Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СИНДРОМ СТЕНДАЛЯ»
(La Sindrome Di Stendhal)

Италия, 1996, 120 мин., «Cine 2000/Medusa Produzione»
Режиссер, сценарист и продюсер Дарио Ардженто, композитор Эннио Морриконе, спецэффекты Сержио Стивалетти
В ролях Ася Ардженто, Томас Кретчман, Марко Леонарди, Джон Квентин, Соня Топацио, Луиджи Диберти

Героиня никак не может вспомнить, как она очутилась во Флоренции и зачем отправилась в картинную галерею Уфици. Удалось воссоздать в памяти лишь эпизод, как, залюбовавшись одним из полотен, она вдруг потеряла сознание и рухнула на пол. Много позднее из беседы с психоаналитиком выяснилось, что подобный странный недуг всю жизнь мучил Стендаля, и он подробно описал его в одном из своих произведений. Этот синдром может производить галлюцинации, удвоение личности и даже привести жертву к самоубийству. В гостиничном номере, куда героиня вернулась, у нее вновь от напряжения закружилась голова, и девушка погрузилась в глубокий сон: будто она опять вошла в картину и именно там увидела тело изнасилованной и зверски убитой девушки и услышала голос инспектора полиции Манетти: «Это уже десятая жертва в Риме. Во Флоренции были совершены аналогичные преступления-там были изнасилованы три женщины. Поезжай туда, Анна, и займись расследованием». Ситуация начала проясняться. Значит, она-инспектор римской полиции Анна Манни и в надежде найти преступника отправилась в галерею Уфици. Именно там психопат-убийца по имени Альфредо узнает о том, кто «сидит у него на хвосте» и пытается использовать болезнь Анны в своих целях. После чего начинается странная игра в кошки и мышки. Синдром Стендаля-это способность человека сильно-до обморока-воспринимать картины, переносясь в изображенную на холсте реальность. Грань между внутренним и внешним оказывается размыта, и потому для Анны столкновение с маньяком оказывается роковым. Ужас настолько входит в ее плоть и кровь, что даже после смерти убийцы ей все еще кажется, что он жив. Новые трупы только подтверждают это-но и без столь зримых знаков присутствия мы понимаем, что Анна права: соприкоснуться со злом-значит впустить его в свою душу. Отвернись от картины, поверни глаза зрачками внутрь-то, что ты различишь во внутренней тьме, навсегда лишит тебя покоя. Теперь даже зажав уши руками, ты расслышишь шаги, даже сквозь закрытые от ужаса веки легко различишь руки убийцы. Ближе к финалу фильм становиться чуть более традиционным, чем хотелось бы, выруливая на проторенную дорожку «giallo». Но кульминационная сцена в логове убийцы, во время которой в Анне просыпается дремавшая доселе разрушительная сущность, безусловно, имеет право называться классической…
Запутанный, жестокий и кровавый фильм, как всегда у Дарио Ардженто. Много хороших сцен, хорошей музыки. Сцен сексуального насилия много, но ни единой части обнаженного женского тела не показано. Бережет отец дочку, но та в роли инспектора полиции неубедительна. Развязка неожиданна, но труднообъяснима. Сложный фильм для интеллектуального зрителя. Дарио Ардженто использовал в этом фильме идею, что и искусство может быть опасным. «Синдром Стендаля» снят после путешествия режиссера в США, где он сделал картину «Травма» (1992). В обоих фильмах главную женскую роль играет его дочь Ася, дебютировавшая в 11 лет в картине «Демоны-2» (1987) Ламберто Бавы, снятой по сценарию ее отца. В дальнейшем сотрудничество дочери и отца продолжалось и, учитывая жанровую специфику фильмов Ардженто, подобный тандем выглядит немого жутковато-особенно если учесть, что руки убийцы, которые мы видим едва ли не в каждом фильме режиссера, принадлежат ему самому. Впервые в своей карьере режиссер использовал компьютерные спецэффекты (также это произошло впервые в истории кино всей Италии). Название фильма пришло от реальной болезни, впервые научно диагностированной во Флоренции в 1982 году. Свое имя она получила от французского писателя Стендаля, который страдал подобными приступами в 1817 году. Интересно, что, по мнению экспертов, болезнью в большей или меньшей степени страдает 80% всего человечества. Сам Дарио Ардженто имел печальный опыт такого приступа, который оставил у него неизгладимое впечатление на всю оставшуюся жизнь. Картину планировали снимать в США с Дэрил Ханной в главной роли, но планы провалились, и киношники вернулись в Италию. На главную роль первоначально рассматривались Бриджит Фонда и Дженнифер Джейсон Ли. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США номинировала картину на свой приз «Сатурн» за лучший VHS-релиз. При бюджете в 3, 8 миллионов долларов картина в прокате Италии собрала 5, 5 миллиардов итальянских лир.