Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КРАСНЫЙ БЕРЕТ»
(The Red Beret)

Великобритания-США, 1953, 90 мин., «Warwick Film Productions»
Режиссер Теренс Янг, сценаристы Сай Бартлетт, Ричард Майбаум и Фрэнк С. Ньюджент
В ролях Алан Лэдд, Лео Генн, Сьюзан Стивен, Тим Тернер, Дональд Хьюстон, Гарри Локк, Патрик Дунан

Фильм основан на реальной истории атаки на немецкую радиолокационную станцию Брюневаль. Рейд был совместной операцией ВВС, морских и сухопутных сил. Наземную часть операции осуществлял 2-й батальон 1-й парашютной бригады под командованием майора Джона Фроста. На задание с ними отправился эксперт по радарам ВВС, старший сержант Кокс, его задача-демонтировать и вывезти некоторые узлы немецкой радарной установки…
Operation Biting-рейд британских объединенных сил на немецкую береговую радиолокационную установку в Брюневале на севере Франции во время Второй мировой войны в ночь с 27 на 28 февраля 1942 года. Некоторые из этих установок были идентифицированы по фотографиям воздушной разведки Королевских ВВС (RAF) в 1941 году, но назначение и характер оборудования были неизвестны. Некоторые британские ученые считали, что эти станции были связаны с успешными атаками немецких бомбардировщиков RAF, проводивших бомбардировки целей в оккупированной Европе, что привело к большим потерям пилотов и бомбардировщиков. Ученые потребовали совершить налет на одну из этих установок, изучить технологии, которыми она располагала, и, если возможно, извлечь их и вернуть в Великобританию для дальнейшего изучения. Из-за обширной береговой обороны, возведенной немцами для защиты объекта от морского рейда, британцы полагали, что рейд коммандос с моря понесет большие потери и даст противнику достаточно времени для уничтожения объекта. Чиновники решили, что воздушно-десантный десант с последующей эвакуацией по морю будет наиболее практичным способом застать врасплох гарнизон установки, захватить технику в целости и свести к минимуму потери для рейдерских сил. Ночью 27 февраля, после периода интенсивных тренировок и нескольких задержек из-за плохой погоды, рота воздушно-десантных войск под командованием майора Джона Фроста десантировалась во Францию в нескольких милях от установки. Основные силы атаковали виллу, в которой хранилось радиолокационное оборудование, убив нескольких членов немецкого гарнизона и захватив установку после непродолжительной перестрелки. Техник Королевских ВВС с отрядом демонтировал радиолокационную решетку Вюрцбурга и удалил несколько ключевых элементов, после чего отряд отошел на пляж для эвакуации. Отряд, которому было поручено очистить пляж, сначала не смог этого сделать, но немецкие силы, охранявшие его, вскоре были уничтожены с помощью основных сил. Войска, совершавшие набег, были подобраны десантными катерами и переброшены на несколько моторных канонерских лодок, которые вернули их в Великобританию. Рейд был полностью успешным. Воздушно-десантные войска понесли относительно небольшие потери, а части радара, которые они привезли, вместе с захваченным немецким радиолокатором позволили британским ученым понять продвижение противника с помощью радаров и разработать контрмеры для их нейтрализации. После окончания битвы за Францию и эвакуации британских войск из Дюнкерка во время операции «Динамо» большая часть военного производства и усилий Великобритании была направлена на бомбардировочное командование Королевских ВВС и стратегические бомбардировки Германии. Однако потери бомбардировщиков в каждом налете начали увеличиваться в течение 1941 года, что, по заключению британской разведки, было связано с использованием немцами передового радиолокационного оборудования. К этому моменту британцы и немцы соревновались в радиолокационных технологиях почти десять лет, причем немецкие технологии часто были на том же уровне, что и британцы, или превосходили их из-за значительных инвестиций в только что появившуюся технологию. К началу Второй мировой войны Великобритания разработала эффективные радиолокационные системы, в первую очередь благодаря работе Роберта Уотсона-Уотта, хотя большая часть технологии все еще находилась в зачаточном состоянии, а Уотсон-Уотт и другие ученые не смогли разработать эффективная система ночной защиты во время ночных немецких бомбардировок Британии в 1940 г. Другим британским ученым, работавшим над радиолокационными системами и методами, был Р. В. Джонс, который был назначен в 1939 году первым офицером научной разведки Великобритании и провел первые годы конфликта, исследуя, насколько передовыми были немецкие радары по сравнению с британскими. Изучив просочившиеся немецкие документы, разбитые бомбардировщики Люфтваффе, расшифровки Enigma и допросы немецких военнопленных, Джонс обнаружил, что высокочастотные радиосигналы передаются по всей Британии откуда-то с континента, и он полагал, что они исходят от направленной радиолокационной системы. В течение нескольких месяцев после этого открытия Джонс определил несколько таких радиолокационных систем, одна из которых использовалась для обнаружения британских бомбардировщиков; это было известно как массив «Фрейя-Мельдунг-Фрейя», названный в честь древней скандинавской богини. Джонс, наконец, смог увидеть конкретные доказательства присутствия системы «Фрейя» после того, как ему показали несколько загадочных объектов, видимых на разведывательных снимках, сделанных Королевскими ВВС недалеко от мыса Антифер в Нормандии-две круглые огневые точки, в каждой из которых был вращающийся «матрас»-антенна шириной примерно 6 м. Найдя доказательства существования этих установок «Фрейя», Джонс и другие ученые под его командованием могли приступить к разработке контрмер против системы, а Королевские ВВС могли сами начать обнаруживать и уничтожать установки. Джонс также нашел свидетельство второй части установки «Фрейи», упоминаемой в расшифровках «Энигмы» как «Вюрцбург», но только когда ему показали еще один набор разведывательных фотографий Королевских ВВС в ноябре 1941 года, он узнал природу Вюрцбурга. Радиолокационное устройство Wurzburg состояло из параболической антенны диаметром около 3 м, которая работала вместе с Freya для обнаружения британских бомбардировщиков, а затем направляла ночные истребители Люфтваффе для их атаки. Две системы дополняли друг друга: «Фрейя» представляла собой радар дальнего обнаружения, но ей не хватало точности, у Вюрцбурга была гораздо меньшая дальность, но она была гораздо более точной. Wurzburg FuSE 62 D также имел то преимущество, что он был намного меньше, чем система Freya, и его было легче производить в количествах, необходимых Люфтваффе для защиты территории Германии. Чтобы нейтрализовать Вюрцбургскую систему, разработав против нее меры противодействия, Джонсу и его команде нужно было изучить одну из систем или, по крайней мере, наиболее важные технологические элементы, из которых эта система состояла. Одно место недавно было замечено разведывательным самолетом RAF Spitfire из подразделения фоторазведки во время полета над частью французского побережья Ла-Манша недалеко от Гавра. Это место было найдено на вершине утеса непосредственно к северу от деревни Брюневаль, в 19 км. к северу от Гавра, и было наиболее доступным немецким радиолокационным участком, который до сих пор был обнаружен британцами. Несколько других установок находились дальше вглубь страны, а другие-в Румынию и Болгарию. Адмиралу лорду Луи Маунтбэттену, командующему объединенными операциями, был передан запрос о проведении рейда на территорию Брюневаля с целью захвата системы Вюрцбург. Маунтбэттен, в свою очередь, передал предложение Комитету начальников штабов, который одобрил рейд после непродолжительного обсуждения. Получив разрешение на проведение рейда, Маунтбэттен и его сотрудники изучили установку Брюневаль и ее оборону, быстро придя к выводу, что из-за обширной береговой обороны в районе вокруг установки она была слишком хорошо защищена, чтобы допустить рейд морских коммандос. Они считали, что такой рейд приведет к большим потерям среди атакующих войск и будет недостаточно быстрым, чтобы захватить радар Вюрцбурга до того, как он будет уничтожен немцами. Полагая, что внезапность и скорость должны были быть основными требованиями любого рейда против объекта, чтобы обеспечить захват радара, Маунтбэттен видел воздушно-десантный штурм как единственный жизнеспособный метод. Поэтому 8 января 1942 года он связался со штабом 1-й воздушно-десантной дивизии и 38 Wing RAF, спрашивают, смогли ли они провести рейд. Командир дивизии, генерал-майор Фредерик Браунинг, был особенно воодушевлен, так как успешная операция станет отличным моральным подъемом для воздушно-десантных войск под его командованием, а также хорошей демонстрацией их ценности. Оба командира считали, что обучение воздушно-десантных войск и экипажей можно будет завершить к концу февраля, когда будут благоприятные метеорологические условия для проведения операции. Подготовка к рейду была начата немедленно, но столкнулась с рядом проблем. 38-е крыло было новым подразделением, которое все еще находилось в процессе формирования, поэтому 51-я эскадрилья RAF под командованием командира крыла Перси Чарльза Пикарда была выбрана для предоставления самолетов и экипажа, необходимых для операции, хотя капитан группы Найджел Норман из 38-го крыла остался в целом. Еще одной проблемой, с которой столкнулись, было состояние подготовки подразделения воздушно-десантных войск, выбранных для рейда на объект. В этот период в состав 1-й воздушно-десантной дивизии входило всего два парашютно-десантных батальона, из которых только один (1-й парашютно-десантный батальон) прошел полную подготовку. Браунинг, желая сохранить 1-й парашютный батальон в целости для любой более крупной операции, для которой может быть выбрана дивизия, приказал 2-му парашютному батальону предоставить роту для операции. Была выбрана рота «С» под командованием Фроста, но рота была сформирована так недавно, что Фрост и многие из его людей еще не закончили курс прыжков с парашютом. Уровень безопасности, установленный при планировании рейда, был настолько высок, что, когда майор Фрост впервые был проинструктирован офицером связи из штаба 1-й воздушно-десантной дивизии, ему сообщили, что его рота должна была принять участие в воздушно-десантной демонстрации для военного кабинета. Ему также сообщили, что рота C будет разделена на четыре секции для учений, что противоречило плану, разработанному Фростом для учений, и сбило его с толку. Только после того, как Фрост высказал несколько возражений более старшему офицеру в штабе, его проинформировали о предполагаемом рейде, после чего майор отказался от своих возражений и обратил свое внимание на обучение роты. Рота провела время на равнине Солсбери в Уилтшире, а затем отправилась в Инверарей в Шотландии, где они прошли специальную подготовку на озере Лох-Файн, отрабатывая ночные посадки на десантные корабли, чтобы подготовить роту к эвакуации морем после рейда на радарную установку. После этого подразделение вернулось в Уилтшир и начало отрабатывать десантирование с парашютом с самолетами и экипажами 51-й эскадрильи. Несмотря на то, что экипажи не имели опыта десантирования парашютистов, эти учения оказались успешными. В разработке компании участвовало создание масштабной модели радиолокационной установки и окружающих зданий, возводимых Отделом интерпретации фотографий. В этот период майор Фрост был представлен командующему ВМС Австралии Ф. Н. Куку, который должен был командовать военно-морскими силами, предназначенными для эвакуации роты по завершении рейда, а также отряду из тридцати двух офицеров и людей из коммандос № 12, которые должны были прибыть на десантном корабле и прикрывать роту, когда она отходила от берега. Фрост также встретил сержанта британских ВВС CWH Cox, который вызвался сопровождать роту C в операции. Как опытный радиомеханик, его работа должна была заключаться в том, чтобы найти радарную установку Вюрцбурга, сфотографировать ее и демонтировать часть для транспортировки обратно в Великобританию. Дерек Гаррард из команды Джонса попросил Джонса получить армейскую форму и идентификационный номер для Кокса, поскольку он станет объектом особого внимания со стороны немцев, если он будет захвачен в плен в форме ВВС, но военное министерство было непреклонно. Ударную группу сопровождал отряд королевских инженеров 1-го воздушного отряда из 10 человек во главе с лейтенантом Деннисом Верноном. Шестеро саперов демонтировали радар, а четверо саперов устанавливали противотанковые мины, чтобы защитить силы от контратаки. В этот период также собиралась информация о радиолокационной установке Брюневаль, часто с помощью французского Сопротивления, без которого было бы невозможно получить подробные сведения о расположении немецких войск, охраняющих установку. Эта информация была собрана Гилбертом Рено, известным британцам под кодовым именем «Реми», и несколькими членами его сети сопротивления. Инсталляция состояла из двух отдельных частей. Вилла примерно в 91 м. от края обрыва, в котором находилась сама радиолокационная станция, и ограждение, содержащее несколько небольших зданий, в которых находился небольшой гарнизон. Вюрцбургская антенна была возведена между виллой и скалой. Радиолокационная станция постоянно обслуживалась радиолокационными техниками Люфтваффе и была окружена постами охраны и примерно 30 охранниками; в постройках небольшого ограждения размещалось около 100 немецких солдат, в том числе еще один отряд техников. Взвод немецкой пехоты находился южнее, в Брюневале, и отвечал за обеспечение обороны, охранявшей эвакуационный пляж. Они включалиопорный пункт рядом с пляжем, а также доты и пулеметные гнезда на вершине скалы с видом на пляж. Пляж не был заминирован и имел лишь спорадическую защиту из колючей проволоки, но его регулярно патрулировали. Считалось, что мобильный резерв пехоты будет доступен с уведомлением за час и размещен на некотором расстоянии вглубь страны. Основываясь на этой информации, Фрост решил разделить роту на пять групп по сорок человек для рейда, каждая из которых была названа в честь известного адмирала Королевского флота: «Нельсон», «Джеллико», «Харди», «Дрейк» и «Родни». «Нельсон» должен был зачистить и занять немецкие позиции, защищая эвакуационный пляж, в то время как «Джеллико», «Харди» и «Дрейк» захватили радарную площадку, виллу и ограждение. «Родни» был резервным строем, размещенным между радаром и основным вероятным подходом противника, чтобы блокировать любую контратаку. Считалось, что сочетание полной луны для видимости и прилива, позволяющего десантному кораблю маневрировать на мелководье, было жизненно важным для успеха рейда, что сузило возможные даты до четырехдневного периода между 24 -27 февраля. 23 февраля состоялась генеральная репетиция, которая оказалась неудачной. Несмотря на идеальные погодные условия, эвакуационно-десантный корабль сел на мель в 60 ярдах от берега и не мог быть перемещен, несмотря на усилия экипажей и войск. Рейд был отложен на несколько дней после репетиции 23 февраля из-за погодных условий, но 27 февраля погода оказалась идеальной, с ясным небом и хорошей видимостью для самолетов 51-й эскадрильи, а также полной луной, которая обеспечивала освещение для самолетов 51-й эскадрильи. Военно-морские силы под командованием командующего Куком вылетели из Великобритании во второй половине дня, а транспортный самолет Whitley с ротой C вылетел из RAF Thruxton вечером. Самолет пересек Ла-Манш без происшествий, но, достигнув французского побережья, попал под сильный зенитный огонь; однако ни один из них не пострадал, и они успешно доставили роту C в назначенную зону высадки рядом с установкой. Высадка прошла почти полностью успешно, большая часть сил рейда приземлилась на краю зоны высадки; однако половина отряда «Нельсон» приземлилась в двух милях от ДЗ. Как только другие отряды собрали свое снаряжение и сориентировались, они двинулись выполнять свои запланированные задачи. «Джеллико», «Харди» и «Дрейк» не встретили сопротивления противника, когда они двинулись к вилле, где находилась радарная установка, и, окружив виллу, Фрост отдал приказ открыть огонь из гранатометов и автоматического огня. Один немецкий охранник был убит, когда открыл ответный огонь из окна наверху, еще двое были взяты в плен воздушно-десантными войсками; на допросе заключенные показали, что большая часть гарнизона дислоцирована дальше вглубь страны. Там все еще оставались значительные силы противника в зданиях в небольшом ограждении рядом с виллой, и теперь они открыли огонь по силам рейда после того, как были предупреждены первоначальной перестрелкой, убив одного из воздушно-десантных войск. Громкость огня быстро усилилась, когда из близлежащего леса можно было увидеть движущиеся к вилле вражеские машины; это, в частности, обеспокоило Фроста, поскольку радиостанции, которые были переданы силам, не работали, не давая ему средств связи с другими его отрядами, включая «Нельсона», которому было поручено очистить пляж для эвакуации. В это время прибыли сержант Кокс и несколько саперов, которые приступили к демонтажу радиолокационного оборудования, поместив его на специально разработанные тележки. Закрепив радиолокационное оборудование и находясь под сильным огнем противника, майор Фрост отдал приказ трем отрядам отойти на берег эвакуации. Однако стало очевидно, что пляж не был защищен малочисленным отрядом «Нельсона», когда немецкий пулемет открыл огонь по воздушно-десантным войскам, тяжело ранив ротного сержанта. Фрост приказал «Родни» и доступным людям «Нельсона» очистить оборону, а сам повел три других отряда обратно на виллу, которая была повторно занята вражескими войсками. Вскоре вилла была снова очищена от вражеских войск, и когда Фрост вернулся на пляж, он обнаружил, что пулеметное гнездо было разрушено неправильно сброшенными войсками «Нельсона». Минуя другие позиции противника, они вышли на берег и атаковали пулеметный пост с фланга. К этому времени было 02:15, но не было никаких признаков военно-морских сил, которые должны были эвакуировать воздушно-десантные войска. Фрост приказал «Нельсону» охранять внутренние подходы к пляжу, а затем запустил аварийную сигнальную ракету. Вскоре после этого были замечены приближающиеся военно-морские силы. Первоначальный план операции предусматривал одновременное приземление двух десантных кораблей на берег, но во время учений этого так и не удалось добиться удовлетворительным образом. Вместо этого все шесть десантных кораблей приземлились одновременно, а войска прикрытия на десантных кораблях открыли огонь по немецким солдатам, собравшимся на вершине утеса. Это отклонение от первоначального плана эвакуации и вражеский огонь вызвали на берегу значительную неразбериху. Некоторые десантные корабли покинули пляж переполненными, а другие-полупустыми. Однако радиолокационное оборудование, немецкие пленные и все десантники, кроме шести, были погружены на борт и перевезены на моторные канонерские лодки для отправки обратно в Великобританию. На обратном пути Фрост узнал, что военно-морские силы не получали никаких сигналов, кроме сигнальной ракеты, и большую часть времени скрывались от немецкого военно-морского патруля, который почти их обнаружил. Обратный путь в Британию прошел без происшествий, отряд сопровождали четыре эсминца и звено «Спитфайров». Десантники потеряли двоих убитыми, восемь ранеными и шесть человек, не вернувшихся на катера. Позже они попали в плен к немцам. После войны были обнаружены немецкие отчеты, в которых немецкие потери составили следующее: армия: двое убитых, один тяжелораненый, двое пропавших без вести. Люфтваффе: трое убитых, один раненый, трое пропавших без вести. Член французского движения сопротивления, участвовавший в предыдущей разведке в Брюневале, впоследствии был схвачен и казнен немцами. Француз и его невеста были депортированы в концентрационные лагеря в Германии за оказание помощи выжившим британским парашютистам в их попытке вернуться в Великобританию. Успех рейда на базу Брюневаль имел два важных последствия. Во-первых, успешный рейд на оккупированную немцами территорию стал долгожданным моральным подъемом для британской общественности и в течение нескольких недель после этого широко освещался в британских СМИ. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль проявил личный интерес к операции и 3 марта собрал военный кабинет, чтобы выслушать майора Фроста и нескольких других офицеров, участвовавших в ней. В результате было вручено несколько медалей. 15 мая 1942 г. в специальном приложении к London Gazette было объявлено о 19 наградах. Фрост был награжден Военным крестом, Крестом Кука за выдающиеся заслуги и Военной медалью Кокса. 26 мая командир звена Пикард также был награжден знаком «За выдающиеся заслуги». Успех рейда также побудил военное министерство расширить существующие британские воздушно-десантные силы, создав склад воздушно-десантных войск и боевую школу в Дербишире в апреле 1942 г. и создав парашютный полк, а также преобразовав ряд пехотных батальонов в воздушно-десантные батальоны в августе 1942 г. Вторым и самым важным результатом рейда стали технические знания, полученные британскими учеными. Изучение компонентов радарной решетки показало, что она имеет модульную конструкцию, что облегчает техническое обслуживание и делает устранение неисправностей намного проще, чем на аналогичных британских моделях радаров. Это подтвердилось в ходе допроса пленного немецкого техника, который оказался менее подготовленным, чем его британские коллеги. Изучение радарной решетки также позволило британским ученым сделать вывод, что им придется развернуть недавно разработанную контрмеру под кодовым названием Window. Изучение массива Вюрцбурга показало, что его невозможно заглушить обычными средствами, использовавшимися британцами в первые годы конфликта. Таким образом, Window придется использовать против немецких радаров. Эффективность «Окна» против радаров Вюрцбурга была подтверждена налетом, проведенным командованием бомбардировщиков Королевских ВВС 24 июля 1943 г. на Гамбург (операция «Гоморра»). Бомбардировщики использовали Window, все радарные решетки в Гамбурге были ослеплены, а их операторы сбиты с толку, неспособные отличить радиолокационную сигнатуру настоящего бомбардировщика от нескольких частей Window, испускающих аналогичную сигнатуру. Неожиданным бонусом рейда Брюневаля стали усилия немцев по улучшению обороны станций Вюрцбург и предотвращению подобных атак. Радары были окружены кольцами из колючей проволоки, что увеличивало их видимость с воздуха, что облегчало их атаку до начала операции «Оверлорд». Исследовательский центр телекоммуникаций, где была проанализирована большая часть оборудования Бруневаля и где были разработаны и испытаны британские радарные системы, был перемещен дальше вглубь суши из Суонеджа на южном побережье Англии в Малверн, чтобы гарантировать, что он не станет целью. ответного налета немецкой воздушно-десантной авиации. Первоначальная модель местности вокруг радиолокационной станции, использовавшаяся для инструктажа войск, принимающих участие в штурме, хранится в Музее парашютного полка и воздушно-десантных войск, в Имперском военном музее Даксфорда. Бюджет фильма составил 700 тысяч долларов.