Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«РЕВАНШ»
(Revanche)

Австрия, 2008, 121 мин., «Prisma Film/Spielmannfilm»
Режиссер, сценарист и продюсер Гетц Шпильман, композитор Мартин Шлахт
В ролях Иоганн Криш, Ирина Потапенко, Андреас Луст, Урсула Страусс

Алекс работает шофером в Вене в районе красных фонарей у владельца местного борделя «Золушка». Здесь же работает проститутка с Украины Тамара, с которой у него бурный роман. Они вместе хотят вырваться из душных объятий Вены и начать новую жизнь. А для этого нужны деньги. Во время встречи со своим дедом Хауснером, который живет на приусадебном участке в пригороде, Алекс решает ограбить местный банк. У Хауснера есть соседка Сюзанна, продавщица местного магазина, которая живет неподалеку и посещает его регулярно, чтобы поговорить и убедиться, что он в порядке. Она замужем за Робертом, местным полицейским. Они хотят ребенка, но беременность Сюзанны обернулась выкидышем. У Роберта проблемы с повторным зачатием и поэтому Сюзанна хочет усыновить ребенка, но Роберт отказывается и не признает, что у него есть какие-либо проблемы. Из-за этого оба страдают. У Тамары плохое предчувствие относительно грабежа банка и она предлагает следующее: пока Алекс будет в банке, она подождет его в угнанном автомобиле неподалеку. Роберт случайно проходит мимо банка, когда Алекс в маске покидает его. Алекс угрожает ему ружьем, прыгает в машину и уезжает. Роберт стреляет по шинам авто, но попадает в Тамару. Когда Алекс понимает, что Тамара смертельно ранена и умирает, он в отчаянии бросает автомобиль с телом Тамары в лесу и направляется к Хауснеру, у которого намерен скрываться. Потеря любимой делает его очень замкнутым, он разочарован и зол и находит некоторое облегчение в заготовке дров на зиму, чем и занимается каждый день. Дед, по-видимому, не замечает его уныния и, будучи веселым и жизнерадостным, играет изо дня в день на аккордеоне. Отношения Роберта и Сюзанны трещат по швам, потому как он постоянно носит с собой фотографию Тамары, обвиняя себя в ее непреднамеренном убийстве, часто смотрит на фото и в целом выглядит помешанным. Его коллеги не принимают ситуацию всерьез, поощряют его словами о том, что он убил сообщника в ограблении банка, поступил верно и ему не о чем беспокоиться. Роберт не в состоянии обсудить этот вопрос с кем-либо. В магазине Алекс и Хауснер встречают Сюзанну, которая рассказывает им об ограблении банка и о поступке мужа, который стрелял в автомобиль. Это оказывает сильнейшее влияние на Алекса, он становится небрежным, не следит за разговором, а ночью начинает шпионить за парой в их доме и за Робертом, когда тот бегает в лесу. Во время одной из прогулок Алекс встречает Сюзанну и пытается преследовать ее. Она замечает это и приглашает его в свой дом, намекая, что будет в этот вечер одна. Она предлагает ему бокал вина, они разговаривают, Алекс выглядит депрессивно и почти безумно. Немного позже он спрашивает Сюзанну, не хочет ли она заняться сексом. К его удивлению, она охотно соглашается. Алекс занимается сексом очень жестко, находя в этом выход своей накопившейся агрессии. Позже он идет в душ. Когда Алекс уходит, Сюзанна спрашивает, не хочет ли он прийти в следующий раз. Алекс подкарауливает Роберта в лесу, во время одной из его пробежек. Когда тот приближается, направляет в сторону Роберта пистолет, но что-то не срабатывает. Сюзанна и Алекс опять встречаются в магазине, после чего идут к ней, чтобы заняться сексом. Алекс рассказывает ей, что до недавнего момента у него была подруга, ее убили и теперь он думает о мести. Ночью Сюзанна просыпается от звука автомобиля. Она понимает, что Роберт пришел домой и прогоняет Алекса. Роберт, плача, рассказывает Сюзанне, что был объявлен непригодным к службе в полиции и отстранен от всех дел. Он показывает ей фотографию той, в чьем убийстве он винит себя. Несколько дней спустя Алекс встречает Роберта в лесу, и они садятся на скамейку на берегу озера. В ходе беседы они затрагивают тему ограбления, Роберт говорит, что смерть молодой женщины не выходит из его головы, что он не хотел убивать, а стрелял только по шинам. Алекс спрашивает, не боится ли он, что грабитель найдет его и попытается отомстить, на что Роберт отвечает: «Что же, добро пожаловать…». Когда Роберт уходит, Алекс бросает пистолет в озеро. В тот вечер Сюзанна говорит мужу, что она, наконец, беременна. Позже она посещает Алекса в его доме и видит фотографию Тамары на письменном столе. Наконец ей все становится ясно…
Австриец Гец Шпильман пишет сценарии и снимает по ним фильмы больше двадцати лет, и соотечественники уже не раз отправляли его за «Оскаром». Пока что американские киноакадемики жадничали, зато у Шпильманна все же есть десяток других международных наград. «Реванш»-очень фестивальное кино. Здесь есть ровная гладь озера, потревоженная и снова успокаивающаяся. Есть подсобка борделя, где кто-то принимает душ, кто-то натягивает чулки, а кто-то наспех перекусывает, и хлев, где лобастые коровы жуют свежее сено. Есть деревенский дедушка в трико, а у дедушки есть гармошка и старенький желтый «Фольксваген-жук». Есть две разные фотографии одного человека, до и после смерти, в равной мере не дающие покоя их обладателям. Шпильман не торопится, его камера то и дело повторяется, не во времени, в пространстве, будто цепляясь за реперные точки, а порою останавливается, словно задумавшись. Кроме того, Шпильман смел: половину экранного времени главный герой пилит дрова. Это монотонное занятие помогает ему думать-или не думать, а зритель неминуемо погружается в медитацию. Погружают умышленно: «Реванш» пытается разобраться в путаном клубке причин и следствий, чтоб убедиться, что у всякой вещи всегда больше одной стороны-так что требуется некоторая концентрация. Картина абсолютно не имеет саундтрэка. Картина номинировалась на «Оскар» как лучший иностранный фильм. На Берлинском международном кинофестивале картина получила три специальных приза. На международном кинофестивале в Чикаго картина номинировалась на приз за лучшего режиссера. На кинофестивале в Ольденбурге Ирина Потапенко была названа лучшей актрисой. На международном кинофестивале в Палм-Спрингсе картина получила приз ФИПРЕССИ. На международном кинофестивале в Тромсе картина получила Гран-при и приз ФИПРЕССИ. На кинофестивале в Саарбрюккене Ирина Потапенко была названа лучшей актрисой. На кинофестивале в хорватском городе Мотавуне картина получила специальный приз.