Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Фильм, как и пьеса, сосредоточен на Розенкранце, Гильденстерне и их действиях
(или отсутствии таковых), разворачивающихся преимущественно «за кулисами» шекспировского
«Гамлета». Фильм начинается с конного путешествия героев в Эльсинор, во время
которого они размышляют о судьбе, памяти и языке. Розенкранц находит монету
и многократно ее подбрасывает; монета каждый раз падает «орлом» вверх, и Гильденстерн
делает вывод, что с реальностью что-то неладно. Далее герои встречают труппу
бродячих трагиков и в ходе беседы с Актером, их лидером, таинственным образом
перемещаются в Эльсинор, где разворачивается действие шекспировской трагедии.
Они бродят по замку и слушают диалоги других персонажей пьесы, пытаясь разобраться
в происходящем. Королевская чета просит Розенкранца и Гильденстерна остаться
в замке и выяснить причину безумия Гамлета (и, по возможности, найти способ
его исцелить). Они проводят время «за кулисами» шекспировской трагедии, пытаясь
понять, что не так с принцем и что требуется от них самих. Оставшаяся часть
фильма соответствует событиям «Гамлета» в тех эпизодах, когда главные герои
появляются в ней у Шекспира. Оставшуюся часть времени, когда «основное действие»
разворачивается где-то еще, Розенкранц и Гильденстерн преимущественно заняты
бесплодными блужданиями по замку. Вскоре в Эльсинор прибывает ранее встреченная
героями группа трагиков, которые тоже являются персонажами шекспировской трагедии.
Актер обрушивается на Розенкранца и Гильденстерна за то, что до этого они бросили
их с труппой, поскольку их представление не может существовать без зрителя.
Он объясняет героям конвенциональную логику в отношении театральных постановок.
После некоторого времени, проведенного в замке, король отправляет Розенкранца
и Гильденстерна в Англию, за пределы «главного действия». Финальная часть фильма
происходит на корабле, где герои читают письмо Клавдия английскому королю, которое
они должны доставить в страну вместе с Гамлетом; они выясняют, что письмо содержит
просьбу о казни принца. Герои решают сделать вид, что содержание письма им неизвестно.
Тем временем Гамлет подменяет письмо на то, которое написал он сам, и (как это
было у самого Шекспира) сбегает с пиратами, атакующими королевский корабль.
Розенкранц и Гильденстерн обеспокоены тем, что им делать теперь, когда Гамлет
исчез; они не знают о том, что принц подменил письмо и теперь оно содержит приказ
об их собственной казни. Появляется актер в костюме английского короля и, зачитав
письмо, приговаривает героев к смерти. Гильденстерн, все еще пытающийся противостоять
судьбе, поражает Актера его собственным кинжалом, однако выясняется, что оружие
было всего лишь театральным реквизитом. Далее показаны смерти, Офелии, Лаэрта,
Гертруды, Клавдия и Гамлета, описанные в тексте Шекспира. Розенкранц и Гильденстерн,
наконец принявшие свою судьбу, повешены. Фильм завершается сценой, в которой
трагики убирают весь реквизит в повозку и продолжают свой путь…
Реакция критиков была преимущественно положительной. В отрицательных отзывах
критика чаще всего заключается в том, что структура и содержание пьесы больше
подходят для постановки на сцене, чем для экранизации. Среди примеров такой
критики-рецензия Винсента Кэнби, в которой тот отмечает, что «Стоппард находит
наслаждение в звучаниях и значениях, в каламбурах, в словесных пируэтах, когда
слова взмывают ввысь и пикируют вниз, являясь будто чем-то визуальным. На сцене
такое может отлично поразвлечь. В кинематографе, как более реалистичном медиуме,
от такого количества слов может заложить уши, они могут лечь на веки тяжестью
старинных монет. Именно таков эффект фильма «Розенкранц и Гильденстерн мертвы».
Роджер Эберт сходным образом утверждает, что «проблема в том, что материал этой
пьесы никогда не был предназначен для киноадаптации, он едва ли способен функционировать
как фильм».