Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ПЕСЧИНКИ»
(The Sand Pebbles)

США, 1966, 182 мин., «Argyle Enterprises/Solar Productions/Robert Wise Productions»
Режиссер Роберт Уайз по Ричарду Маккенне, сценарист Роберт Андерсон, композитор Джерри Голдсмит
В ролях Стив Маккуин, Ричард Кренна, Ричард Аттенбору, Джо Туркель, Мако, Кэндис Берген, Эммануэль Арсан, Ларри Гейтс

Сюжет фильма разворачивается в 1926 году в Китае, который представлял собой дезорганизованную на тот момент нацию, управляемую военачальниками и повстанцами, борющимися за власть и иностранными правительствами, растерявшимися перед нарастающей волной национального самосознания. Знакомый сюжет? Это было очень рискованное решение, снимать фильм с таким явно антивоенным подтекстом в то время, когда набирала обороты Вьетнамская война. Этим можно объяснить отсутствие «Оскаров», несмотря на номинации в нескольких категориях, что является хорошим примером политической ангажированности этой награды. Фильм выводит в главной роли Стива Маккуина как Джейка Холмана. Помощник машиниста первого класса, человек с сильным и несгибаемым характером, которого уже семь раз переводили за девять лет службы. На этот раз, на «Сан-Пабло», маленькое судно с легким артиллерийским вооружением для патрулирования прибрежной полосы, курсирующее по реке Янцзы. Он назначается старшим механиком в машинном отделении, где его ожидает неприятный сюрприз. Двигатель, на самом деле, обслуживает команда китайских чернорабочих, которые в нем абсолютно ничего не понимают. Как выясняется позже, китайцы выполняют грязную работу на всем корабле. Невозмутимый капитан корабля использует матросов только для шоу, распределяя их по палубе для проведения «противоабордажных» упражнений и церемонии поднятия флага, демонстрирующих перед китайской публикой американскую военную мощь. Холману вскоре начинает помогать его подопечный По-Хан. Мы можем наблюдать несколько трогательных и забавных моментов в течение обучения По-Хана устройству двигателя, где Мако блестяще изобразил стереотип китайского чернорабочего. «Сан Пабло» патрулирует во внутренних водах и притоках материкового Китая, но из-за разворачивающегося восстания жизнь иностранцев и миссионеров становится невыносимой. Морякам официально приказано не открывать огонь по китайцам, чтобы не дать повода к провокациям студентов и бунтовщиков. Корабль не имеет никакого конкретного задания, а любующийся собой капитан начинает терять доверие своих «соломенных» солдат. Очень напоминает фильм «Апокалипсис сегодня»: мы видим обреченный корабль и команду, отправленные в центр военных действий, без шансов на возвращение. Холман влюбляется в учительницу-миссионерку Ширли. Он также подружился с Френчи, полюбившим китаянку Мэйли, которую хотели продать в публичный дом. Френчи спрятан за маской своего британского акцента, но его влечение и симпатия к Мэйли вполне убедительны. Местные бунтари используют их отношения и последовавшие за ними события, как повод для осады судна, и блокирования его в безвыходном положении, как физически, так и политически. На грани потери команды в начинающемся мятеже, капитан отправляется в несанкционированный поход вверх по Янцзы для спасения Ширли и других изолированных миссионеров. Холман в некоторой степени симпатизирует справедливой борьбе китайцев, загнанных в тупик, но не может принять их целей…
Фильм представляет собой эпическое полотно, которое многие могут посчитать слишком длинным, но снимая в правдивой манере, режиссе использовал продолжительность фильма, чтобы создать удивительную, многослойную композицию интереснейших характеров, великую историю с великолепными декорациями и саундтрек, который замечательно подчеркивает разворачивающееся драматическое действие. Фильм до сих пор остается актуальным, затрагивая международные проблемы, параллели которым встречаются и сегодня. Он снят с точки зрения американца, но вовсе не рисует однобокую картину с проамериканским уклоном. Это история о безнадежной любви и дружбе, в окружении опасности и террора неуправляемой толпы. Картина определенно несет антивоенное послание, которое вонзается кинжалом в сердце американской внешней политики. Несмотря на то, что фильм наполнен классической мелодрамой, а иногда и простыми диалогами и клише, он стоит каждой номинации «Оскара», на которые был представлен, и интересен, даже если отмести все прочее, уже одной лишь игрой Стива Маккуина. Бюджет картины составил 12 миллионов долларов. Единственная номинация на «Оскар» в карьере Стива Маккуина. Режиссер Роберт Уайз так гордился этим фильмом, что каждый год устраивал вечеринку для оставшихся в живых актеров и членов съемочной группы, работавших над этой картиной. Фильм запустил впечатляющую карьеру молодого композитора Джерри Голдсмита, который получил шанс написать музыку к следующему блокбастеру студии «20th Century Fox» под названием «Планета обезьян» (1968), после чего вошел в когорту примадонн музыкального цеха Голливуда. Обратите внимание, что Эммануэль Арсан-это именно та писательница, которой приписывают авторство знаменитой книжонки «Эммануэль». Съемки в фильме оказались настолько изматывающими для Стива Маккуина, что после этого он не снимался больше года. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую операторскую работу, художественное оформление, звук, монтаж, музыку, актера (Стив Маккуин и Мако) и как лучший фильм года. Картина получила «Золотой глобус» за лучшего актера (Ричард Аттенбору), а номинировалась за лучший сценарий, музыку, режиссуру, актера (Стив Маккуин), актрису-дебютантку (Кэндис Берген), актера второго плана (Мако) и как лучший фильм года. Роберт Уайз давно хотел снять этот фильм, но он требовал значительных финансовых вливаний. Студия «20th Century Fox» согласилась финансировать эту картину при условии, что во время подготовки к съемкам Уайз снимет еще какой-нибудь фильм. Им оказался «Звуки музыки» (1965), получивший пять «Оскаров» и ставший одним из самых популярных мюзиклов в истории кино. Уайз был так занят подготовкой к съемкам этого фильма в Гонконге, что не смог посетить церемонию вручения «Оскара», где за него награды принимали актриса Джулия Эндрюс и продюсер Сол Чаплин. Еще в 1966 году Ричард Аттенбору мечтал снять фильм про Ганди и предложил роль американской фотожурналистки Маргарет Бурк-Уайт своей партнерше по этому фильму Кэндис Берген. В конце концов, в 1982 году Аттенбору снял этот фильм, а Берген сыграла эту роль. Первоначально Роберт Уайз хотел видеть в роли Джейка актера Пола Ньюмана. Роль Ширли отклонила Джулия Кристи. Главную роль в картине очень хотел получить певец Пэт Бун.
Из журнала «Искусство кино». «Умная режиссура Роберта Уайза», «выразительные цветные съемки Роберта Макдональда», «исполнение главной роли Стивом Маккуином выше всяческих похвал», «Кэндис Берген создает образ, который, возможно, поможет ей занять в наших сердцах то место, какое занимала в нем когда-то Грейс Келли», «в течение почти трех часов демонстрации фильма внимание зрителей неотрывно приковано к экрану». Так оценивает фильм критик Генри Харт. Так или примерно так отзываются о его художественных достоинствах и другие рецензенты. Успех, казалось бы, полный и несомненный. Но журнал «Филмз ин ревью» отнюдь не склонен оценивать тот или иной фильм с точки зрения «чистого искусства», то есть без учета его политической направленности. Поэтому читателя, вероятно, не удивят все те многочисленные охранительные «но», которыми сопровождает Генри Харт свою оценку. С этого самого «но» он и начинает свои оговорки: «Но при последующих размышлениях над тем, что мы увидели на экране, обнаруживаешь серьезный изъян: в самом сценарии заключена двойственность. Сюжетная линия построена так, что от защиты национальных интересов авторы все время скатываются к клевете на них». Чтобы читателю была ясна суть политических обвинений, брошенных фильму Генри Хартом, расскажем вкратце, о чем идет речь. «Вынесенные в название «Песчинки»-снова цитируем Харта-это группа солдат, находящихся на борту американского вооруженного судна, проникшего в 1926 году на территорию Китая. А поскольку люди определенного направления ума, составляющие к тому же отнюдь не незначительную часть зрителей, могут провести параллель между нашим пребыванием в Китае в 1926 году и нашим пребыванием во Вьетнаме сегодня, «Песчинки» заключают в себе такие злободневные политические аспекты, которые вовсе не только крайне правые сочтут тенденциозными». Рецензент журнала «Тайм» ставит еще более жирные точки над «i»: «В самом разгаре войны, которая с каждым днем обходится Соединенным Штатам все дороже и дороже-как в смысле финансовом, так и в отношении людских потерь-крупнейшая американская киностудия и крупнейший американский режиссер вкладывают около 12 миллионов долларов в фильм, представляющий собою яростное, хоть пусть и не прямое, нападение на политику США во Вьетнаме». Американское судно, получившее приказ «водрузить американский флаг на берегах Янцзы и, если понадобится, прибегнуть к оружию для защиты жизни американцев во время политических волнений в Китае в 1926 году», представляет собою, по мысли авторов фильма, «как бы саму Америку в миниатюре». Капитан судна-милитаристский маньяк, герой, которого играет Стив Маккуин-симпатичный юноша, участвовавший, вопреки своему желанию, в истреблении мирных крестьян и бессмысленно гибнущий после того, как он решил порвать с американским милитаризмом. Особое негодование рецензента вызывают отдельные высказывания героев фильма, как, например, фраза: «единственное, чего хотят эти люди-чтоб их оставили в покое». Эта фраза, как и многие другие, ей подобные, делают совершенно несомненными, считает «Тайм», те политические параллели, которые имеют в виду создатели «Песчинок».