Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ДУХ СЕНТ-ЛУИСА»
(The Spirit of St. Louis)

США, 1957, 135 мин., «Leland Hayward Productions/Billy Wilder Productions»
Режиссер и сценарист Билли Уайлдер по Чарльзу А. Линдбергу, сценарист Венделл Мэйс
В ролях Джеймс Стюарт, Мюррей Гамильтон, Патрисия Смит, Марк Коннелли, Артур Спейс, Чарльз Уоттс

Молодой авиатор Чарльз Линдберг никак не может уснуть накануне своего исторического перелета через Атлантику. Его беспокоит погода: уже несколько дней идет дождь, и вылет постоянно откладывается, оставляя в подвешенном состоянии как самого пилота, так и многочисленную публику и журналистов. В ночной тиши Чарльз предается воспоминаниям о том, как работал пилотом почтовых линий, как искал спонсоров для своей рискованной затеи, как участвовал в проектировании и создании своего самолета, получившего название Spirit of St. Louis…
Бюджет фильма составил 6 миллионов долларов. Картина номинировалась на «Оскар» за лучшие спецэффекты. Чарльз А. Линдберг хотел, чтобы Энтони Перкинс сыграл его в фильме. Фильм был кассовым разочарованием, когда он был первоначально выпущен. Продюсер Джек Л. Уорнер был категорически против выбора Джеймса Стюарта, что, по его мнению, привело к провалу фильма после его выхода в 1957 году. Уорнер считал, что на роль Линдберга нужен молодой и менее известный актер. Джеймсу Стюарту, который играл Чарльза А. Линдберга в возрасте 25 лет, было 47 лет, когда был снят фильм. Джек Л. Уорнер сказал в то время, что это была «самая катастрофическая неудача, которую мы когда-либо имели». Джеймсу Стюарту дали роль Чарльза А. Линдберга после того, как Джон Керр отказался от нее из-за его неодобрения пронацистских симпатий Линдберга и его расистских и антисемитских взглядов. И это несмотря на опасения продюсеров, что Стюарт слишком стар для этой роли. С Джеймсом Стюартом было необычайно сложно работать во время съемок. Некоторые задавались вопросом, понял ли он, насколько неудачным он был в фильме. Чарльз А. Линдберг стал весьма неоднозначной фигурой во время Второй мировой войны из-за своего крайнего неприятия помощи Великобритании против нацистской Германии и фашистской Италии. Он делал замечания, которые были осуждены как антисемитские и пронацистские. Чарльз А. Линдберг был крайне недоволен тем, как Джеймс Стюарт изобразил его в этом фильме. Обсуждая с продюсером Леландом Хейвордом трюки с ходьбой на крыльях в эпиходе фильма о штурме сарая, режиссер Билли Уайлдер сказал, что он может поспорить, что сможет ходить на крыльях. Хейворд поспорил с ним на 50 долларов, что он этого не сделает. Хейворд проиграл. Уайлдер пожертвовал эту сумму в фонд борьбы с раком Деймона Раньона. Джеймс Стюарт позже признал, что он слишком стар, чтобы играть пилота из-за его замедления рефлексов. Джеймс Стюарт в фильме был сильно загримирован, так как он играл персонажа вдвое моложе своего настоящего возраста. В начале фильма Линдберга в постели в гостиничном номере беспокоит песня «Рио Рита», громко играющая по радио. Реальный Линдберг направлялся на бродвейское шоу «Рио Рита», когда узнал, что на следующий день погода может быть достаточно хорошей для его полета в Париж. Он улетел на следующее утро. Утром перед полетом Линдберг был в гонке за то, чтобы первым подняться в воздух. Его самая насущная угроза исходила от Кларенса Чемберлина и его второго пилота, у которого на соседнем поле был полностью подготовленный самолет, ожидающий разрешения на взлет. Забавно, что вторым пилотом был Чарльз А. Левин, тот самый остроумный лысый президент Columbia Aircraft, который всего несколько месяцев назад отказался продать Линдбергу самолет. Несмотря на то, что Джимми Стюарт был награжденным пилотом бомбардировщика времен Второй мировой войны, все воздушные сцены пилотировал Пол Манц. Спустя годы Манц объединился с другим пилотом-асом Фрэнком Таллманом. Вместе они снялись в ряде популярных фильмов, в том числе в захватывающих трюках с самолетом, показанных в фильме «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963). К сожалению, оба погибли в разных авиакатастрофах. Манц умер во время выполнения обычной сцены «Touch 'n Go» для фильма «Полет Феникса» (1965). После того, как фильм получил плохие отзывы от зрителей на предварительном просмотре, он был тщательно отредактирован с добавлением некоторых новых кадров. Композитор Франц Ваксман больше не был доступен, поэтому был нанят композитор-ветеран кино Рой Уэбб вместе с музыкальным директором Warner Brothers Рэем Хайндорфом придумать новые мелодии на основе оригинального материала Ваксмана. Всего в финальный фильм было добавлено около пятнадцати минут новой музыки. Линдберг пытается уснуть в ночь перед отъездом в Париж. На самом деле он не спал большую часть ночи, развлекаясь со своими друзьями. Большая часть съемок проходила в 1955 году. Джеймс Дин рассматривался на главную роль.
Джеймс Стюарт сел на диету перед началом съемок, чтобы на дальних планах казаться моложе. Джеймс Стюарт сыграл пилота самолета в трех фильмах: «Стратегическое воздушное командование» (1955), «Дух Сент-Луиса» (1957) и «Полет Феникса» (1965). Несмотря на баннер в фильме, гласящий «Первым пересечь Атлантику», «Дух Сент-Луиса» фактически был третьим самолетом, пересекшим Атлантику, и вторым, совершившим это без остановок. Первый беспосадочный перелет был совершен в июне 1919 года британским экипажем в составе Джона Олкока и Артура Брауна, которые на бомбардировщике Vickers Vimy времен Первой мировой войны совершили полет из Сент-Джонс-Ньюфаундленда в графство Голуэй, Ирландия. Олкок погиб позже в том же году, когда показывал новый Vickers Viking на парижском авиашоу. 18 декабря 1919 года, управляя новым самолетом-амфибией компании «Виккерс» Vickers Viking на первой послевоенной авиационной выставке в Париже, Олкок, находясь в тумане, потерпел крушение в области близ Руана. C черепно-мозговой травмой, не приходя в сознание, он умер в больнице в Руане. Был похоронен на кладбище Southern Cemetery в Манчестере. Артур Браун (1886-1948) умер от случайной передозировки снотворного веронала, находясь в депрессии после смерти своего единственного сына-пилота самолета в 1944 году. При просмотре этого фильма в 1980-х годах в Смитсоновском музее авиации и космонавтики многие зрители, молодые и старые, думали, что девушка, которая дает Линдбергу маленькое зеркальце, была Энн Морроу. Линдберг женился на Энн Морроу в 1929 году, и она стала известна как Энн Морроу Линдберг. Когда Стюарт летит со священником, его очки перевернуты. Когда опросы аудитории показали, что немногие люди моложе 40 лет знали (или интересовались), кто такой Чарльз Линдберг, представители Warner Bros. отправили Таба Хантера (который не появляется в фильме, но был тогда подростком-сердцеедом) в тур по старшим школам и колледжам, чтобы рекламировать фильм.
Чарльз Огастус Линдберг (1902-1974)-американский летчик, ставший первым, кто перелетел Атлантический океан в одиночку (20-21 мая 1927 года по маршруту Нью-Йорк-Париж). До Линдберга трансатлантический перелет с запада на восток впервые совершили два английских летчика-Джон Олкок и Артур Браун-по маршруту Ньюфаундленд-Клифден (Ирландия) в 1919 году. Чарльз Линдберг родился в Детройте (штат Мичиган, США) в семье выходца из Швеции и преподавательницы колледжа. Линдберг-старший был конгрессменом, пацифистом, протестовавшим против участия США в Первой мировой войне. Маленький Чарльз весьма сильно интересовался техникой. Сначала дело ограничивалось принадлежавшим семье автомобилем Saxon Six, чуть позже-мотоциклом Excelsior. Сменив из-за развода родителей несколько школ, Чарльз поступил в Висконсинский университет в Мадисоне на факультет инженерной механики. Здесь он и увлекся летным делом. Спустя два года, в 1922 году, факультет механики был оставлен, а юноша стал кадетом летной школы в Линкольне, штат Небраска. Свой первый полет Линдберг совершил через девять дней после того, как стал пассажиром двухместного биплана Lincoln-Standard «Tourabout». На такой же машине он взял свой первый официальный урок летного дела. Однако двадцатилетний студент не был допущен к одиночным полетам: в самолете требовалась связь с компанией на случай аварии. Связь стоила денег. У Линдберга их не было. У него не было средств даже продолжать учебу. Чтобы обзавестись необходимым опытом и заработать, Чарльз оставил Линкольн. И отправился в путешествие по США, посетив Небраску, Вайоминг, Колорадо, Монтану. «Сначала он был механиком-вспоминал главный инструктор Роберт Линч-затем стал парашютистом и воздушным сорвиголовой». Линдберг много занимался прыжками с парашютом, исполняя замысловатые трюки. Одним из его любимых трюков был прыжок с парашютом с самолета на скорости 90 миль в час. Эти маневры привлекли внимание публики, и скоро Чарльз стал известным под псевдонимом Малышка Линдберг. Говорили, что смотреть на него доставляет больше острых ощущений, чем на любого другого летчика. «Плоские штопоры», «иммельманы» и «нырки» проделывались с такой небывалой легкостью, что собравшаяся толпа только восхищенно выдыхала. Однако через год его летная программа была выполнена, и Линдберг устроился в гараж механиком. При этом будучи очень популярным, он время от времени совершает прыжки с парашютом. Зимой Чарльз вернулся в дом отца в Миннесоте и не летал больше шести месяцев. Его первый сольный полет состоялся только 23 мая, когда Линдберг явился на Суфер-Филд в Америкусе, Джорджия, бывшее армейское тренировочное поле. Он приобрел биплан JN-4 Jenny за 500 долларов и уже через полчаса в компании пилота испытал его в воздухе. Первый трансатлантический перелет совершили Алкок и Браун 14-15 июня 1919 года из Сент-Джонса (Нью-Фаундленд) до Клифдена (Ирландия). В 1919 году нью-йоркский владелец отеля Реймонд Ортейг предложил 25 000 долларов призового фонда первому летчику, который совершит беспосадочный полет из Нью-Йорка в Париж. Пытаясь его выиграть, погибли или были ранены несколько пилотов. Линдберг решается поучаствовать в соревновании, однако подготовка полета требовала денег. Он убедил девять предпринимателей в Сент-Луисе помочь с финансированием. По его заказу Ryan Airlines из Сан-Диего выпустила специальный самолет-одномоторный моноплан. В разработке проекта участвовал сам Линдберг. Он назвал машину «Духом Сент-Луиса». 10-11 мая 1927 года Линдберг испытал самолет, пролетев из Сан-Диего в Нью-Йорк, с ночевкой в Сент-Луисе. Полет занял 20 часов 21 минуту. Длина маршрута составила 5800 км. 20 мая в 7:52 Линдберг берет старт с Лонг-Айленда, Нью-Йорк и 21 мая в 17:21 приземляется в Ле-Бурже. За трансатлантический перелет Чарльз Линдберг был награжден Крестом летных заслуг и стал первым человеком, награжденным этой наградой, а также ему была вручена Золотая авиационная медаль ФАИ. В 1927 году Линдберг публикует книгу «Мы», в которой подробно рассказывает о своем трансатлантическом перелете. От имени фонда Даниэля Гуггенхайма по развитию аэронавтики Линдберг пролетает через США. Затем Линдберг узнал об исследованиях пионера ракеты Роберта Годдарда, профессора физики Университета Кларка, и убедил семью Гуггенхайма поддержать эксперименты Годдарда. Эти эксперименты позже привели к созданию ракет, спутников и началу космических путешествий. Линдберг также работал для нескольких авиакомпаний в качестве технического консультанта. В декабре 1927 года по просьбе правительства США Линдберг совершил полеты в страны Латинской Америки-символ американской доброй воли. В Мексике он встретил Энн Спенсер Морроу, дочь американского посла Дуайта У. Морроу, которая стала его женой в 1929 году. Чарльз научил жену летать, навигации она обучалась у Гарольда Гатти. Супруги совершали воздушные экспедиции по всему миру, составляя схему новых маршрутов для различных авиакомпаний. Энн Морроу Линдберг также прославилась как поэт и прозаик. В 1931-35 годы Линдберг совместно с пионером в области сосудистой хирургии, лауреатом Нобелевской премии Алексисом Каррелем выполнял эксперименты по применению первого примитивного устройства оксигенации крови и, таким образом, участвовал в разработке аппарата искусственного кровообращения. 1 марта 1932 года был похищен полуторагодовалый сын Линдберга. Родителям поступило требование о выкупе в 50 тысяч долларов, который и был выплачен, однако ребенок домой не вернулся. Около десяти недель спустя было найдено тело мальчика: ребенок на самом деле был убит спустя несколько часов после похищения. Благодаря тому, что выкуп был выплачен так называемыми золотыми сертификатами, срок действия которых истекал в 1933 году, уже в 1934 году удалось обнаружить предполагаемого убийцу-Бруно Хауптманна. Почерк Хауптманна совпал с почерком человека, писавшего требования о выкупе. Были предъявлены и другие улики, однако подсудимый так и не признал свою вину. Жена Хауптманна и его работодатель утверждали, что на момент убийства Бруно находился в Нью-Йорке. Кроме того, многие аспекты этого дела вызывают вопросы и неоднозначные трактовки. Присяжные признали Бруно виновным в похищении и преднамеренном убийстве и 3 апреля 1936 года Хауптманн был казнен на электрическом стуле. В современной истории Бруно Хауптманн все большим количеством историков, криминалистов и независимых исследователей признается невиновным. История с похищением ребенка Линдберга, в слегка измененном виде, стала основой романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» (1934). В 1974 году был снят одноименный фильм. Трагедия Линдберга также входит в сюжет детективного романа Юлиана Семенова «Экспансия-III». Трагедия стала сенсацией. Репортеры, фотографы и просто любопытные досаждали Линдбергам постоянно. Кончилось тем, что после суда в 1935 году Линдберг с женой и старшим сыном Джоном переехали в Европу. Конгресс постановил принять «Закон Линдберга». Закон сделал похищение людей федеральным преступлением. Реакцией на злоупотребления фотографов стал запрет на фото- и киносъемку в зале суда, вследствие которого в США была возобновлена традиция репортерского рисунка. В Европе Линдберг был приглашен правительствами Франции и Германии в тур авиационной промышленности. В Германии его восхитила высокоразвитая авиационная промышленность. До такой степени, что, когда в 1938 году Герман Геринг представил Линдберга к немецкому ордену Германского Орла, это вызвало в Соединенных Штатах бурную реакцию: авиатора обвинили в принятии идей нацизма (он и в самом деле в начале 30-х водил дружбу с американскими приверженцами идей немецкого нацизма). Также в 1938 году Линдберг посетил СССР с целью изучения состояния советской авиации. На Московском центральном аэродроме Линдберга встречали руководители советской авиации и нарком обороны К. Е. Ворошилов. Советское правительство устроило большой прием в его честь. По возвращении в США Линдберг выступал с заявлениями о слабости советских Вооруженных Сил и неразумности ставки на СССР как союзника в войне с Германией. После его визита «Советское правительство запретило показ оборонных предприятий и воинских частей иностранцам». В предвоенные годы и в начальный период Второй мировой войны (до вступления в нее США) выступал с поддержкой действий нацистской Германии, обращался к евреям США с призывом «не втягивать народ в войну». В 1941 году он стал одним из ведущих представителей Комитета «Америка-прежде всего»-организации, которая выступала против добровольного вступления Америки во Вторую мировую войну. В опубликованной посмертно автобиографии Линдберг объяснял свою предвоенную позицию следующим образом: «Я был глубоко обеспокоен тем, что потенциально гигантская по своей мощи Америка, руководимая несведущим и нежизненным идеализмом, могла совершить крестовый поход в Европу ради поражения Гитлера, не понимая того, что поражение Гитлера оставило бы Европу беззащитной перед насилием, грабежом и варварством Советской России, что могло бы нанести смертельную рану западной цивилизации». Линдберг подверг критике внешнюю политику президента Франклина Рузвельта. Президенту это, конечно, не понравилось. В ответ на публичное осуждение Рузвельта военный авиатор подал в отставку. Линдберг стал техническим консультантом и летчиком-испытателем для компании Форда и Объединенной авиастроительной корпорации. После нападения на Перл-Харбор в декабре 1941 года Линдберг сделал следующее заявление: «…наша страна подверглась атаке силой оружия, и силой оружия мы должны ответить на это…Сейчас мы должны направить все силы на строительство самых больших и самых эффективных вооруженных сил в мире. Когда американские солдаты идут на войну, у них должно быть все самое лучшее из того, что может разработать современный ум и что может создать современная промышленность». Линдберг изъявил желание вернуться на военную службу, но-по указанию из Белого дома-Военный министр США Генри Стимсон отклонил его просьбу. В апреле 1944 года Линдберг в качестве гражданского советника армии Соединенных Штатов и флота отправляется на военный фронт в Тихом океане. Хотя он был гражданским лицом, на его счету имелось около 50 боевых вылетов. Ему принадлежат также разработки методов автопилота, существенно расширившие возможности американских истребителей.
После войны Линдберг работал в качестве консультанта начальника штаба ВВС США. В 1954 году президент Дуайт Д. Эйзенхауэр присвоил Линдбергу звание бригадного генерала ВВС. Pan American World Airways также наняла Линдберга в качестве консультанта. Он посоветовал авиакомпании приобрести реактивный транспорт и участвовал в разработке дизайна Boeing 747. В 1953 году Линдберг публикует книгу «Дух Сент-Луиса». Книга получила Пулитцеровскую премию. В это время он много путешествует, интересуется культурой народов Африки и Филиппин. В конце 1960-х годов вновь возвращается к общественной деятельности, особенно выступая за кампанию по защите горбатых и синих китов, находящихся под угрозой вымирания. Он также выступает против развития сверхзвуковых транспортных самолетов, опасаясь воздействия, которое эти самолеты могут оказать на атмосферу Земли.
Чарльз Огастес Линдберг умер от рака 26 августа 1974 года в своем доме на гавайском острове Мауи. В 1978 году были опубликованы его автобиография и коллекция произведений.