Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СОННАЯ ЛОЩИНА»
(Sleepy Hollow)

США-Германия, 2000, 105 мин., «American Zoetrope/Paramount»
Режиссер Тим Бартон, продюсер Фрэнсис Форд Коппола, композитор Дэнни Элфман, сценаристы и продюсеры Кевин Ягер и Эндрю Кевин Уокер
В ролях Джонни Депп, Кристина Риччи, Майкл Гух, Миранда Ричардсон, Майкл Гамбон, Кристофер Ли, Кристофер Уокен, Каспер Ван Дьен

1799 год. Констебля Икабода Крейна посылают в городок Сонная лощина, где в течение двух недель были обнаружены три обезглавленных трупа, чтобы тот обнаружил преступника. По прибытии ему рассказывают легенду о «всаднике без головы», который когда-то очень любил битвы и сражения. Он на полном скаку врывался в самую гущу сражающихся и со смаком рубил головы людей направо и налево. В конце концов, в соседнем лесу он нашел свою смерть: ему самому отрубили голову его же мечом. Теперь он восстает из мертвых и продолжает свои воинственные набеги, обезглавливая жителей мирного маленького городка и забирая головы с собой. Крейн не верит в эту сказку, но вскоре ему приходится убедиться в истинности рассказов обитателей Сонной лощины. Он видит «всадника без головы», который отрубает головы нескольким людям. Тем не менее, Крейн вскоре понимает, что всадник убивает не всех подряд. Он выясняет, что в этом мистико-колдовском деле замешаны высокопоставленные жители городка, которые ведут борьбу за власть, богатство и влияние. Параллельно разворачивается любовная линия между Крейном и Катриной Ван Тассель, дочерью одного из богатейших купцов. Крейн знакомится с Балтусом Ван Тасселем, отцом Стинуайком, магистратом Филлипсом, нотариусом Харденбруком и доктором Ланкастером. Все они вовлечены в происходящие события. Крейн обнаруживает завещание одного из погибших богатых землевладельцев Сонной лощины. И постепенно распутывает этот клубок последовательных смертей людей, которые один за другим погибали таким образом, что все богатство должно было достаться супруге главы города. Дело в том, что она похитила из могилы всадника его голову и теперь могла путем колдовских махинаций управлять его поведением, «натравливая» на неугодных обитателей города. Крейну удается вернуть череп в родную могилу, куда благополучно возвращается и неистовый «всадник без головы»…
Потрясающая картина, прежде всего благодаря своей мистической, колдовской, загадочной и мрачной атмосфере. Таинственность смешена с детективным сюжетом, а тривиальные причины убийств с волшебным способом их совершения. Спецэффекты поражают воображение, количество отрезанных голов превышает все разумные нормы (всего 18!), да и в целом почти два часа пролетают незаметно. Все в движении и динамике, никаких остановок и передышек. Потрясающая картина, в которой все точно и умело дозировано: сказка, мистика, детектив, спецэффекты, костюмы и декорации, экспрессивность актеров, их количество, а также насилие и жестокость. Очень мрачная постановка, как, в принципе, и любит Тим Бартон, вспомните фильмы «Бэтмен» (1988) и «Возвращение Бэтмена» (1992). В интервью Тим Бартон перечислял аллюзии «Сонной лощины», начиная с общей атмосферы, навеянной продукцией студии «Hammer» с присущей ей «странной красотой horror’а», и далее такие, как участие легендарного Дракулы-Кристофера Ли, сходство в рисунке роли Джонни Деппа с игрой Питера Кашинга в роли Франкенштейна, горящая мельница, павильонные съемки и многое другое. Ужастики студии «Hammer»-воспоминание Тима Бартона о собственном детстве. Страшные сказки детства (а что может быть страшнее, скажем, натуралистических сказок братьев Гримм, в которых добро почти никогда не торжествует) и естественная жестокость самих детей как бы взаимно гасят друг друга. При этом кровь в фильме не льется, а головы, свершив изящный пируэт, отскакивают, точно ложась в предназначенное им место, словно бильярдные шары в лузу. Хорошо делать это в изысканно снятых уроженцем Мексики Эммануэлем Любецки английских ландшафтах, напоминающих пейзажи Гудзонской школы и малых голландцев. В результате возник некий «стилизованный натурализм»-комбинация настоящих материалов и рисованных задников, рождающая живописный театральный эффект. Сон, которым объята Лощина, кошмарен. Ощущение кошмара нагнетается, прежде всего, облачным мглистым небом, иллюзия которого создавалась укрепленными на потолке студии лампами, замаскированными дымами. В эту сумрачную атмосферу естественно вписывается высокая худая фигура Джонни Деппа в длинном и узком черном камзоле. Именно Депп-нарочитой серьезностью и сосредоточенностью-вносит в фильм ту точную долю иронии, которая делает «Сонную лощину» не триллером, а черной комедией. С той минуты, как его Икабод в присутствии отцов города нацепляет на себя разнообразные стеклышки в оправах, мы понимаем, что бояться не надо. И не важно, сколько уже отрублено голов и сколько будет отрублено дальше. Присутствие в картине Кристины Риччи («Русалки», 1990; «Семейка Аддамс», 1991; «Каспер», 1995; «Благослови дитя», 2000; «Человек, который кричал», 2000) держит интригу. Благодаря шлейфу ролей Кристины, ее Катрина с самого начала попадает в число главных подозреваемых, и не сразу начинаешь признавать этот ангельский облик героини немого кино. Впрочем, и Кристина Риччи, и Джонни Депп, и в первую очередь сам Тим Бартон навлекли на себя немало критических стрел. Фильм упрекали в поверхностности, невыстроенности сюжета и, главное, в бессмысленности. Зачем, мол, ради чего вся эта затея? Отвечая на этот вопрос, можно громоздить концептуальные догадки на догадках. Красиво, к примеру, порассуждать о столкновении безголового зла с теми, у кого была голова на плечах. Но достаточно сказать, что «Сонная лощина»-это прелестное царство фантазии, в которое сладостно погрузиться, вырвавшись из свинцовых мерзостей жизни. Само произведение Ирвинга было написано в 1819 году и впервые экранизировано в немом варианте в 1908, 1912 и 1922 годах. Следующей была анимационная версия студии Уолта Диснея 1949 года и телеверсия 1980 года с Джеффом Голдблюмом и Мег Фостер в главных ролях. Картина получила «Оскар» за лучшее художественное оформление, а номинировалась за лучшие костюмы и операторскую работу. Британская киноакадемия вручила фильму свой приз «BAFTA» за лучшие костюмы и художественное оформление, а номинировала за лучшие спецэффекты Кевина Ягера. Академия фантастических фильмов, фэнтази и фильмов ужасов США вручила картине свой приз «Сатурн» за лучшую актрису (Риччи) и музыку, а номинировала за лучший грим, костюмы, режиссуру, спецэффекты, сценарий, актера (Депп), актера и актрису второго плана (Уокен и Ричардсон), а также как лучший фильм ужасов года. При бюджете в 65 миллионов долларов картина в мировом прокате собрала 206 миллионов.