Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«САН-ФРАНЦИСКО»
(San Francisco)

США, 1936, 115 мин., ч/б, «MGM»
Режиссер В. С. Ван Дайк, сценаристы Анита Лоос, Роберт Э. Хопкинс и Герман Дж. Манкевич
В ролях Кларк Гейбл, Жаннетт Макдональд, Спенсер Трейси, Джесси Ральф, Джек Холт, Тед Хили, Ширли Росс

События фильма начинаются в новогоднюю ночь 1906 года в Сан-Франциско, незадолго до землетрясения, которое 18 апреля разрушило большую часть города. К Блэки Нортону, циничному владельцу ночного клуба Paradise Cafe, обращается в поисках работы Мэри Блейк, дочь сельского священника и начинающая певица, мечтающая петь в опере. Услышав, как она поет, Блэки заключает с Мэри контракт сроком на два года. Вскоре талант певицы привлекает внимание Джека Берли, владельца оперного театра. Он приглашает Мэри на прослушивание, но Блэки отказывается отпустить девушку. В один из вечеров Блэки отправляет Мэри спеть между выступлениями в церковном хоре своего друга, преподобного Тима Маллина. Священник рассказывает девушке о детстве ее нанимателя и выражает надежду на то, что когда-нибудь Блэки изменится в лучшую сторону. Затем Берли предпринимает новую попытку переманить Мэри к себе. На этот раз Блэки предоставляет девушке право поступить по своему выбору, и она из чувства верности остается в клубе. Тем же вечером Блэки признается Мэри, что увлечен ею. Поняв, что она для него не более чем очередная игрушка, девушка уходит в театр к Берли. Проходит некоторое время. В тот вечер, когда Мэри должна дебютировать в опере, в театр заявляется Блэки с намерением насильно увести ее, так как она по-прежнему связана с ним условиями контракта. Однако ее пение настолько трогает его, что он не решается сорвать выступление. По окончании спектакля Блэки приходит к Мэри в гримерную. Она признается, что тоже неравнодушна к нему, и Блэки, воспользовавшись моментом, уговаривает ее вернуться в клуб. В ночь, когда Мэри готовится к выходу на сцену в новом и чересчур откровенном костюме, в клубе появляется отец Маллин. Он обвиняет Блэки в том, что тот играет чувствами девушки и эксплуатирует ее. После того, как Блэки бьет священника, Мэри вместе с последним уходит из клуба. Далее Берли делает Мэри предложение, и она принимает его. Желая окончательно повергнуть Блэки, он добивается, чтобы у того отобрали лицензию на продажу спиртного. Полиция врывается в клуб и, разгромив его, арестовывает выступавших у Блэки девушек. Это происходит незадолго до «Цыплячьего бала»-конкурса, на котором владельцы клубов представляют свои лучшие номера. Блэки традиционно выигрывал этот конкурс и, отчаянно нуждаясь в деньгах, собирался победить и на этот раз, однако теперь, когда его труппа попала в тюрьму, о том не может быть и речи. Присутствуя на конкурсе, Мэри узнает, что ее жених повинен в крахе Блэки. Она решает спасти любимого и, выступив за Paradise Cafe, приносит ему победу. Тем не менее, Блэки из гордости отказывается забрать приз. Униженная Мэри собирается уходить, и в этот момент в Сан-Франциско начинается землетрясение. В наступившем хаосе Мэри и Блэки теряют друг друга из виду, и спустя несколько минут город превращается в руины. Далее Блэки день и ночь бродит по охваченному пожаром городу, безуспешно пытаясь разыскать любимую. Отец Маллин приводит отчаявшегося Блэки в лагерь, где размещены оставшиеся без крова жители. В лагере Блэки, услышав чудесное пение, понимает, что Мэри жива, после чего влюбленные воссоединяются…
Бюджет фильма составил 1, 3 миллиона долларов. Картина получила «Оскар» за лучший звук, а номинировалась за лучшую режиссуру, сценарий, помощника режиссера, актера (Спенсер Трейси) и как лучший фильм года. На Венецианском кинофестивале картина претендовала на Гран-при. Кларк Гейбл не хотел снимать этот фильм, но оказался во власти главы студии MGM Луиса Б. Майера, который только что расплатился с одной из своих многочисленных любовниц. Кларк Гейбл и Жанетт Макдональд совершенно не ладили во время съемок и полностью избегали друг друга за пределами съемочной площадки. Жанетт Макдональд лично выбрала Спенсера Трейси на вторую мужскую роль. Раньше он в основном играл тяжеловесов. Эта роль полностью перевернула его карьеру. Песня «Сан-Франциско», написанная для этого фильма, теперь является популярным гимном города и поется в дни памяти землетрясений. Жанетт Макдональд представила сценарий Аниты Лоос вниманию главы MGM Ирвинга Талберга с явно выраженной идеей, что она должна стать исполнительницей главной роли вместе с Кларком Гейблом. Талберг с готовностью согласился, хотя Гейбл не ладил с Макдональд во время съемок. Он возражал против того, чтобы она пела ему, и ел чеснок перед их сценами поцелуев, просто чтобы позлить ее. Кларк Гейбл и Спенсер Трейси вместе сняли еще два фильма: «Летчик-испытатель» (1938) и «Шумный город» (1940). К концу съемок последнего Трейси устал всегда располагаться в титрах ниже Гейбла и настаивал на совместном появлении в титрах в будущем. Гейбл с этим не согласился, и больше они вместе никогда не работали. Чтобы создать разрушительный характер землетрясения, целые декорации были построены на гидравлических подъемниках и вибростендах, которые затем поднимались и сильно раскачивались. Одно из оперных платьев Марии позже было использовано для Глинды, доброй волшебницы Севера в картине «Волшебник страны Оз» (1939). Этот фильм принес Спенсеру Трейси первую из девяти номинаций на «Оскар». Режиссер Дэвид Уарк Гриффит снялся в нескольких сценах, но не был указан в титрах, поскольку этот фильм также был его последним в качестве актера. Эрих фон Штрогейм, который был бесцеремонно уволен из MGM много лет тому назад, внес дополнительные строки в сценарий без ведома главы студии Луиса Б. Майера. Платье, которое Жаннетт Макдональд носила во время песни «Would You» позднее использовала Джуди Гарланд в фильме «Для меня и моей девочки» (1942). Вся съемка проходила в павильонах MGM и на заднем дворе студии. Этот фильм и другой хит студии MGM «Великий Зигфилд» были самыми прибыльными картинами 1936 года. Комментарий, который Спенсер Трейси делает о «ребенке Руни», является импровизацией (посмотрите на выражение лица Жанетт Макдональд). Ранее в том же году он работал с Микки Руни в фильме «Сброд» (1936) и знал, что режиссер В. С. Ван Дайк ненавидит повторные съемки, гордясь тем, что делает постановки быстро и в рамках бюджета-отсюда и его прозвище «Вуди с одним дублем». Этот фильм был разработан специально для Жанетт Макдональд, когда ее постоянный партнер по вокалу Нельсон Эдди отправился в общенациональный концертный тур. Перед съемками своей первой любовной сцены с Джанетт Макдональд, которая ему не нравилась, Кларк Гейбл, как сообщается, наелся большого обеда со спагетти. Когда пришло время поцеловать ее, его дыхание было настолько неприятным от чеснока, что она чуть не потеряла сознание. Несмотря на реалистичное изображение землетрясения в Сан-Франциско, этот фильм не получил премии «Оскар» за лучшие спецэффекты, потому что в то время ее не существовало. Чтобы исправить этот пробел, номинация была придумана в 1938 году. Съемки этого фильма заняли 52 дня. Спенсер Трейси изначально не решался появиться в этом фильме, потому что не был уверен, стоит ли играть священника. Набожный католик, он чувствовал, что может предать свою веру, пытаясь выдать себя за священника в кино. По иронии судьбы, два года спустя он получил «Оскар» за роль в фильме «Город мальчиков» (1938). Этот фильм стал первым из трех за три года подряд, которые были номинированы на «Оскар» за лучший фильм и за лучшую мужскую роль Спенсера Трейси. Он выиграет лучшую мужскую роль в следующих двух фильмах: «Отважные капитаны» (1937) и «Город мальчиков» (1938). Персонаж Блэки Нортона был вдохновлен Уилсоном Мизнером, коллегой по сценарию Роберта Хопкинса и Аниты Лоос, который работал на Бродвее и в Warner Brothers и умер несколькими годами ранее. Он был печально известным торговцем, мошенником и бабником со связями в игорных и преступных кругах. Официальное число погибших в результате землетрясения в Сан-Франциско составило около 700 человек, но считается, что фактическое число погибших составляло от 2000 до 3000 человек. Когда он был удостоен награды «Оскар» за лучшую звукозапись за этот фильм, Дуглас Ширер (брат Нормы) стал первым человеком, получившим подряд награды в той же категории, после победы в фильме «Стропивая Мариэтта» (1935) в прошлом году.
Роль Спенсера Трейси в этом фильме продолжительностью 15 минут стала самой короткой из когда-либо номинированных на премию «Оскар» за лучшую актерскую игру. Кларк Гейбл ладил со Спенсером Трейси. Они были близки по возрасту, оба любили завязывать отношения, и им удалось подружиться. Они оба обладали качествами, которыми восхищался другой. Гейбл глубоко уважал актерские способности Трейси, и Трейси не мог не завидовать статусу сердцееда Гейбла как главного героя. Успех этого фильма убедил Дэррила Ф. Занука снять свой собственный фильм-катастрофу на студии 20th Century Fox. В 1938 году фильм «В старом Чикаго» (1938) с участием Дона Амече, Элис Фэй и Тайрона Пауэра имел почти такой же успех у зрителей, как и этот. Хотя писатели Анита Лоос и Роберт Э. Хопкинс считали В. С. Ван Дайка очень талантливым режиссером, они забеспокоились вскоре после начала съемок. Лоос сказала: «Ван Дайк был болваном, когда дело доходило до тонкостей вырезки из Сан-Франциско. Мы были в ужасе, наблюдая, как Вуди поставил сцену, где Блэки упрекает возлюбленную из преступного мира за то, что она носит безвкусное ожерелье, и, указывая на это, сказал: «Блэки сказал Вы не должны носить это. Это выглядит дешево. Эти слова следовало произнести мягко и с улыбкой, как сказал Уилсон Мизнер. должно было быть сделано. Но Ван Дайк заставил нашего героя содрать ожерелье с горла девушки с жестокостью, врезавшейся ей в кожу, и по-хулигански выкрикнуть диалог. Не все природное обаяние Гейбла могло преодолеть грубое поведение, к которому его направлял Ван Дайк. Мы отправились в офис продюсера Бернарда Х. Хаймана, чтобы потребовать пересъемку. Берни был удивлен. «Почему, я думал, что то, как Вуди поставил эту сцену, было великолепно!». Более часа мы с Хоппи вызывали в воображении дух Ирвинга Талберга, объясняя это тем, что один грубый поступок со стороны нашего героя заставит весь фильм барахтаться безвозвратно. Берни, благослови его простое сердце, наконец, понял нашу точку зрения. Он приказал переснять эпизод с Хоппи на съемочной площадке, чтобы направлять Ван Дайка. На следующий день, расхаживая по аллее, я сказал Хоппи: «Когда Ирвинг умер, он поднял студию на вершину санной трассы. Отныне MGM может двигаться только в одном направлении». «Детка, ты только что сказала полный рот!»-заявил Хоппи, повторяя таким образом фразу, которую он сам мог добавить к английскому языку». Когда они снимали этот фильм, Гейбл был второй звездой кассовых сборов в Америке, а Макдональд была девятой, что частично объясняет его огромный успех. Это был единственный раз, когда они работали вместе. Мэри говорит Блэки, что опера существует уже около 150 лет. На самом деле, в то время она существовала уже около 300 лет. Впервые она появилась в 1598 году во Флоренции, Италия, с «Дафне» Якопо Пери. К сожалению, большая часть ее была утеряна, остался лишь фрагмент. В течение полувека она также хорошо зарекомендовала себя в Германии и Франции. Возможно, ответ студии 20th Century Fox на этот фильм, «В старом Чикаго» (1938) следующего года, очень напоминает его. Действительно, он сделан в том же ключе, где долгожданный пожар в Чикаго 1871 года также не происходит до последних минут фильма, как и землетрясение в Сан-Франциско здесь. Оба также имеют дело с романтикой, предательством и главной женской ролью, поющей в кабаре. Сцена, в которой Гейбл предлагает Макдональд «взять меня таким, какой я есть», написана и снята почти идентично аналогичной сцене в «Унесенных ветром», где он наконец предлагает Вивьен Ли жениться. Песня под названием «Would You», которую поет Жанетт Макдональд, позже будет исполнена персонажем Дебби Рейнольдс в картине «Поющие под дождем» (1952). Когда Джек предлагает Блэки сигару, тот отмечает, что это Камея. Эта сигара была представлена в 1884 году, имеет мягкий вкус и была официально обозначена как официальная сигара короля Испании Альфонсо XIII. Хотя полноразмерная версия не была доступна в течение десятилетий, маленькая версия сигары все еще доступна по цене примерно 17 долларов каждая. В фильме Блэки Нортон баллотируется на должность супервайзера в Сан-Франциско, на ту же должность, что и Харви Милк много десятилетий спустя, когда он был убит. Этот фильм-один из четырех, снятых за два года, кульминацией которых стали сцены громких катастроф: в нем изображено землетрясение в Сан-Франциско 1906 года. «Благословенная земля» (1937), построенная для опустошительной, богато детализированной нашествия саранчи. «В старом Чикаго» (1938) нарисована в вымышленных терминах семья О'Лири, чья корова, как известно, пнула фонарь, из-за которого в 1871 году начался пожар в Чикаго. Патологическая ревность одного из персонажей приводит к катастрофическому кораблекрушению в «Истории вершится ночью» (1937). Пролог: «Сан-Франциско-хранитель Золотых ворот-стоит сегодня королевой среди морских портов-трудолюбивой, зрелой, респектабельной. Но, может быть, она мечтает о королеве и городе, которым она была-великолепной и чувственной, вульгарной и великолепной-которая внезапно сгинула с воплем, который все еще слышался в сердцах тех, кто ее знал, ровно в 5:15 утра 18 апреля 1906 года». Сан-Франциско имеет богатую историю оперных традиций. Выступления многих артистов начались в годы золотой лихорадки и проводились в большом количестве «оперных дворцов» по всему городу. Так продолжалось до тех пор, пока землетрясение 1906 года не разрушило большую часть города. Нынешняя постоянная оперная труппа начала свою деятельность в 1923 году, а балет-десятью годами позже. Оба до сих пор выступают в Мемориальном оперном театре войны. Единственный пожарный гидрант все еще работал в Сан-Франциско после землетрясения. Он был расположен на 20-й и Черч-стрит недалеко от современного парка Долорес, и ему приписывают спасение домов в близлежащих кварталах. Теперь он окрашен в золотой цвет и по-прежнему активно качает воду, если это необходимо. Каждое 18 апреля он отмечается во время мемориала землетрясения и торжественно окрашивается в новый слой краски. Кларк Гейбл ненавидел финальную сцену, где он ломается, и настаивал на том, чтобы его снимали сзади, когда он произносил «сентиментальные» реплики.
Уилсон Мизнер (1876-1933)-американский драматург, рассказчик и предприниматель. Его самые известные пьесы-«Глубокий пурпур», поставленный в 1910 году, и « Грейхаунд», поставленный в 1912 году братом Эдисоном. Он и Эдисон-главные герои музыкального роуд-шоу Стивена Сондхейма. Уилсон Мизнер родился в Бенисии, штат Калифорния, и был одним из восьми детей. Сэр Джошуа Рейнольдс был их прапрадедом. Их отец, Лансинг Бонд Мизнер, был назначен чрезвычайным посланником и полномочным министром Бенджамина Харрисона в штатах Центральной Америки, и семья переехала в Гватемалу на год, где братья проводили свободное время, грабя церкви, как они позже утверждали. Оба брата оставили непроверенные подробности о своем зарубежном опыте. В 1897 году Эдисон и Уилсон вместе с братьями Уилльямом и Эдгаром отправились на север, в Клондайкскую золотую лихорадку в Канаде, которую он потратил на то, чтобы грабить горняков, а не искать золото. Как он сам рассказывал, Уилсон руководил играми с барсуками, руководил бойцами, ограбил ресторан, чтобы достать шоколад для своей подруги. Он также утверждал, что встретил Уайата Эрпа, который стал его другом на всю жизнь. В Скагуэе, Аляска, Уилсон встретил Джефферсона Рэндольфа Смита, которого Уилсон считал своим наставником. Он последовал за искателями золота в Ном, Аляска, когда в 1899 году началась Золотая лихорадка в Номе. Как он сказал, он был известен как «принц Нома», основал салун-казино, и был назначен заместитель шерифа, где его «основной обязанностью» было «предупредить эскимосов, что они должны лучше пахнуть». Покинув Аляску, он утверждал, что несколько месяцев управлял банановой плантацией в Гондурасе, но вернулся в Сан-Франциско, чтобы возобновить свою карьеру профессионального игрока. Как только Эдисон обосновался в Нью-Йорке, Уилсон присоединился к нему и стал нью-йоркским дилетантом, рассказчиком и бродвейским драматургом. В 1906 году он женился на Мэри Аделаиде Йеркс, вдове промышленника Чарльза Тайсона Йеркеса. В качестве приданного он получил миллионный особняк на Пятой авеню, а также несколько художественных шедевров Рембрандта, Ван Гога, которые Уилсон продублировал, продавая копии как оригиналы. Брак продлился недолго, поскольку огласка вызвала «многочисленные» письма из Калифорнии и Аляски, предупреждающие новую миссис Мизнер о прошлой преступной деятельности ее мужа. Их развод был завершен в мае 1907 года. Затем он зарабатывал на жизнь азартными играми на роскошных лайнерах между Нью-Йорком и Лондоном, пока компании не запретили это. Затем Уилсон управлял отелем Rand на Западной Сорок девятой улице в Нью-Йорке, размещая таблички с надписями «Выноси своих мертвецов» и «Не курить опиум в лифтах». Он управлял несколькими боксерами, устраивая бои, чтобы увеличить свои доходы от азартных игр. Один из его бойцов, Стэнли Кетчел, величайший средневес своего времени, был убит, и Уилсон пошутил: «Скажите им, чтобы начали считать над ним до десяти, и он встанет». Карьера драматурга Уилсона была подорвана его ленью и опиумной зависимостью, которая началась, когда ему прописали обезболивающие после нападения. В 1919 году он был осужден за содержание игорного дома на Лонг-Айленде и получил условный срок. После того, как его чуть не забили до смерти по приглашению Эдисона он последовал за ним в Палм-Бич, Флорида, где Эдисон и другие инвесторы анонсировали новый курорт Бока-Ратон, Флорида. Уилсон был секретарем и казначеем Корпорации развития Мизнера, созданной в 1925 году, фактически работая на своего брата. К сожалению, планы Эдисона были финансово несостоятельными, и Корпорация была вынуждена принять конкурсное управление в течение года, а вскоре после этого обанкротилась. Эдисон больше не мог платить Уилсону, поэтому он вернулся в Калифорнию. Там он заручился поддержкой Джека Л. Уорнера и Глории Свэнсон, купил и управлял Brown Derby, а также написал сценарии для некоторых ранних звуковых фильмов. Его самая известная работа в кино-сценарий к фильму Майкла Кертиса «20 000 лет в Синг-Синге». Уилсон назвал свои голливудские годы «путешествием по канализации в лодке со стеклянным дном». Несколько друзей братьев из Нью-Йорка, в том числе Мари Дресслер и Бен Хехт, помогли ему в его более поздних авантюрах. Уилсон Мизнер известен многими остротами, такими как: «Будьте добры к людям на пути вверх, потому что вы встретите тех же людей на пути вниз», «Никогда не давайте лоху даже перерыв» (также приписывается У. К. Филдсу) и «Когда вы крадете у одного автора, это плагиат; если вы крадете у многих, это исследование». Когда в 1933 году умер президент Кэлвин Кулидж, Мизнер прокомментировал: «Откуда они знают?». Кулидж был известен как неразговорчивый. Мизнера постигла та же участь, что и Дороти Паркер; обоих сегодня хорошо помнят за их остроумные реплики, а не за конкретные литературные произведения. Ирвинг Берлин (друг Эдисона) написал песню об Уилсоне: «Паршивая овца вернулась в загон». Он начал, но не закончил мюзикл, основанный на жизни Уилсона. Анита Лоос и Роберт Хопкинс основали персонажа, которого сыграл Кларк Гейбл в фильме «Сан-Франциско», на Уилсоне Мизнере, которого Лоос назвала «самым очаровательным преступником Америки». Биограф Альва Джонстон писал: «Уилсон Мизнер обладал обширной криминальной эрудицией из первых рук, которую он коммерциализировал как драматург на Бродвее и сценарист в Голливуде. В разное время своей жизни он был шахтером, мошенником, певцом баллад, лектором по медицине, литератором, коммунальщиком в сегрегированном районе, шулером, работником отеля, автором песен, торговцем поддельными шедеврами искусства, борцом за призовые, менеджером по призовым боям, промоутером во Флориде и мастером по ремонту колес рулетки. Он был кумиром низшего общества и любимцем высшего общества. Он знал женщин, как сказал его брат Эдисон, из лучших домов». То, что Уилсон был певцом баллад, лектором по медицине, «универсальным коммунальщиком в сегрегированном районе», автором песен и ремонтником рулетки-все это не подтверждено документально, за исключением собственных ненадежных слов Уилсона. Примерно в 1931 году главный продюсер Warner Bros. Дэррил Занук нанял Мизнера для работы в качестве главного сценариста для первых национальных фильмов студии. Находясь в студии, Мизнер почти не уважал власти, и ему было трудно работать с боссом студии Джеком Уорнером. Мизнер, однако, действительно станет ценным активом для фильмов студии. Со временем Уорнер стал более терпимым к Мизнеру и инвестировал в его ресторан Brown Derby.