Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«УМНЫЕ ДЕНЬГИ»
(Smart Money)

США, 1931, 80 мин., ч/б, «Warner»
Режиссер Альфред Э. Грин, сценаристы Кубец Гласмон, Джон Брайт, Люсьен Хаббард и Джозеф Джексон
В ролях Эдвард Робинсон, Джеймс Кэгни, Эвелин Кнапп, Билли Хаус, Ноэль Фрэнсис, Ральф Харольде, Пол Поркаси

В небольшом городке Айронтаун преуспевающий парикмахер Ник Венизелос помимо основной деятельности организует в своем заведении азартные игры для клиентов. Ник и сам любит поиграть, при этом ему постоянно везет, и однажды он обыгрывает заезжего профессионального игрока. Пораженные результатами Ника в игре, его помощник Джек и завсегдатаи его «игральной» парикмахерской собирают для Ника 10 тысяч долларов (причем половину этой суммы вносит сам Ник), чтобы тот поехал в крупный город для участия в большой игре. По прибытии в город Ник направляется в дорогой отель, где у Мари, девушки, торгующей в вестибюле сигарами, выясняет, что известный игрок Хикори Шорт играет в номере 346. Ник поднимается в номер и садится играть, не подозревая, что попал в компанию шулеров во главе со Слипи Сэмом. К концу игры выясняется, что Ник все проиграл. На следующий день он читает в газете, что Хикори Шорта только что выпустили из тюрьмы в далекой Флориде. Ник возвращается к Сэму, рассчитывая отыграться. Когда Ник выигрывает, Сэм и его сообщники отказываются выдать ему выигрыш, а затем вообще жестоко избивают его и выбрасывают из номера. После выхода из больницы Ник клянется отомстить. Он вызывает Джека, и они вместе парикмахерским трудом начинают зарабатывать деньги. В парикмахерской Ник снова завоевывает доверие клиентов, подсказывая им правильные ставки на скачках. В итоге некоторые его клиенты во главе с Александером Аменоппополусом собирают для него 10 тысяч долларов, чтобы тот мог вернуться в большую игру. Шесть месяцев спустя Ник выслеживает в одном из городов Слипи Сэма, предлагая ему сыграть один на один на 50 тысяч долларов. После согласия Сэма с этими условиями Ник просит принести из киоска новые колоды карт. В ходе игры Ник начисто обыгрывает Сэма, и когда его люди пытаются силой выгнать Ника, не заплатив ему, в номер врываются вооруженный Джим вместе с товарищем, обеспечивая Нику безопасный уход. На прощание Ник говорит, что хорошо выучил уроки Сэма и подготовился, поставив в киоск крапленые колоды карт перед игрой. В качестве мести он заставляет Мари, которая в свое время обманула его, работать на себя. После нескольких побед Ник едет в поезде с Джеком, сообщая ему, что уже вернул инвесторам вложенные в него средства в двойном объеме. Узнав, что в поезде также едет знаменитый Хикори Шорт, Ник добивается возможности сыграть с ним, и, по информации газет, выигрывает у него 300 тысяч долларов. Вскоре Ник открывает загородный клуб для высшего общества, в котором практикуются азартные игры, а Джек становится его правой рукой. Влияние и авторитет Ника в городе растут, а газеты начинают требовать закрыть в городе азартные заведения. Полиция проводит несколько рейдов по точкам Ника, однако все эти заведения оформлены на подставных лиц и вскоре открываются снова на новом месте. Накануне выборов окружной прокурор Блэк требует от своих подчиненных уничтожить империю Ника, чтобы показать, кто в городе хозяин. Для достижения своих целей Блэк готов использовать любые средства, в том числе приглашает для консультаций Слипи Сэма, который говорит, что слабым местом Ника являются блондинки. Блэк подсылает в казино Ника красивую блондинку, рассчитывая с ее помощью разоблачить бизнес Ника, однако тот догадывается, что она подослана прокурором, и выгоняет ее. Однажды, когда Ник и Джек проезжают на машине мимо реки, они подбирают молодую красивую женщину Айрин Грэм, которая пыталась утопиться, и везут ее в больницу. По дороге Айрин приходит в себя, и несмотря на подозрения Джека, Ник настаивает на том, чтобы вместо больницы девушку отвезли в его дом, где та могла бы оставаться до полного восстановления. Айрин тронута добротой Ника и вскоре рассказывает, что находится в бегах после обвинения в шантаже. Выйдя на Айрин, Блэк пытается заставить ее помочь ему в борьбе с Ником. Поначалу она отказывается, однако в обмен на снятие обвинений в шантаже соглашается незаметно подложить Нику бланки для скачек. Джек замечает, как Айрин кладет в карман пальто Ника бланки и пытается сказать об этом Нику. Тот не верит в обман со стороны Айрин, и между мужчинами начинается драка, в ходе которой Джек отлетает и бьется головой о пол. В этот момент в комнату врываются полицейские, извлекая из кармана Ника бланки, хранение которых частными лицами карается тюремным заключением. Взволнованная Айрин сознается Нику, что это она подбросила ему бланки, и умоляет простить ее. Он спокойно ее прощает, виня себя в том, что слишком доверял женщинам. Когда полицейские уводят Ника, то замечают, что Джек умер, и Блэк выдвигает против Ника обвинение в непредумышленном убийстве, которое карается сроком до десяти лет. Когда уверенного в себе, жизнерадостного Ника в наручниках ведут к поезду, чтобы транспортировать в тюрьму, он охотно позирует репортерам, и на прощание предлагает им поспорить на то, что выйдет на свободу через пять лет…
Картина номинировалась на «Оскар» за лучший сценарий. Несмотря на то, что и Эдвард Робинсон, и Джеймс Кэгни провели большую часть своей актерской карьеры в Warner Bros., это был единственный фильм, в котором две легенды актерского мастерства появились вместе. На момент создания фильма Джеймс Кэгни снялся в нескольких фильмах, но еще не был большой звездой. Во время создания «Умных денег» (1931) Кэгни одновременно снимал «Враг общества» (1931) с режиссером Уилльямом А. Веллманом . Сценаристы Кубек Гласмон и Джон Брайт переписывали диалоги для «Врага общества», работая над съемками «Умных денег». Зная, что его друг Эдвард Робинсон уже была звездой, Кэгни подчинялась Робинсону в большинстве их совместных сцен. Но к тому времени, когда этот фильм был выпущен, «Враг общества» выходил на экраны уже несколько месяцев и также сделал Кэгни звездой, поэтому Warner Brothers поместили лица Кэгни и Робинсона на плакаты к фильму и предоставили им равные титры на экране. Фильм был создан, чтобы извлечь выгоду из успеха «Маленького Цезарь» (1931). Эдвард Робинсон настоял на том, чтобы сценарий был переписан, чтобы его персонаж, Ник Венизелос, стал более симпатичным гангстером, а не копией его персонажа «Маленького Цезаря» Рико Банделло. Жена Эдварда Робинсона в то время, Глэдис Ллойд, появляется как «второй продавец сигарного киоска». Они были женаты с 1927 по 1956 год. С 1931 по 1932 год они вместе снялись в пяти фильмах. Оригинальные вступительные титры и основная музыка были заменены в 1940-х годах для предполагаемого переиздания и до сих пор используются в сохранившемся материале. В одной из сцен в середине фильма Джеймс Кэгни и Эдвард Робинсон разыгрывают пантомиму, полагаясь только на жесты и мимику. Единственный звук-это атмосфера комнаты, перемежающаяся пением канарейки. Режиссер Альфред Э. Грин начал свою карьеру с немого кино. Малоизвестный Борис Карлофф играет не указанную в титрах эпизодическую роль ближе к началу фильма, когда он делает ставку и проигрывает 100 долларов в игре в кости в задней комнате парикмахерской Ника. Это была та самая стодолларовая купюра, которую Ник дал своей гостье незадолго до начала игры в кости, и которую она передала смутной фигуре в темном дверном проеме сразу после этого. Через пять месяцев после выхода этого фильма состоялась премьера фильма «Франкенштейн» (1931), благодаря которому имя Карлоффа стало нарицательным. Огромный черный лимузин, в котором ехали Робинсон и Кэгни, спасая Эвелин Кнапп из реки-это Minerva 30CV Coupe Limousine D'Ieteren 1924 года выпуска. Minerva была чрезвычайно дорогим роскошным автомобилем, сделанным в Бельгии.
Фильм рассказывает о парикмахере из небольшого городка Нике Венизелосе, которому чрезвычайно везет в азартных играх, но не везет с женщинами. Получив хорошую школу у шулеров в большом городе, Ник быстро делает карьеру азартного игрока, а затем и подпольного хозяина процветающей индустрии азартных игр в одном из городов. Рост его влияния не устраивает местные власти, и с помощью женщины они устраняют его, подбрасывая ложные улики. Дело отягощается тем, что Ник в драке из-за этой женщины случайно убивает своего лучшего друга и ближайшего помощника. Однако Ник не унывает, и отправляясь в тюрьму, обещает репортерам вернуться раньше установленного срока. Это единственный фильм, в котором Эдвард Г. Робинсон и Джеймс Кэгни сыграли вместе, несмотря на то, что оба на протяжении 1930-х годов были ведущими актерами студии Warner Bros. Фильм был сделан сразу после знакового фильма Робинсона «Маленький Цезарь» и одновременно с работой картиной Кэгни «Враг общества», которая стала для актера прорывом к звездному статусу.
Фильм был номинирован на «Оскар» в ныне отмененной категории «Лучшая история», номинации были удостоены Люсьен Хаббард и Джозеф Джексон.
Как отметили многие историки кино, это единственный фильм, в котором две звезды криминального жанра 1930-х годов-Эдвард Робинсон и Джеймс Кэгни-сыграли вместе. При этом, как добавляет Деннис Шварц, «на самом деле у Кэгни маленькая роль, а звезда здесь-Робинсон». Как написал киновед Род Никсон, «Робинсон был маленьким человеком с лицом бульдога и казался маловероятным кандидатом на статус кинозвезды». В своей рецензии на «Умные деньги» журнал Time описал его «как актера с лицом порочного херувима и таким голосом, как будто все, что он говорит, жестоко и нечестиво». Тем не менее, по словам Никсона, актер был очень популярен у зрителей того времени. Но даже после восторженных отзывов и коммерческого успеха фильма «Маленький Цезарь» (1931) Робинсон все еще сомневался в своем новом статусе, пока студия не направила его на нью-йоркскую премьеру «Умных денег». «Когда ему пришлось прятаться на полу своего лимузина, чтобы укрыться от толпы перевозбужденных поклонников, он окончательно убедился в том, что стал звездой». По словам Никсона, в 1931 году после его успеха в «Маленьком Цезаре» студия Warner Bros решила соединить Робинсона в этом фильме с другим растущим молодым актером Джеймсом Кэгни. Кэгни стал звездой после исполнения главной роли в гангстерской драме Warner Bros «Враг общества» (1931), которая снималась одновременно с «Умными деньгами», и ему приходилось перебегать из одного съемочного павильона в другой. Однако к моменту выхода «Умных денег» публика еще не увидела «Врага общества», и «хотя он и здесь играет энергично, тем не менее, это все-таки картина Робинсона». В фильме отметились и некоторые другие значимые актеры. Так, в начале фильма в роли профессионального игрока можно увидеть Бориса Карлоффа, который в том же году сыграл свою знаменитую роль чудовища в фильме «Франкенштейн». Актриса Глэдис Ллойд, которая сыграла роль продавщицы в сигарном киоске, была женой Эдварда Г. Робинсона. Как отмечает Никсон, Робинсон познакомился и женился на молодой актрисе в 1920-е годы, когда он играл в театре. Помимо этой картины, пара снялась вместе еще в четырех фильмах, среди них «Маленький Цезарь» и «Пять последних звезд», который вышел сразу после этого фильма. Без Робинсона она снялась лишь в одном фильме, сыграв эпизодическую роль без указания в титрах в фильме «Клив из Индии» (1935), после чего завершила кинокарьеру. Они развелись в 1956 году. Как указано на сайте Американского института киноискусства, в этом фильме «дебютировал в кино признанный характерный актер Чарльз Лейн, который за свою карьеру сыграл более чем в 200 фильмах и телепрограммах. В очках и с орлиным носом, Лейн чаще всего исполнял роли скряг и ворчунов». Он также фигурировал в титрах под именами Чарльз Левинсон Лейн или Чарльз Левисон. Кинообозреватель «Нью-Йорк Таймс» Мордант Холл дал фильму положительную оценку, написав, что хотя он «ничему и не учит, однако это быстрый и достаточно интересный» фильм. Критик особенно выделил работу Робинсона, который «выжимает все, что можно из роли Ника-парикмахера, который помимо любви к азартным играм, также имеет слабость к блондинкам, канарейкам и до блеска отполированным ногтям. Он суеверен и носит с собой заячью лапку, а также периодически трет голову негра, но в конце концов это вряд ли помогает ему, так как ближе к финалу его несчастья все нарастают, и в конце концов он получает длительный срок за убийство». Холл обращает внимание на «несколько умно снятых сцен с покерными играми, в которых Робинсон не упускает ни единого мгновения, чтобы привлечь к себе внимание зрителя». С другой стороны, Кэгни, который, по его словам, запомнился в образе настырного и назойливого гангстера во «Враге общества», на этот раз не привлекает к себе особого внимания. Его роль «имеет малую значимость, так как в большинстве сцен в центре внимания находится хвастливый парикмахер». Холл также обратил внимание на Маргарет Ливингстон, известную по роли городской женщины в фильме Ф. В. Мурнау «Восход солнца» (1927), которая на этот раз «играет роль одного из светловолосых существ в жизни Ника», а также Ральфа Хэролда, который «хорош в роли нечестного игрока по имени Слипи Сэм». Кроме того, были отмечены Эдвинг Аргус и Ноэл Фрэнсис в роли «другой блондинки». Как отметил киновед Роб Никсон, на протяжении 1930-х годов студия Warner Bros стала бесспорным лидером среди голливудских киностудий в жанре суровой криминальной и гангстерской мелодрамы благодаря своим «урбанистическим историям из среды рабочего класса, действие которых происходит в убогом мире преступников, девушек по вызову и коррупции». Студия выпускала «один за другим фильмы с такими же персонажами, как в «Умных деньгах», а Кэгни и Робинсон «со своими незабываемыми амбициозными и дерзкими образами стали королями этого жанра». Критик пишет, что именно такой тип быстрых и крутых криминальных фильмов, как «Умные деньги», сделал Кэгни и Робинсона знаменитыми, и этот фильм позволяет увидеть «этих двух самых долговечных звезд американского кино в начале их карьер». По мнению Никсона, «фильм привнес освежающее изменение в популярный криминальный жанр. Понизив уровень насилия и насытив его юмором, студия нашла выигрышную формулу и дала своим звездам широкий диапазон возможностей, чтобы проявить свои актерские способности». С другой стороны, современный киновед Деннис Шварц невысоко оценил картину, назвав ее «типичной криминальной драмой Warner Bros своего времени», глядя на которую сегодняшними глазами, «может показаться удивительным, что Робинсон и Кэгни были настолько крупными голливудскими звездами». По мнению Шварца, это «фильм из другого времени, который сегодня смотрится как любопытное, но диковинное произведение, так как вкусы публики радикальным образом изменились».