Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Джоэл Гудсон-старшеклассник, живущий с родителями в эксклюзивном квартале Чикаго
на берегу озера Мичиган. Днем его жизнь полна забот о том, чтобы не разочаровать
родителей и поступить в один из университетов престижной «лиги плюща», а по
вечерам он фантазирует о сексе. Когда родители уезжают из дома на отдых, один
из приятелей устраивает для Джоэла рандеву с гламурной проституткой по имени
Лана. На следующий день обоих приятелей и Лану по улицам Чикаго преследует чокнутый
«сутенер-убийца» Гвидо. С каждым часом проблемы Джоэла нарастают. К концу фильма
Джоэл, проявивший задатки подлинного капиталиста и окончательно растерявший
при этом свою былую невинность, самодовольно констатирует, что за несколько
часов смог заработать 8 тысяч долларов, устроив в родительском доме настоящий
бордель…
Молодежная кинокомедия, снятая в 1983 году дебютантом Полом Брикманом. В главной
роли снялся Том Круз, которого этот фильм сделал звездой первой величины. Роль
в фильме Брикмана продолжает считаться одной из вершин его актерской карьеры.
Рецензенты обращали внимание, что проституция в фильме рассматривается как одна
из форм предпринимательства, и это покоробило многих. В Variety написали, что
«фильм производит впечатление одобрения неутешительного итога: важнее всего
на свете-«срубить кучу бабла». По мнению Дэвида Денби «все это представлено
без тени критики или иронии-как торжество свободы предпринимательства». «Да
здравствуют богатство, успех, статус и лучшее тело, какое можно купить»-подвел
итог фильма Эндрю Саррис. Кое-кто и вовсе отмел фильм в сторону, как тонкий
пример «сексплуатации». В то же время Кристофер Конолли назвал фильм Брикмана
«Беспечным ездоком» для поколения MTV». В справочнике Time Out фильм сравнивают
с не менее легендарным «Выпускником» 1967 года. С высоты XXI века в нем можно
видеть первую ласточку кино о молодежи, которая безуспешно пытается вырваться
из затхлой жизни в американских пригородах рейгановской эпохи («Конфискатор»,
«Более странно, чем в раю»). Дэйв Кер воспринял «Рискованный бизнес» как признак
того, что возвращаются времена Дугласа Сирка, когда голливудское кино для широких
масс могло быть поистине художественным и оригинальным. В фильме отчетливо звучит
тема утраты невинности при вступлении во взрослую жизнь. По мнению Дэйва Кера,
от поверхностных критиков укрылось главное отличие фильма от других молодежных
комедий-аура полусонного томления, на которую работают виртуозная в своей подвижности
камера и обилие в кадре дымки, туманов. Как отмечает киновед, комические ситуации
у Брикмана доведены до абсурда с сюрреалистическим налетом, а едкая сатира приправлена
зыбкой романтической мечтательностью. Хрустальное яйцо-дорогая безделушка, олицетворяющая
материальное вознаграждение, которое Джоэл вправе ожидать в случае следования
по жизненному пути, предписанному родителями. Расколоть яйцо-означает разбить
семью и будущее, иными словами-обрести свободу. Что-то отмирает в Джоэле, когда
он надевает черные очки-этот жест превращает его в постоянного обитателя ночного
мира, и к тому же в старика. Мы понимаем, что Джоэл вырос. Критики отмечают
и другую особенность «Рискованного бизнеса». Порицание продажности и капитализма
идет рука об руку с прославлением капиталистических ценностей. По характеристике
Кера, главный герой все время колеблется между Оно и Супер-Эго, доступными удовольствиями
и обещанием блестящего будущего, между «жаром плоти и холодком монет». С первых
кадров ритм фильма задает электронная музыка в духе «новой волны» 1980-х. Основная
часть саундтрека написана группой Tangerine Dream. В одной из ключевых сцен
фильма звучит мелодия Фила Коллинза In the Air Tonight. При бюджете в 6, 2 миллиона
долларов картина в прокате США собрала 64 миллиона.