Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СКАНДАЛ В ПАРИЖЕ»
(A Scandal in Paris)

США, 1946, 100 мин., ч/б, «Arnold Pressburger Films»
Режиссер Дуглас Сирк, сценаристы Эжен-Франсуа Видок и Элис Сент-Джозеф
В ролях Джордж Сандерс, Сигне Хассо, Кэрол Лэндис, Джин Локхарт, Аким Тамиров, Альма Крюгер, Алан Напье

Эжен Видок, рожденный в тюрьме, посвятил первые тридцать лет своей жизни всевозможным преступлениям: особенно он преуспел в деле обольщения женщин, однажды украв подвязку с рубинами у любовницы шефа полиции. Проведя два года в наполеоновской армии, где он и его верный помощник Эмиль скрывались от преследований полиции, двое авантюристов замышляют ограбить старую маркизу де Пьермон, перед которой Эжен Франсуа разыгрывает истинного джентльмена, родственника некогда знакомого ей, а ныне почившего барона Видока. По иронии судьбы, зятем маркизы оказывается месье Рудольф, министр полиции Франции, что подает месье Видоку новую дерзкую идею: стать шефом полиции вместо недалекого месье Рише и устроить ограбление Парижского банка…
Настоящий Эжен Видок был авантюристом и дерзким юношей, который часто сидел в тюрьме, в основном за мелкие кражи. Он прекрасно служил в армии и сражался в первых сражениях войн за независимость в 1792 году. Он был нанят правительством в 1809 году за его опыт и знание преступности и помог создать полицию безопасности (police desurete) во Франции. В 1832 году его уволили за то, что он якобы планировал кражу, и он создал частное полицейское агентство. Это стало образцом для современных частных детективных фирм. В более позднем возрасте Видок опубликовал два тома своих мемуаров. Согласно Британской энциклопедии, он дружил с несколькими ведущими авторами того времени-Гюго, Бальзаком, Дюма и другими. В 2001 году был снят фильм «Видок».
Эжен Франсуа Видок (1775-1857)-французский преступник, ставший одним из первых современных частных детективов и «отцом» уголовного розыска в его современном виде. Большая часть информации о Видоке почерпнута из автобиографии, написанной «литературным негром». Согласно ей, Видок родился в ночь с 23 на 24 июля 1775 года во французском городе Аррасе. Его отцом был пекарь. В возрасте 14 лет он вскрыл кассу отца и украл деньги, после чего бежал из города. Первоначально он намеревался отправиться в Америку, но потратил все деньги на актрису, даму легкого поведения. В конце концов, через год он вынужден был вступить в Бурбонский полк. Он был далеко не идеальным солдатом: позже он вспоминал, что участвовал в 15 дуэлях, убил двух противников и подвергался множеству дисциплинарных взысканий. В ходе войны Франсуа вынудили перейти на сторону австрийцев, но, не пожелав сражаться против своих, он перед битвой притворился больным. В ходе Французской революции Видок, по его собственному заявлению, спас двух дворянок от гильотины, но впоследствии сам был арестован. Его спас отец, обратившись за помощью к семье Шевалье. Франсуа влюбился в их дочь Луизу и женился на ней, когда она притворилась беременной. Узнав о ее любовнике-офицере, Видок уехал в Брюссель по фальшивым документам, где ухаживал за баронессой старше его по возрасту и был членом банды налетчиков. Переехав в Париж, он потратил все деньги на женщин легкого поведения и переехал в пограничный город Лилль, где начались его отношения с некой Франсиной. Однажды, застав ее с любовником, Видок избил его, за что был посажен на три месяца в Башню Святого Петра. Там он встретил крестьянина Себастьяна Бутателя, осужденного на шесть лет за кражу хлеба и тяжело переживавшего разлуку со своей большой семьей. Впоследствии Себастьян был освобожден по поддельному прошению, составленному его сокамерниками Гербо и Груаром. Видок отрицал свою причастность к этому (по его словам, Гербо и Груар лишь пользовались его камерой, не посвящая его в суть дела). Сокамерники же утверждали, что именно Франсуа был зачинщиком. Видока и Гербо осудили на 8 лет исправительных работ, но Франсуа с помощью раскаявшейся Франсины сбежал из Брестской тюрьмы, переодевшись полицейским инспектором. В 1798 году он переехал в Нидерланды, где помогал каперу Фромантену грабить английские суда. В Остенде был вновь арестован и отправлен в тулонскую тюрьму под строгой охраной, откуда сбежал благодаря помощи другого заключенного. Перепробовав множество профессий, Видок не раз попадал в тюрьму, бежал и снова оказывался за решеткой, за что был прозван «королем риска» и «оборотнем». В 1799 году Видок бежал из тюрьмы в очередной раз и 10 лет жил в Париже. Шантажируемый бывшими соседями по тюремной камере, он сделал решительный шаг: отправился в полицейскую префектуру Парижа и предложил свои услуги. В 1811 году он сформировал особую бригаду из бывших уголовников по принципу: «Только преступник может побороть преступление». Во многом по этой причине о его конторе ходили плохие слухи, что не мешало ему пользоваться расположением начальства. Бригада получила название «Сюрте» («Безопасность»). Кроме розыска внес вклад в зарождение и становление трасологии и криминологии (разработав стойкие чернила и гипсовую заливку следов обуви). Разработал систему оперативного учета правонарушителей, ставшую впоследствии повсеместной и с незначительными изменениями дошедшую до наших дней. Первым из полицейских руководителей стал обращаться к представителям науки для проведения научно-технической экспертизы обнаруженных вещественных доказательств и предметов с места преступления (в частности, первой в истории баллистической экспертизы), стал проводить следственные эксперименты для воссоздания картины преступления. Обладая широчайшими познаниями преступного мира изнутри, реорганизовал криминальную полицию на манер тайной политической с упором на негласные мероприятия с целью поимки злоумышленников «на горячем», при попытке совершения преступления. Ввел практику повседневной работы сотрудников полиции в штатской одежде, проведение следственных мероприятий с подозреваемыми на контрасте. Также ввел практику сбора доказательственной базы при помощи комплекса негласных мероприятий, ныне относящихся к легендированному вводу, разведопросу и разведбеседе. Широко внедрил привлечение преступных элементов к сотрудничеству с органами полиции как альтернативу немедленному привлечению их к уголовной ответственности. Так или иначе идеи Видока в области организации полицейской службы, стратегии и тактики полицейских мероприятий, были впоследствии востребованы полицейскими структурами всех ведущих стран мира и в том или ином виде практикуются по сей день. Эжен Франсуа Видок пробыл во главе «Сюрте» свыше 10 лет. Однако в 1827 был вынужден уйти в отставку. Почти сразу после отставки Видок уселся за написание мемуаров. Издатель Тенон выплатил ему задаток-24 тысячи франков. Опубликованные в 1827 году мемуары бывшего сыщика были переведены на многие европейские языки, в том числе и на русский. Вновь был призван возглавить «Сюрте» во время революционных выступлений 1832 года, после подавления которых опять отставлен.
После окончательного ухода из полиции в 1833 году организовал «частную полицию»-собственное «Бюро расследований» (первое в мире). Видок считается одним из первых профессиональных частных детективов. Вершиной его карьеры стала должность руководителя канцелярии министра иностранных дел и фактического главы правительства А. де Ламартина во время Революции 1848 года. Однако с приходом к власти императора Наполеона III отошел от дел.
История бывшего уголовника, ставшего сыщиком, привлекла внимание целого ряда современных ему и более поздних беллетристов. Основатель детективного жанра Эдгар По был знаком с деятельностью Видока, имя которого нередко упоминалось в американской прессе. Он мог быть знаком с подлинными или подложными мемуарами французского сыщика, публиковавшимися в США в тридцатые годы XIX века. Бесспорно установлено, что он читал «Неопубликованные страницы жизни Видока, французского министра полиции», печатавшиеся в сентябре-декабре 1838 года. В новелле «Убийство на улице Морг» (1841) имеется прямое упоминание имени Видока и причем дается не очень лестная характеристика его аналитических способностей: «У Видока, например, была догадка и упорство, при полном неумении систематически мыслить; самая горячность его поисков подводила его, и он часто попадал впросак». Эжен Сю использовал в изданном в 1843 году романе «Парижские тайны» ряд сюжетов, участником которых в реальности был Видок, но его имя в книге не упоминается, а героем их становится центральный персонаж романа Родольф (сам Видок в ответ уже в следующем году издал «Подлинные тайны Парижа», пытаясь отстоять свое видение этих историй). Видока называют прототипом беглого каторжника Вотрена (Жака Коллена)-персонажа нескольких произведений Бальзака, входящих в цикл «Человеческая комедия» и издававшихся начиная с 1835 года. Вотрен в этих произведениях предстает человеком бесчестным и жестоким, но вызывающим восхищение персонажей своим «стальным характером»; так же, как и Видок, он проделал путь от преступника до защитника закона (в «Депутате от Арси»). После смерти Видока его образ использовал Виктор Гюго при создании сразу двух персонажей своих «Отверженных»-беглого каторжника Жана Вальжана и безжалостного, одержимого одной целью полицейского инспектора Жавера. Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де Миоллис, принял последовательное участие в его судьбе после освобождения, сначала дав приют, а потом-рекомендацию на работу. Морен оправдал его доверие: он стал храбрым солдатом и пал в битве при Ватерлоо. Именно с Видоком произошел описанный в романе случай спасения Вальжаном старого Фошлевана из-под опрокинувшейся повозки. В 1860-е годы Эмиль Габорио использовал приключения Видока для сюжетов своих книг о Лекоке-бывшем преступнике, ставшем сыщиком. Черты Видока просматриваются в образах «вора-джентльмена» Арсена Люпена из произведений Мориса Леблана, его «коллеги» Раффлза из рассказов Эрнеста Хорнунга и Саймона Темплара из романов Лесли Чартериса. Видок под собственным именем неоднократно встречается как второстепенный персонаж в более поздних произведениях. В американском фильме «Скандал в Париже» (1946) образ Видока воплотил Джордж Сандерс. В конце 1960-х и начале 1970-х годов французское телевидение транслировало три детективных сериала, в которых он выступил уже главным героем. В первом сериале (1967 год) эту роль сыграл Бернар Ноэль, во втором и третьем (снятом совместно с канадскими кинематографистами) его место занял Клод Брассер. В 2001 году Видок стал заглавным героем одноименного французского кинофильма, где его роль исполнил Жерар Депардье; сюжет фильма, однако, не имеет ничего общего с реальной деятельностью исторического Видока. В 2018 году вышел художественный фильм режиссера Жана-Франсуа Рише «Видок: Охотник на призраков», в котором главную роль исполнил Венсан Кассель. В России имя Видока приобрело известность после того, как вышел русский перевод его мемуаров. В апреле 1830 года Пушкин разместил (без подписи) в «Литературной газете» резкую рецензию на эту книгу, в которой литературоведы усматривают завуалированные выпады в сторону Фаддея Булгарина-консервативного литератора и редактора «Северной пчелы». Примерно в это же время была пущена по рукам пушкинская эпиграмма «Не то беда, что ты поляк», где тоже увязываются эти два человека:
Будь жид-и это не беда;
Беда, что ты Видок Фиглярин.
Эпиграмма была напечатана в булгаринском «Сыне отечества» 26 апреля в искаженном виде-упоминание о «Видоке Фиглярине» из последней строки исчезло. В дальнейшем, однако, эта формулировка появилась еще в нескольких пушкинских эпиграммах, а также в эпиграмме Вяземского «Синонимы: гостиная, салон». После этого имя «Видок» стало в России нарицательным, обозначая доносчика и шпиона, и в таком качестве, в частности, фигурирует в более поздних эпиграммах.