Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЛЕТО С МОНИКОЙ»
(Sommaren med Monika)

Швеция, 1953, 96 мин., ч/б, «Svensk Filmindustri»
Режиссер и сценарист Ингмар Бергман, сценарист Пер Андерс Фогельстрем
В ролях Гарриет Андерсон, Ларс Экборг, Дагмар Эббесен, Оке Фридель, Зигге Фюрст, Джон Гаррисон, Ганс Эллис

Моника работает на фруктовом складе, а Харри-грузчиком в посудном магазине-оба выполняют довольно грязную работу. Моника-старшая дочь в семье пьющего рабочего. Харри живет вдвоем с отцом. Однажды, после очередной ссоры в семье Моники, забравшись в моторную лодку отца Харри, они бегут из города. Они любят друг друга. Идиллические сцены проходят на фоне природы. Однажды прежний приятель Моники, выследив любовников, устраивает пожар на борту лодки. Между ним и Харри разворачивается драка, в которой благодаря помощи Моники побеждает ее любовник. Когда они остаются без денег и без хлеба, отношения портятся. Моника говорит, что беременна. Устав от однообразной еды, женщина крадет кусок мяса из погреба дачного домика. Она попадается, но ей удается сбежать. Тетка Харри помогает молодым людям обойти бюрократические препоны и пожениться. С родившейся малышкой занимается юный отец. Теперь он студент и сезонный рабочий, худо-бедно содержащий семью. Однажды, вернувшись с загородной работы, Харри застает жену с любовником-с тем самым парнем, с которым он дрался. Хотя он страдает, но он готов простить свою жену, но она молча собирается и уходит из дома. Нехитрую домашнюю утварь увозят старьевщики. Харри возвращается в дом отца. Неся на руках дочь, герой останавливается у зеркальной витрины магазина, видит в ней отображение сначала обнаженной Моники во время их летней идиллии, а затем самого себя сегодняшнего…
Бюджет фильма составил 400 тысяч шведских крон. В этой картине Ингмар Бергман очень близко подошел к эстетике итальянского неореализма в духе Роберто Росселлини и Джузеппе Де Сантиса. Столкновение личного и социального влечет за собой трагический финал: современная Джульетта бросает своего Ромео. Вместе с тем бергмановские герои-северяне внешне менее страстные, чем итальянцы-персонажи неореалистических фильмов; у Бергмана страсти реже прорываются на поверхность. Жан-Люк Годар писал: «Этот фильм для современного кино то же, что «Рождение нации» для кино классического». По мнению Вуди Аллена, фильмы, которые Бергман снимал до этого, являлись хорошими образчиками американского кино, будучи американскими по стилю, «а в этом фильме с Гарриет Андерсон чувствовался прорыв, после него Бергман постепенно пришел к своему мощному поэтическому стилю». Роль в «Лете с Моникой»-одна из важнейших (наряду с главной ролью в фильме «Как в зеркале») постоянной бергмановской актрисы Гарриет Андерсон. Тогдашняя новаторская нагота в фильме привела к тому, что его американский дистрибьютор незаметно раскупил фильм и продал его по образцу эротических картин Расса Мейера. Он остается самым популярным фильмом Ингмара Бергмана в США. В фильме Франсуа Трюффо «Четыреста ударов» (1959) на плакате, который Рене и Антуан крадут из кинотеатра, изображена Гарриет Андерсон из этого фильма. Ингмар Бергман не открыл для себя Гарриет Андерсон, а датский хореограф, балетмейстер и театральный режиссер Свен Оге Ларсен открыл ее в 1948 году в театральной школе Calle Flygares в Стокгольме, куда он приехал в поисках талантов. Гарриет Андерсон тогда было 16 лет. Внешние сцены на архипелаге были записаны без звука небольшой рабочей группой, которую разместил приходской клерк, учитель и музыкант Филип Олссон (1904-1977) в Орне. Джеральд Интратор был нанят американским дистрибьютором Крогером Бэббом, чтобы снять несколько дополнительных вставок с обнаженной натурой и проконтролировать дубляж в США и повторное озвучивание Лесом Бакстером.