Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Мари-прима-балерина стокгольмской королевской оперы. За ней ухаживает Давид
Нистрем, но Мари держится с ним холодно. После репетиции «Лебединого озера»
она обнаруживает у себя в гримерке блокнот, который оказывается дневником Хенрика,
с которым она встречалась больше десяти лет назад. Из-за проблем с электропроводкой
в опере репетиция прерывается, и Мари отправляется на тот остров, где она когда-то
встретила Хенрика, по дороге воскрешая в памяти события своей юности. Мари вспоминает
события своей юности. Тем летом она жила на острове вместе с тетей Элизабет
и дядей Эрландом. Влюбленный в Мари Эрланд предлагает ей сбежать вместе с ним.
На острове она встречает Хенрика, молодого студента, и между ними начинается
роман. Летняя идиллия закончилась трагически-Хенрик неудачно прыгнул в воду,
получил тяжелую травму и, не приходя в сознание, скончался в больнице. Присутствовавший
в больничной палате Эрланд, обнаружив среди вещей Хенрика его дневник, забирает
его себе (через двенадцать лет он отправит дневник Мари). Пытаясь утешить Мари,
Эрланд советует ей создать «броню»-избегать в дальнейшем сильных и искренних
чувств, повторно предлагает ей уехать вместе с ним, и Мари принимает его предложение.
Повидавшись с дядей Эрландом и посетив знакомые места, где она когда-то была
счастлива, Мари возвращается в Стокгольм, чтобы возобновить репетицию. Ее подавленное
состояние замечает балетмейстер и угадывает причину ее тоски. После разговора
с балетмейстером депрессия Мари заканчивается, она решает рассказать Давиду
о событиях своей юности и дать прочесть ему дневник Хенрика…
Сам Бергман и некоторые кинокритики называли данный фильм одной из поворотных
точек в творчестве режиссера, ознаменовавшей переход от ранних, намеренно усложненных
фильмов «ученического периода» к периоду первых зрелых авторских работ. Фильм
снят по неопубликованному рассказу «Мари» Ингмара Бергмана. Натурные сцены снимались
на острове Даларе. Павильонные съемки пришлось перенести в киногородок под Стокгольмом,
так как руководство Королевского оперного театра после ознакомления со сценарием
не разрешило снимать фильм в своем здании. Из-за кризиса, охватившего шведскую
киноиндустрию, премьера фильма была отложена и он вышел на экраны лишь осенью
1951 года. В «Летней интерлюдии» Бергман использовал мотивы, которые появятся
в его дальнейших фильмах. Похожую летнюю любовную идиллию можно встретить в
«Лете с Моникой», молчание Бога и утрату веры-в «Причастии». В одной из сцен
Мари и Хенрик собирают ягоды на земляничной поляне. Одетая в черное престарелая
тетя Хенрика, которой врачи поставили смертельный диагноз, играет в шахматы
со священником, заявляющим, что общается с ней, «чтобы лучше понять саму Смерть»-эту
сцену можно рассматривать в качестве прообраза известной шахматной партии между
рыцарем и Смертью в «Седьмой пе чати».Бергман рассматривал фильм как одну из
поворотных точек в своем творчестве, назвав его своей первой авторской работой:
«Для меня лично «Летняя игра»-один из самых важных моих фильмов, хотя кому-то
он, может быть, и покажется устаревшим. Но мне он таким не кажется. Тогда я
впервые обнаружил, что работаю совершенно самостоятельно, что у меня есть свой
стиль, что я создал наконец собственный фильм со своим особым обликом, которого
никто не повторит. Этот фильм не похож ни на чей другой. Это было мое первое
по-настоящему собственное произведение. Я вдруг обнаружил, что правильно устанавливаю
камеру, что добиваюсь нужных мне результатов и все соответствует тому, что я
задумал». Картина пользовалась успехом у шведских зрителей и была благосклонно
принята местными кинокритиками. Стиг Альмквист в журнале Filmjournalen выразил
восхищение режиссерским талантом Бергмана и предсказал, что со временем он может
достичь «революционных результатов» в кинематографе. Также шведские критики
отметили, что «новый Бергман» практически полностью освободился от свойственного
его ранним работам чрезмерного увлечения символизмом и меланхолией, которые
не всегда были понятны массовому зрителю. Картина была включена в конкурсную
программу Венецианского кинофестиваля 1951 года, но руководство Svensk Filmindustri
решило отменить показ, чтобы изучить реакцию шведской аудитории. Показ состоялся
в следующем году, но фильм не получил наград. В американском прокате фильм появился
в 1954 году под названием «Запретная игра». Киноиндустрия США продолжала следовать
кодексу Хейса, который сильно ограничивал свободу творчества, в частности, из-за
запрета на весьма сдержанные по меркам европейского кино эротические сцены.
По этой причине значительная часть европейских фильмов до середины 1960-х попадала
в американский прокат через дистрибуторов, которые занимались малобюджетным
эксплуатационным кино и делали в рекламе акцент на наличие в фильме эротических
сцен, меняя оригинальное название и создавая соответствующие афиши. В случае
с «Летней игрой» дистрибутор применил еще одно средство-в некоторые прокатные
копии была добавлена снятая в США сцена с купанием в обнаженном виде. Тем не
менее, фильм был замечен и положительно оценен американскими кинокритиками.
Босли Краузер в своей рецензии для New York Times осудил вышеупомянутый способ
продвижения фильма, отметив выдающийся художественный уровень картины: работу
оператора и хорошую игру Май-Бритт Нильсон, которой удалось с большой достоверностью
воплотить на экране образ беззаботной 15-летней девушки и подавленной 28-летней
женщины.
Во Франции «Летняя игра» появилась лишь в 1958 году, когда демонстрировалась
в рамках ретроспективного показа работ Ингмара Бергмана во французской синематеке.
Несмотря на то, что к этому моменту появились поздние фильмы, которые принесли
Бергману международную известность («Улыбки летней ночи», «Лето с Моникой»,
«Седьмая печать» и «Земляничная поляна»), Жан-Люк Годар в своей статье для «Кайе
дю синема» уделил «Летней интерлюдии» особое внимание, назвав ее «прекраснейшим
из фильмов». На Венецианском кинофестивале картина номинировалась на главный
приз. Французский обзор подающего надежды режиссера Жана-Люка Годара объявил
«Летнюю игру» (1951) «самым красивым фильмом в мире». Незначительная деталь,
представляющая особый интерес для шведской аудитории, касается анимационных
эпизодов фильма, которые были созданы очень молодым Руне Андреассоном, создателем
чрезвычайно популярного мультипликационного персонажа Бамсе, самого сильного
медведя в мире. Премьера фильма состоялась 1 октября 1951 года в кинотеатре
Стокгольма. Рецензии были восторженными, и это был первый успех Бергмана как
кинорежиссера. Премьера фильма в США состоялась в 1954 году. Ему было дано несколько
потрепанное название «Запретная игра», и в первой версии дистрибьютор свободно
и снисходительно вставил несвязанные между собой сцены купания обнаженными,
снятые в колонии нудистов на Лонг-Айленде. «Летняя игра» стала первым фильмом
Ингмара Бергмана, показанным в Латинской Америке.