Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«КУРИТЬ-НЕ КУРИТЬ»
(Smoking/No Smoking)

Швейцария-Италия-Франция, 1993, 300 мин., «Arena Films/Camera One/France 2 Cinema»
Режиссер Ален Рене, сценаристы Алан Эйкборн, Жан-Пьер Бакри и Энн Даттер
В ролях Сабина Азема, Пьер Ардити, Питер Хадсон

Сюжет фильма, состоящий из двух частей: «Курить» и «Не курить», а начинается с одной и той же сцены: все начинается летом, в маленькой английской деревушке в Йоркшире, где Селия Тисдейл, жена директора местной школы, выходит в сад и видит на столе пачку сигарет. Героиня берет сигареты со стола, и закуривает («Курить»), либо нет («Не курить»). Дальнейшие события развиваются с теми же героями в разных фильмах уже по-разному. Их характеры и поведение оказываются если не прямо противоположными, то по крайней мере достаточно сильно контрастируют. И более того, примерно за час каждого фильма начинаются его вариации по принципу «или она (или он) сказала бы так…»…
Шесть пьес с 12-ю возможными финалами. Гениальной задумкой оказалось подслушивание и подглядывание за жизнью, любовью, надеждами и разочарованиями девяти персонажей (все они сыграны двумя актерами). Каждый фильм начинается с одной и той же сцены. Жена школьного учителя Силия Тисдэйл выходит на террасу, видит пачку сигарет и…или закуривает, или не закуривает. Приблизительно на 55-й минуте одна из историй рассказана без всяких фокусов, но затем фильм как бы задает вопрос: «А что если бы?». Перед зрителем раскрывается параллельная вселенная, населенная теми же самыми персонажами, но с дополнительными альтернативами в обоих фильмах.
Кинокомедия, снятая на основе восьми оригинальных взаимосвязанных пьес английского драматурга Алана Эйкборна под общим названием «Интимные обмены», премьера которых состоялась в Скарборо, родном городе автора, в 1982 году. На самом деле существует 8 версий спектакля «Интимные обмены», но режиссер вырезал два из возможных исходов, чтобы упростить процесс. Кроме того, материал в них считался «слишком британским» для легкого перевода. На Берлинском кинофестивале картина заняла второе место. Французская киноакадемия вручила картине свой приз «Сезар» за лучшую режиссуру, сценарий, художественное оформление, актера (Пьер Ардити) и как лучший фильм года, а номинировала за лучшую операторскую работу, монтаж, звук и актрису (Сабина Азема).