Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛО ЧЕТЫРЕ ВЕРБЛЮДА»
(Si j'avais quatre dromadaires)

Франция-ФРГ, 1966, 50 мин., ч/б, «Iskra/A.P.E.C./Norddeutscher Rundfunk»
Режиссер и сценарист Крис Маркер
В ролях Пьер Ванек, Николас Юматофф, Кэтрин Ле Куэй

Киноэссе Криса Маркера, составленное из его фотографий. За сменой кадров следует вымышленный диалог между условным персонажем-фотографом и его друзьями. Мысль движется по разным странам и событиям ХХ века. Особое внимание уделяется СССР и взглядам на образ идеального будущего в социалистических и капиталистических странах. Персонажи рассуждают об обществе, войне, протесте, бедности, Боге, смерти, искусстве и утопии. Маркер разделяет фильм на две части: «Замок» и «Сад» и тем самым обращает внимание на свойства различных пространств, ограждающие их стены и возникающие в них дыры…
«Сфотографировать-значит присвоить фотографируемое. А это значит поставить себя в некие отношения с миром, которые ощущаются как знание, а следовательно, как сила. Первый шаг к отчуждению, приучивший людей абстрагировать мир, переводя его в печатные слова-он, как принято считать, и породил тот избыток фаустовской энергии и психический ущерб, которые позволили построить современные неорганические общества. Но печать-все же менее коварная форма выщелачивания мира, превращения его в ментальный объект, нежели фотографические изображения-теперь фотография обеспечивает большую часть представлений о том, как выглядело прошлое, и о размерах настоящего. То, что написано о человеке или о событии-по существу, интерпретация, так же, как рукотворные визуальные высказывания, например, картины или рисунки. Фотографические изображения-не столько высказывания о мире, сколько его части, миниатюры реальности, которые может изготовить или приобрести любой. Фотографии, играющие с масштабами мира, сами могут быть уменьшены, увеличены, их можно обрезать, ретушировать, приукрашивать. Они стареют, их поражают обычные болезни бумаги; они исчезают; они становятся ценными, их покупают и продают, их репродуцируют. Они упаковывают в себя мир и сами напрашиваются на упаковку. Их вставляют в альбомы, в рамки, ставят на стол, прикалывают к стенам, проецируют в виде слайдов. Их воспроизводят газеты и журналы; в полицейских картотеках их размещают по алфавиту; музеи выставляют их, издатели собирают в книги. Многие десятилетия книга была самым влиятельным способом демонстрации фотографий (обычно в уменьшении), она обеспечивала им долговечность, если не бессмертие (фотография-вещь нестойкая, ее легко попортить и потерять), и большее количество зрителей. Фотография в книге это, конечно, изображение изображения, но поскольку фотография-печатный, гладкий объект, она теряет на книжных страницах гораздо меньше существенных особенностей, чем живопись. И все же книга не вполне удовлетворительный способ ознакомления публики с набором фотографий. Смотреть фотографии предлагается в порядке, соответствующем порядку страниц, но ничто не принуждает читателя к рекомендуемому порядку и не указывает, сколько времени он должен разглядывать каждое фото. Фильм Криса Маркера «Если бы у меня было четыре верблюда», великолепно оркестрованное размышление о фотографиях на разные темы, предлагает более тонкий и более жесткий способ упаковки и распространения фотографий. И порядок, и время демонстрации каждой фотографии заданы-это способствует их визуальной внятности и эмоциональному воздействию. Но фотографии, перенесенные на кинопленку, уже не предметы коллекционирования, какими они все-таки остаются в книге».