Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ОНА НОСИЛА ЖЕЛТУЮ ЛЕНТУ»
(She Wore a Yellow Ribbon)

США, 1949, 103 мин., «Argosy Pictures»
Режиссер Джон Форд, композитор Ричард Хейджман, спецэффекты Джек Косгроув
В ролях Джон Уэйн, Джоанна Дрю, Джон Агар, Бен Джонсон

В 1876 году после поражения и гибели генерала Кастера, 10 000 индейцев задумывают выступить сообща против белых. Капитан Натан Бриттлз, которому остается лишь несколько дней до отставки, выходит в свой последний патруль. Патруль обернется полным провалом: не смея рисковать жизнями жены и племянницы коменданта форта, чей дилижанс он должен сопровождать, Бриттлз не сможет помешать индейцам объединиться, раздобыть ружья у торговца оружием и перебить колонистов. Однако в самые последние минуты командования Бриттлз совершает отважный налет на лагерь, где собрались тысячи индейцев, разгоняет их лошадей и таким образом помогает избежать кровавой войны. Когда Бриттлз думает, что окончательно распрощался с армией и кавалерией, его назначают начальником скаутов…
Третий цветной полнометражный фильм Джона Форда и вторая часть его трилогии, посвященной американской кавалерии (хронологически картина начинается в тот момент, когда заканчивается действие «Форта Апачей»). Хотя действие разворачивается в очень сжатый промежуток времени, фильм избегает густого и прямолинейного повествования и строится как хроника; он опирается на последовательность ударных эпизодов, весьма несхожих по интонации, ставящих акцент то на персонаже, то на ситуации или каком-либо аспекте жизни и традиций кавалерии. Такое драматургическое построение-характерная отличительная черта Форда; она будет прослеживаться и усиливаться до самых последних его фильмов. С этой картины Форд начинает размышлять в своем творчестве о старости и уходе на покой-болезненном периоде для мужчины, поскольку его может ожидать участь праздного и, главное, бесполезного человека. Эта ситуация во вселенной Форда представляет собой самое грозное испытание. Страх оказаться бесполезным рождает по контрасту тоску по прошедшим годам полноценной жизни и некоторую ностальгию. От начала до конца фильма чувствуется желание Форда не поддаться искушению отчаяния. Так он изобретает двойной финальный пируэт (атака и бегство лошадей; возвращение бывшего капитана на службу), чтобы позволить своему герою, несмотря ни на что, закончить жизнь красиво. Фильм также примечателен смелостью выбранного Фордом цветового решения. Подчеркнутая индивидуализация цвета, почти ирреальное использование сильных основных тонов в некоторых сценах работают на усиление драматургии (в сцене операции над раненым, проводимой в повозке на полном ходу под грозовым небом), а в ряде других подчеркивают мощный и хорошо знакомый зрителю лиризм, где распознается уникальная авторская интонация: таков, например, монолог Джона Уэйна над могилой жены. Джон Форд пригласил на роль 60-летнего капитана Бриттлза 41-летнего Джона Уэйна, увидев его в картине «Красная река». Картина удостоилась «Оскара» за лучшую операторскую работу.