Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Киноэссе Криса Маркера, составленное из его фотографий. За сменой кадров следует
вымышленный диалог между условным персонажем-фотографом и его друзьями. Мысль
движется по разным странам и событиям ХХ века. Особое внимание уделяется СССР
и взглядам на образ идеального будущего в социалистических и капиталистических
странах. Персонажи рассуждают об обществе, войне, протесте, бедности, Боге,
смерти, искусстве и утопии. Маркер разделяет фильм на две части: «Замок» и «Сад»
и тем самым обращает внимание на свойства различных пространств, ограждающие
их стены и возникающие в них дыры…
«Сфотографировать-значит присвоить фотографируемое. А это значит поставить себя
в некие отношения с миром, которые ощущаются как знание, а следовательно, как
сила. Первый шаг к отчуждению, приучивший людей абстрагировать мир, переводя
его в печатные слова-он, как принято считать, и породил тот избыток фаустовской
энергии и психический ущерб, которые позволили построить современные неорганические
общества. Но печать-все же менее коварная форма выщелачивания мира, превращения
его в ментальный объект, нежели фотографические изображения-теперь фотография
обеспечивает большую часть представлений о том, как выглядело прошлое, и о размерах
настоящего. То, что написано о человеке или о событии-по существу, интерпретация,
так же, как рукотворные визуальные высказывания, например, картины или рисунки.
Фотографические изображения-не столько высказывания о мире, сколько его части,
миниатюры реальности, которые может изготовить или приобрести любой. Фотографии,
играющие с масштабами мира, сами могут быть уменьшены, увеличены, их можно обрезать,
ретушировать, приукрашивать. Они стареют, их поражают обычные болезни бумаги;
они исчезают; они становятся ценными, их покупают и продают, их репродуцируют.
Они упаковывают в себя мир и сами напрашиваются на упаковку. Их вставляют в
альбомы, в рамки, ставят на стол, прикалывают к стенам, проецируют в виде слайдов.
Их воспроизводят газеты и журналы; в полицейских картотеках их размещают по
алфавиту; музеи выставляют их, издатели собирают в книги. Многие десятилетия
книга была самым влиятельным способом демонстрации фотографий (обычно в уменьшении),
она обеспечивала им долговечность, если не бессмертие (фотография-вещь нестойкая,
ее легко попортить и потерять), и большее количество зрителей. Фотография в
книге это, конечно, изображение изображения, но поскольку фотография-печатный,
гладкий объект, она теряет на книжных страницах гораздо меньше существенных
особенностей, чем живопись. И все же книга не вполне удовлетворительный способ
ознакомления публики с набором фотографий. Смотреть фотографии предлагается
в порядке, соответствующем порядку страниц, но ничто не принуждает читателя
к рекомендуемому порядку и не указывает, сколько времени он должен разглядывать
каждое фото. Фильм Криса Маркера «Если бы у меня было четыре верблюда», великолепно
оркестрованное размышление о фотографиях на разные темы, предлагает более тонкий
и более жесткий способ упаковки и распространения фотографий. И порядок, и время
демонстрации каждой фотографии заданы-это способствует их визуальной внятности
и эмоциональному воздействию. Но фотографии, перенесенные на кинопленку, уже
не предметы коллекционирования, какими они все-таки остаются в книге».