Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КОРАБЛЬ ДУРАКОВ»
(Ship of Fools)

США, 1965, 149 мин., ч/б, «Stanley Kramer Productions»
Режиссер Стэнли Крамер по Кэтрин Энн Портер, сценарист Эбби Манн, композитор Эрнес Голд
В ролях Вивьен Ли, Симона Синьоре, Хосе Феррер, Майкл Данн, Ли Марвин, Джордж Сигел, Оскар Вернер, Элизабет Эшли

Название фильма отсылает нас к классике эпохи Ренессанса-роману Себастьяна Бранта. Но если у Бранта «корабль глупцов»-это наша планета, то у Кэтрин Энн Портер, а вслед за ней у Крамера-корабль «Вера», отплывший в 1933 году с Кубы в Германию. В Германии уже пришли к власти фашисты, но пассажиры корабля строят оптимистические планы на будущее, не догадываясь, что им не суждено сбыться. Судьба свела здесь людей, разделенных воспитанием, здоровьем, расовыми и социальными предрассудками-карлика Глокена, графиню, судового врача Шумана, истинного арийца Рибера, вечно пьяного американского бейсболиста Тенни, и, наконец, еврея-коммивояжера Ловенталя. Один из пассажиров, философствующий карлик Глокен, дает лайнеру новое имя «Корабль дураков». Роман, возникший между врачом и графиней, похоть, которую проявляет Тенни по отношению к немолодой леди Трэдвелл-на всех поступках героев этого выдающегося фильма лежит печать обреченности…
Отличный фильм, не сходивший с экранов кинотеатров всего мира несколько лет. Последний фильм Вивьен Ли до ее смерти от туберкулеза в 1967 году в 53-летнем возрасте. Депрессия и алкоголизм сблизила актрису с таким же алкоголиком Ли Марвином. Хотя первоначально ее роль должна была играть Кэтрин Хепберн, но ухудшающееся здоровье ее мужа Спенсера Трейси вынудили ее оставаться рядом с ним. Кстати, Спенсер Трейси все равно регулярно приходил на съемочную площадку, чтобы пообщаться со Стэнли Крамером, который снял три его последних фильма («Нюрнбергский процесс», 1961; «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир», 1963 и «Посмотрите, кто пришел на ужин», 1967). Интересно, что Симона Синьоре действительно родилась в Германии. До 2006 года Майкл Данн был единственным актером-карликом, номинировавшимся на «Оскар». Бюджет картины составил 4 миллиона долларов. Первоначально Ли Марвин отказался от роли, но Стэнли Крамер убедил его. Мало того, Ли Марвин в том же году получил «Оскар», правда, за роль в другом фильме. Картина получила «Оскар» за лучшую операторскую работу и художественное оформление, а номинировалась за лучший сценарий, костюмы, актера и актрису (Оскар Вернер и Симона Синьоре), актера второго плана (Майкл Данн) и как лучший фильм года. также фильм номинировался на «Золотой глобус» за лучшего актера и актрису (Оскар Вернер и Симона Синьоре) и как лучший фильм года. Британская киноакадемия номинировала картину на свой приз «BAFTA» за лучшего иностранного актера и актрису (Оскар Вернер и Симона Синьоре).
Из журнала «Искусство кино». Стэнли Крамер погружает на свой «Корабль дураков» несколько десятков персонажей, сыгранных актерами мирового класса. Этот пароход, на котором немцы-иммигранты в 1933 году плывут из Латинской Америки обратно в фатерлянд-как Ноев ковчег. Череда мелких судеб. Все вместе они образуют целое, дают ощущение мира, катящегося в пропасть. Но чтобы понять это целое, надо вглядываться в лица. Первым появляется карлик. Поразительный карлик с массивной головой мудреца. Нездешний, маленький, бестелесный-одни глаза и горькая усмешка-он единственный на корабле понимает трагическую глупость происходящего, и он единственный обращается с экрана прямо к зрителям. Этот карлик словно умный гном, подсаженный Крамером на корабль дураков. Судовой доктор с аккуратным немецким лицом, отец семейства, слабая и тревожная душа, вроде бы вписавшаяся в этот корабль, во всю эту систему вписавшаяся-от пустоты, от страха, по инерции. Женщина с осанкой Марии Стюарт, жена крупного немецкого плантатора, арестованная в Латинской Америке за тайную помощь местным повстанцам. Ее везут в тюрьму. Толпа батраков приветствует ее, как народную героиню, когда два полисмена почтительно ведут ее к трапу. Ее жизнь кончена. Стареющая американка, все еще красивая-все в прошлом, морщинистые руки, накрашенное лицо, умный, горький взгляд-взгляд в себя. Здоровенный американский детина с физиономией профессионального боксера или гангстера, горилла, пьяница, смесь наивности и грубости. «Эй, красотка, у меня есть четыре доллара. А?», «Чего это все немцы толкуют про евреев, я никаких евреев не знаю, я их до 15 лет вообще не видел». «Вы были заняты линчеванием негров?»-замечает американка с тонкой улыбкой. Они сидят за одним столиком за обедом. Содом и Гоморра! Какие вежливые диалоги и какое всеобщее столпотворение, смешение, разрушение всяких связей. Каждый сам по себе. Одному-девочку за четыре доллара. Другому…Вот пара чопорных немцев-как арийцы, они сидят за столом капитана. Между ними сидит их бульдог. Еврей-коммивояжер, гордящийся своим солдатским крестом (сражался за Германию в 1914-м). «Мы, немецкие евреи, особенные, мы умеем ладить с людьми, мы полезные, нас не тронут». Ну-ну, «не тронут». Какое доброе, какое наивно-доброе лицо. Боже мой, как много у каждого из них микроскопических, крохотных проблем. Как много маленьких иллюзий. Здоровенная, белая, набитая мышцами немка. Спорт, секс, белокурые волосы, сверхформы. «Дойчланд, Дойчланд юбер аллее». Такие рожали солдат кайзерам-такие народят солдат фюреру. «Брунхильда»-с усмешкой называют ее аристократические дамы. Ничего, она еще им покажет. Какой-то лысеющий тип, который волочится за этой Брунхильдой, норовя ущипнуть ее в паузе между тирадами. Тирады-из доктора Геббельса. Арийская раса, дранг, пространство, труд освобождает и т. д. Шпарит наизусть. Идеолог. Самый счастливый дурак на корабле дураков... В этом пестром кружеве отношений медленно отстаивается тяжелая закономерность. Тревожные, более тонкие натуры-гибнут, отходят, отлетают к краю. Ага, у этого господина жена-еврейка! И он это скрывал! Прочь из-за стола капитана! Какая-то милая старушка немка подходит утешить изгнанного. Заметьте эту добрую, эту обыкновенную старушку-вы ее еще увидите в последнем кадре. Пассажиры выходят на германский берег. Растекаются по перрону. Слабые, несчастные уходят тихо, поодиночке. Сильные, непробиваемые, счастливые шумят, уходят группами. Милую старушку встретил сын-высокий красавец с победоносной осанкой счастливца. Обнял матушку. Повернулся. Мы увидели свастику на рукаве. Фашизм может приходить-они созрели. Мне казалось-в течение всего фильма-что Стэнли Крамер не может найти точную формулу своего отношения к происходящему. Не может понять, объяснить себе этого шабаша глупости. Он разыграл все это и горько усмехнулся.