зимним утром (6 ноября, как мы узнаем в следующей сцене),
прибывает молочник, и Смит просит его помолчать. «Это сегодня?»-спрашивает молочник
и делится своим опытом отцовства. Проходят часы, и, наконец, доктор Симс будит
дремлющего Смита, чтобы сказать ему, что с Паулой все в порядке, она родила
сына. Через несколько дней Смит регистрирует рождение ребенка. Ему дают имя-Иоанн.
Смит возвращается домой с маленькой игрушечной кошечкой для ребенка и красивым
ожерельем из стеклянных бусин для Паулы. Приходит викарий с телеграммой от редактора
«Liverpool Mercury» с просьбой, чтобы Смит пришел на интервью на следующий день.
Они пакуют чемодан; она предлагает ему расположиться в The Great Northern Hotel.
Они счастливы. Смит целует Паулу и прощается с ребенком. В Ливерпуле Смит поскальзывается
на грязи и в него врезается такси. Он начинает видеть галлюцинации о войне,
а когда приходит в себя, оказывается, что он забыл три последних года своей
жизни. Его память до 1917 года восстановлена, но забыта его жизнь в больнице
и с Паулой. Его зовут Чарльз Ренье, он сын богатого бизнесмена. Но никаких подсказок
о том, как он попал в Ливерпуль с полей битвы во Франции-нет. Чарльз возвращается
домой поздно вечером, в день похорон своего отца, к его глубокому сожалению
и изумлению семьи. Пятнадцатилетняя Китти, падчерица сестры Чарльза, мгновенно
влюбляется в своего «дядю». Он удивлен. Она заставляет его пообещать написать
ей и убеждает его позволить ей приехать на праздники. Когда Китти подрастает,
она посылает Чарльзу письма. Через несколько лет Чарльз становится «промышленным
принцем Англии». Взрослая Китти приходит в офис Чарльза, чтобы пригласить его
на ланч. Девушка напоминает Чарльзу, что первоначально он собирался просто привести
в порядок дела фирмы. Он говорит ей, что осознал, насколько важно сохранить
рабочие места для многих сотрудников, «маленьких семей в маленьких домах», по
всей Англии, которые зависят от этого бизнеса. Чарльз замирает на мгновение,
когда слышит голос доктора Бенета, который сидит за столом позади них. Чарльз
не оборачивается и не смотрит. Китти говорит ему о своей любви, теперь взрослой
и осознанной, а Чарльз говорит, что готов заботиться о девушке. Он возвращается
в офис, к нему в кабинет входит мисс Хэнсон, его секретарша. Это Паула. Они
обсуждают бизнес. Она пристально наблюдает за Чарльзом, когда он смотрит на
фотографии города. Он говорит ей, что собирается жениться, и она пытается взять
ситуацию в свои руки. Той же ночью в своей квартире она разговаривает с доктором
Бенетом. Несколько лет назад он сказал ей, что Смит не бросал ее, просто в его
голове открылась одна дверь, а другая закрылась. Если одного взгляда на нее,
когда она зашла в его кабинет двумя годами раньше, было недостаточно, чтобы
восстановить его память-разговоры тоже не помогут. Он предупреждает женщину,
что раскрытие ее личности только заставит Чарльза обидеться. Но дарит слабую
надежду, что однажды Смит вернется к ней. Паула искала своего мужа, а затем
серьезно болела в течение многих месяцев; ребенок умер. Она потерпела неудачу
в своей попытке вернуться на сцену. Она работала официанткой, изучала стенографию
в вечерней школе и, в конце концов, пошла работать секретарем. Однажды она увидела
фотографию Чарльза в газете и сумела стать его личным секретарем, назвавшись
Маргарет Хансон. Маргарет объявила мужа мертвым, их брак был расторгнут: 12
лет прошло с тех пор, как он исчез. За несколько дней до свадьбы Чарльз и Китти
выбирают гимн для службы. Органист играет «Oh Perfect Love», и Чарльз замирает,
уставившись на алтарь. Он поворачивается, чтобы посмотреть на Китти и не узнает
ее. Она говорит, что всегда знала, что у него кто-то есть. Она отменяет свадьбу,
и Чарльз исчезает. С помощью дворецкого, Шелдона, Маргарет узнает, что Чарльз
находится в Ливерпуле, пытаясь в последний раз собрать воедино свои потерянные
воспоминания. Она присоединяется к нему в его расследовании. Они забирают его
чемодан из гостиницы, но он ничего не вспоминает. После его избрания в парламент,
в чем Маргарет оказывает неоценимую помощь, Чарльз предлагает ей брак, как дружеское
и полезное партнерство, а не романтическое. Она говорит об этом с доктором Бенетом,
который просит ее придерживаться плана, даже если она любит его. Чарльз звонит,
и Маргарет соглашается. Они становятся идеальной парой, по крайней мере, на
первый взгляд. На их третью годовщину он дарит ей изысканное изумрудное ожерелье.
Она открывает шкатулку с драгоценностями и находит бусы, которые ей подарил
Смит. Она показывает их Чарльзу, который признает, что они были подарком от
ее мертвого мужа. Он признается о потерянных воспоминаниях. Маргарет находится
на грани того, чтобы сказать ему правду, но отступает. Он желает ей спокойной
ночи, и она горько плачет. К несчастью, одинокая Маргарет сама решает отправиться
в длительный отпуск за границу. Прежде чем ее корабль отправится в Южную Америку,
она отправляется в Девон на два дня, чтобы вновь посетить деревню, где она и
Смит жили. Когда Чарльз провожает Маргарет на вокзале, его вызывают на работу.
После успешных переговоров он прогуливается по городу, знакомая обстановка и
звуки праздника начинают навевать потерянные воспоминания. Он помнит девушку…Лицо
Маргарет появляется из тумана. Она собирается уехать из дома на станцию и делает
случайное замечание нынешнему хозяину о миссис Девентер. Хозяин говорит ей,
что один джентльмен только этим утром спросил о миссис Девентер и о старом викарии,
и искал дом, который он раньше снимал, возле церкви. С новой надеждой Маргарет
спешит прочь. Чарльз стоит на мосту, смотрит на дом. Он медленно подходит к
воротам, которые все еще скрипят, и ныряет под ветку дерева. Нерешительно он
пробует старый ключ и обнаруживает, что тот подходит. Маргарет идет к воротам
и зовет мужа, Ренье оборачивается и улыбается, узнавая жену…
Драматический фильм режиссера Мервина Лероя, созданный в 1942 году по мотивам
одноименного романа Джеймса Хилтона. Клодин Уэст, Джордж Фрошель и Артур Вимперис
адаптировали роман для экрана и получили номинацию на премию Оскар. Фильм имел
огромный коммерческий успех и получил семь различных номинаций на Оскар. Согласно
отчетам MGM, фильм заработал 8, 2 миллиона долларов во всем мире, что стало
их самым большим хитом в сезоне. Несмотря на кассовый успех картины, критики
оставляли скорее отрицательные отзывы. Джеймс Эйджи писал: «Я хотел бы порекомендовать
этот фильм тем, кто может интересоваться амнезией Рональда Колмана в течение
двух часов и кто может с удовольствием съесть миску мыла для бритья на завтрак».
В своем обзоре для New York Times Босли Краузер писал, что «при всей своей эмоциональной
эксцентричности «Случайная жатва»-странно пустой фильм». «Мисс Гарсон и мистер
Колман очаровательны; они прекрасно играют. Но они никогда не кажутся настоящими».
Variety высоко оценили выступления двух главных героев, в частности Гарсон,
но отметили, что Колман казался старше своей роли. Спустя десятилетия Джонатан
Розенбаум из Chicago Reader допустил, что у Рональда Колмана «своего рода невменяемая
искренность и честность на своих собственных условиях». Обзор Леонарда Малтина
гласит: «Роман Джеймса Хилтона, посвященный чрезвычайно интересному феномену,
MGM воплотили на экране с Колманом и Гарсон в своих лучших проявлениях». Хэл
Эриксон писал: «При нормальных обстоятельствах мы не поверили бы ни на минуту
в этот фильм, но магия сотканная звездами экрана и автором Джеймсом Хилтоном
превращает невероятное в вполне правдоподобное». Фильм был помещен Американским
институтом кино на 36-е место в списке «100 самых страстных американских фильмов
за 100 лет по версии AFI». Бюджет фильма составил 1, 2 миллиона долларов.