Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВЕТВИ ОДНОГО ДЕРЕВА»
(Shakha Proshakha)

Индия-Франция-Великобритания, 1990, 130 мин., «DD Productions/Distri Films/Erato Films»
Режиссер и сценарист Сатьяджит Рэй
В ролях Аджит Банерджи, Харадан Баннерджи, Сумитра Чаттерджи, Мамата Шанкар, Ранджит Маллик

Ананда Маджумдар, богатый промышленник, внезапно заболел во время празднования своего 70-летия. Четверо его сыновей собрались у его постели. Прасанто живет с отцом и проводит свое время, слушая музыку, его считают неудачником и немного психически неполноценным. Двое старших сыновей — бизнесмены, погрязшие в коррупции, и они не хотят, чтобы их отец, бескомпромиссный моралист, верящий в труд и честность, узнал об этом. Младший сын устал от офисной работы и мечтает стать актером. Ожидая заключения врачей о состоянии здоровья отца, четверо братьев и их семьи предаются воспоминаниям и вновь переживают идеологические разногласия…
Сатьяджит Рэй родился в Калькутте 2 мая 1921 года. Его отец, покойный Сукумар Рэй, был выдающимся поэтом и писателем в истории бенгальской литературы. В 1940 году, получив степень в области естественных наук и экономики в Калькуттском университете, он поступил в университет Тагора Вишва-Бхарати. Его первый фильм «Песнь дороги» (1955) получил несколько международных наград и сделал Рэя режиссером мирового уровня. Он умер двадцать третьего апреля 1992 года.
Пожалуй, нет режиссера, который осуществлял бы такой полный контроль над своей работой, как Сатьяджит Рэй. Он отвечал за написание сценариев, кастинг, режиссуру, озвучивание, управление камерой, тесно сотрудничал с художественным руководством и монтажом, даже разрабатывал собственные титры и рекламные материалы. Его фильмы настолько близки к полному личностному самовыражению, насколько это возможно в кинематографе. Стиль Рэя вырастает из самого материала и из внутреннего стремления выразить его ясно. Нить, которая связывает все его работы воедино-это их прочная гуманистическая основа. По его собственному признанию, его фильмы являются антитезой обычным голливудским фильмам, как по стилю, так и по содержанию. Его персонажи, как правило, обладают средними способностями и талантами. Извращенное или причудливое поведение, насилие и откровенный секс редко появляются в его фильмах. Его интерес заключается в персонажах, имеющих корни в своем обществе. Что его завораживает, так это борьба и развращенность человека, страдающего угрызениями совести. Он перенес на экран реальные проблемы реальных людей. Его работы служат напоминанием нам о целостности и святости личности. Прежде всего, Рэй-это кино мыслей и чувств, в котором чувства намеренно сдерживаются, потому что они настолько интенсивны. Хотя Рэй продолжал экспериментировать с сюжетом и стилем больше, чем большинство режиссеров, он всегда оставался верен своему первоначальному убеждению, что в лучшем кино используются сильные, простые темы, содержащие сотни мелких, казалось бы, не относящихся к делу деталей, которые только помогают усилить иллюзию реальности. Эти темы не могут исходить из преходящей моды того времени; они должны быть почерпнуты из постоянных ценностей.
Рэй родился в Калькутте в исключительно талантливой семье, известной в бенгальском искусстве и литературе. Его отец умер, когда он был младенцем, и его мать и семья ее младшего брата воспитали его. После окончания Президентского колледжа в Калькутте в 1940 году он изучал искусство в Университете Рабиндраната Тагора в Шантиникетане, Западная Бенгалия. Он занялся коммерческой рекламой, а также разработал обложки и иллюстрировал книги, выпущенные Signet Press. Одной из этих книг было издание романа Бибхутибхушана Бандйопадхьи «Отец Панчали», который должен был стать его первым фильмом. В 1947 году Рэй основал Калькуттское общество кино. Во время шестимесячной поездки в Европу в 1950 году ему удалось посмотреть 100 фильмов, в том числе «Похитители велосипедов» Витторио Де Сика (1948), которые очень его вдохновили. В 1955 году после неимоверных финансовых трудностей (съемки фильма остановились более чем на год) была завершена его экранизация «Отца Панчали». До Каннского кинофестиваля 1956 года индийское кино было относительно неизвестно на Западе, как и японское кино до «Расемона» Куросавы (1950). Однако с «Отцом Панчали» Сатьяджит Рэй внезапно приобрел большое значение. Фильм получил множество наград за рубежом, в том числе в Каннах. Успех «Отца Панчали» положил начало выдающейся международной кинокарьере Рэя. Плодовитый режиссер, за свою жизнь Рэй снял 36 фильмов, включая художественные, документальные и короткие рассказы. Его фильмы охватывают разнообразие настроений, техник и жанров: комедия, сатира, фэнтези и трагедия. Обычно он снимал фильмы в реалистическом ключе, но также экспериментировал с сюрреализмом и фантастикой. Тема перемен, уравновешивающих выгод и потерь, сопровождающих силы прогресса, часто определялась как центральная тема творчества Рэя. Эта тема, лежащая в основе большей части трилогии об Апу, находит свое наиболее открытое выражение в «Музыкальной комнате» (1958). Также внутренняя борьба между традиционными и современными ценностями в индийской жизни окрасила несколько других фильмов Рэя. Например, «Богиня» (1960)-это, по сути, история об опасностях религиозного фанатизма и суеверий. В 1961 году Рэй возродил «Сандеш», детский журнал, основанный его дедом и продолжавшийся отцом до его преждевременной смерти. С этого времени, наряду с созданием фильмов, он также постоянно создавал иллюстрации, стихи, переводы и рассказы для журнала. В нескольких его рассказах фигурирует Фелу Миттар, частный детектив, и именно один из них он адаптировал для своего второго детского фильма «Золотая крепость» (1974). Как и все детские фильмы Рэя, он имел огромный успех. Опасаясь снимать фильмы на языке, которым он не владел, Рэй сопротивлялся идее выехать за пределы ограниченного бенгальского языка. Тем не менее, его убедили нацелиться на более широкую аудиторию, сняв свой первый фильм на индуистском языке, «Шахматисты» (1977), исторический фильм, действие которого происходит в Лакхнау 1856 года. Из-за его состояния здоровья, возникшего в результате сердечного приступа во время создания фильма «Дом и мир» (1984), врачи сказали Сатьяджиту Рэю не выполнять никаких съемок, и он был вынужден снимать в студии. К сожалению, это ограничение съемки портит последний из его фильмов в целом. В 1992 году здоровье Рэя ухудшилось из-за осложнений на сердце. Он был госпитализирован, но так и не выздоровел. За двадцать четыре дня до своей смерти Одри Хепберн вручила Рэю почетную премию «Оскар» по видеосвязи; он был в тяжелом состоянии, но произнес благодарственную речь, назвав это «лучшим достижением своей кинокарьеры». Он умер 23 апреля 1992 года, за 9 дней до своего 71-летия.
На сегодняшний день считается самым важным режиссером Индии, наряду с Мриналом Сеном и покойным Ритвиком Гатаком. Был признан двадцать пятым величайшим режиссером всех времен по версии Entertainment Weekly. В 1967 году он написал сценарий к фильму «Чужой». Columbia Pictures вела переговоры о его производстве. На главные роли должны были претендовать Питер Селлерс и Марлон Брандо. Однако Рэй был удивлен, обнаружив, что сценарий, который он написал в соавторстве, уже защищен авторским правом и гонорар присвоен. Брандо выбыл из проекта, и хотя была предпринята попытка привлечь Джеймса Кобурна на его место, Рэй разочаровался, сытый по горло голливудскими махинациями и вернулся в Калькутту. Columbia Pictures была заинтересована в возрождении проекта в 1970-х и 1980-х годах, но из этого ничего не вышло. Когда «Инопланетянин» (1982) был выпущен, многие увидели в фильме поразительное сходство с более ранним сценарием Рэя. Сам Рэй считал, что фильм Стивена Спилберга «был бы невозможен, если бы мой сценарий «Чужого» не был доступен по всей Америке в копиях, отпечатанных на мимеографе». Спилберг отрицал это, говоря: «Я учился в старшей школе, когда этот сценарий распространялся в Голливуде». Японский режиссер Акира Куросава и Рэй были знакомы. Куросава сказал о творчестве Рэя: «Не видеть фильмов Рэя-значит жить в мире, никогда не видя луны и солнца». Орден почетного легиона является самой престижной наградой во Франции и вручается тем, кто продемонстрировал выдающиеся жизненные достижения в выбранной ими сфере деятельности. Вместо того, чтобы пригласить его во Францию на церемонию, тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран лично подошел к порогу Рэя в Калькутте, чтобы вручить ему эту честь. Еще одним большим поклонником творчества Рэя был Джон Хьюстон. Он был огромным мужчиной (194 см. и более 90 кг.), почти на фут выше среднего индийца своего поколения. Член жюри Берлинского международного кинофестиваля в 1961 году. Он получил специальную награду за жизненные достижения на церемонии вручения премии Академии в 1992 году. Он второй индиец, получивший «Оскар». Первым был Бхану Атайя в 1983 году. Член жюри Венецианского кинофестиваля в 1982 году.
Является автором нескольких научно-фантастических рассказов. Талантливый художник-график, Рэй создал множество книжных обложек и обложек журналов. Он также разработал два шрифта. Он стал членом Британского института кино в знак признания его выдающегося вклада в кинокультуру. Рэй был так болен во время съемок фильма, что во время сцены пикника руководил актерами через микрофон из палатки.