Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СЫН САУЛА»
(Saul fia)

Венгрия, 2015, 105 мин., «Laokoon Filmgroup/Hungarian National Film Fund»
Режиссер и сценарист Ласло Немеш, сценарист Клара Ройер
В ролях Геза Рериг, Левенте Молнар, Урс Речи, Тодд Чармонт, Ежи Вальчак, Герго Фаркаш, Шандор Жотер

Действие фильма происходит в октябре 1944 года в концлагере Освенцим. Саул Ауслендер входит в зондеркоманду-специальную группу евреев-заключенных, которым нацисты поручают выполнять часть вспомогательных работ, связанных с уничтожением людей в газовых камерах и сжиганием их тел и одежды. Саул становится свидетелем того, как нацистский врач убивает выжившего в газовой камере мальчика, в котором, как ему кажется, он признает своего сына. Он решает, что мальчика надо похоронить с еврейской молитвой (кадишем), и для осуществления этого пытается найти раввина. По ходу дела другие члены зондеркоманды узнают, что нацисты собираются их всех скоро уничтожить. В надежде спастись они начинают подготовку побега, в которую также оказывается вовлечен Саул. В результате побега группе заключенных удается выбраться за пределы концлагеря, включая Саула, который несет на себе мешок с телом мальчика…
При бюджете в полтора миллиона евро картина в мировом прокате собрала 7 миллионов долларов. Во время подготовки режиссер Ласло Немеш, оператор Матиас Эрдели и художник-постановщик Ласло Райк пообещали придерживаться определенных правил или «догм», в том числе: фильм не может выглядеть красивым; фильм не может выглядеть привлекательным; мы не можем снять фильм ужасов; оставаться с Саулом-означает не выходить за пределы его собственного поля зрения, слуха или присутствия; камера-его спутник, она остается с ним на протяжении всего этого ада. Режиссер сказал, что фильм Элема Климова «Иди и смотри» (1985) послужил источником вдохновения для съемок этого фильма. На звуковое оформление фильма ушло пять месяцев, при этом человеческие голоса на восьми языках были записаны и прикреплены к оригинальной записи постановки. Звукорежиссер Тамаш Заньи описал звук в фильме «как своего рода акустический контрапункт намеренно суженным образам». 107-минутный фильм состоит из 85 кадров, ни один из которых не длиннее четырех минут. Дарио Габбай, один из двух последних известных выживших членов зондеркоманды, посмотрел фильм и похвалил его. Он живет в Лос-Анджелесе с 1951 года. Внешние сцены снимались только при естественном освещении. Создатели фильма настояли на том, чтобы премьера фильма состоялась в рамках конкурса на крупном фестивале. Не сумев попасть на берлинский конкурс, хотя они могли бы провести его премьеру в другом разделе, они решили пропустить фестиваль и вместо этого отправиться в Канны, что привело к большому успеху. Из собственной прихоти режиссер Ласло Немеш пригласил своего друга Гезу Рерига, венгерского поэта, живущего в Бруклине, на прослушивание на роль второго плана в фильме. Однако, когда создатели фильма собирались выбрать другого актера на роль Саула, они сочли Рерига идеально подходящим для главной роли. Рериг не снимался на камеру с 1980-х годов, и это его дебют в полнометражном кино. Режиссер Ласло Немеш, выросший в Париже, изначально задумал фильм как французский фильм с французским главным героем. Он также планировался как международное совместное производство, но потенциальные партнеры во Франции, Израиле, Германии и Австрии отказались от проекта, поскольку он был сочтен слишком рискованным. В конечном итоге бюджет в размере 1, 5 миллионов евро был собран за счет Венгерского кинофонда (70%), налоговых льгот венгерского государства (25%) и дополнительной поддержки со стороны Claims Conference в Нью-Йорке (5%). Съемки заняли 28 дней. Первый венгерский художественный фильм, получивший премию «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Клод Ланцманн, известный режиссер документальных фильмов о Холокосте, высоко оценил фильм. В интервью «Нью-Йорк Таймс» он сказал: «Этот фильм дает очень реальное представление о том, каково это быть в зондеркоманде. Он совсем не мелодраматичен. Он сделан с очень большой скромностью». Имя вымышленного главного героя Саула Ауслендера имеет много значений. «Саул»-широко известное библейское имя, а «Ауслендер»-еврейское имя, похожее на имя известного израильского историка и эксперта по Третьему рейху Сауля Фридлендера. «Auslander» также является распространенным словом в немецком языке и означает «иностранец». В феврале 2016 года газета New Yorker сообщила, что ведущий актер Геза Рериг работал шомером в похоронном бюро на Манхэттене, Нью-Йорк. В еврейском похоронном обряде шомер-это человек, который сидит рядом с телом, чтобы его не оставили одного до похорон. В обязанности Рерига также входило участие в ритуальном омовении тел перед захоронением. В статье говорилось, что, когда Рериг начал эту работу в 2001 году, его зарплата составляла 10 долларов в час. Музыка Ласло Мелиса намеренно сделана настолько тонкой, что зрители ее даже не заметят. Второй венгерский художественный фильм, получивший премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», первым из которых стал «Мефисто» (1981). Это был 9-й венгерский художественный фильм, номинированный в этой категории. Еще один художественный фильм о зондеркомандах в лагере смерти Освенцим-Биркенау «Серая зона» Тима Блейка Нельсона (2001), также частично основан на книге «Освенцим: рассказ очевидца врача» свидетеля Миклоша Нийсли, венгерского еврейского врача из Румынии, которого заставили работать в Освенциме. Философ и искусствовед Жорж Диди-Хуберман написал 25-страничное открытое письмо режиссеру Ласло Немешу, в котором хвалил фильм. Он начинается так: «Ваш фильм «Сын Саула»-чудовище. Необходимое, последовательное, полезное, невинное чудовище». Стивен Спилберг сказал режиссеру, что «Сын Саула» внес большой вклад в коллективную память о Холокосте и что он не ожидал, что после «Списка Шиндлера» (1993) потребуется так много времени, чтобы снять такой фильм. Художник-постановщик Ласло Райк воссоздал крематорий из лагеря смерти Аушвиц-Биркенау на старом складе недалеко от Будапешта. Исторический консультант фильма доктор Золтан Ваги писал, что Венгрия до сих пор отрицает прежний союз и сотрудничество с нацистской Германией. В период с 15 мая по 9 июля 1944 года около 437 000 венгерских граждан еврейской национальности были депортированы 147 поездами, в основном в лагерь смерти Освенцим-Биркенау. Большинство из них были непригодны для рабского труда: старики и инвалиды, женщины и более 100 000 детей были убиты в газовых камерах сразу после прибытия, а их имущество (в том числе золотые зубы) было украдено немцами. Многие другие умерли в лагере в течение следующих нескольких месяцев. Депортация в основном была организована и осуществлена самими венгерскими властями. Венгрия установила европейский «рекорд», депортировав 437 000 евреев на верную смерть всего за восемь недель. Преданность венгерских жандармов этому делу удивила даже нацистского организатора Адольфа Эйхмана, которому нужно было только наблюдать за операцией с 20 офицерами и штатом из 100 человек, включая водителей и поваров. Идея фильма пришла к режиссеру Ласло Немешу после прочтения книги «Свитки Освенцима», сборника свидетельских показаний членов зондеркоманды, обнаруженной во время производства фильма Белы Тарра «Человек из Лондона» (2007) в 2005 году, когда он работал помощником Тарра. Французский соавтор сценария Клара Ройер никогда не писала сценарий, пока режиссер Ласло Немеш не попросил ее сотрудничать. Немеш написал первый черновик в одиночку. Режиссер Ласло Немеш назвал венгерского писателя, лауреата Нобелевской премии и пережившего концлагерь Имре Кертеша источником вдохновения для создания этого фильма. Дебют в полнометражном кино Ласло Немеша. Права на распространение фильма проданы во все страны мира. Действие фильма происходит в течение полутора дней 6 и 7 октября 1944 года, когда на самом деле произошло восстание зондеркоманд в Освенциме-Биркенау. Фильм воссоздает в одном кадре секретное фотографирование «зондеркоманды», единственных фотографий процесса истребления в Освенциме-Биркенау, которые все еще существуют. Фотографии можно найти в сети. Хотя в ранних версиях сценария было более ясно, что тело, которое Саул пытается должным образом похоронить, на самом деле было его сыном, в процессе переписывания это стало более двусмысленным. Среди тех, кто не верит, что это был его сын, Геза Рериг, который играет Саула. По словам Немеша, персонаж Саул «не религиозный человек и на самом деле ошибается в том, что значит хоронить по-еврейски. Вам не нужен раввин, вам нужно десять человек, произносящих Кадиш, поэтому он никогда не понимает этого верно». Персонаж Элла, женщина, которая дает порох Саулу, основан на исторической Элле Гертнер, которая была замучена и казнена после восстания в октябре 1944 года эсэсовцами за контрабанду пороха членам зондеркоманды. Режиссер Ласло Немеш признал связь с «Антигоной», трагической пьесой Софокла (написанной в 441 г. до н.э.) о дочери Эдипа, которая умирает, пытаясь организовать религиозную церемонию погребения своего брата. «Мы с моим соавтором ни разу не подумали об истории Антигоны, но она абсолютно верна»-сказал режиссер. Далее он сказал, что и в случае Антигоны, и в случае Саула убивают не только отдельных людей; их культура уничтожается. Сына Саула на самом деле изображали братья-близнецы, которые сменяли друг друга между сценами. Главный герой Саул Ауслендер говорит доктору Миклошу Ньизли, что он из города Унгвар. Сегодня город называется Ужгород и находится в Украине, прямо на границе со Словакией и рядом с Венгрией. В нем больше нет еврейской общины. В бывшей синагоге Ужгорода сейчас играет Филармонический оркестр. Французский соавтор сценария Клара Ройер о повествовании о фильме: «Это парадокс: вы не можете быть похоронены в Освенциме, когда вы горите, и это должно быть одним из самых первых действий, которые сделали нас людьми». Геза Рериг интерпретировал улыбку Саула крестьянскому мальчику в конце как внезапное осознание Саулом того, что, хотя он и не смог должным образом похоронить своего «сына», он, тем не менее, сумел спасти его от крематория и мог принять неизбежность своей смерти счастливым человеком. Женщин и мужчин обычно разделяли задолго до попадания в газовые камеры Освенцима-Биркенау, но не всегда, так как это зависело от реальных размеров транспорта. Поэтому фильм фактически правильно показывает, что они входят вместе. Верно также и то, что волосы жертвам отрезали после убийства, а не до, как в других лагерях смерти. Причина этого приказа заключалась просто в том, что он вызвал бы слишком много подозрений, поскольку жертвы были обмануты, думая, что они только примут душ и будут использованы в качестве рабочих. Фильм был обласкан невероятным количеством наград. В первую очередь картина получила «Оскар», «Золотой глобус» и приз британской киноакадемии «BAFTA» как лучший иностранный фильм года. На Каннском кинофестивале картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь», а получила приз ФИПРЕССИ, два специальных приза и награду за лучший звук. На международном кинофестивале в Генте картина номинировалась на Гран-при. На международном кинофестивале в Палм-Спрингсе картина получила приз за лучшую режиссуру. На международном кинофестивале в Сан-Себастьяне картина также получила приз ФИПРЕССИ. На кинофестивале в Сараево картина получила специальный приз. На международном кинофестивале в Стокгольме картина номинировалась на Гран-при, а получила приз за лучшую режиссуру. На международном кинофестивале в Сан-Пауло картина претендовала на главную награду. На кинофестивале в Загребе картина номинировалась на главный приз.