Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ»
(State of the Union)

США, 1948, 120 мин., ч/б, «MGM/Liberty Films»
Режиссер и продюсер Фрэнк Капра по Ховарду Линдси, сценаристы Расселл Краус и Энтони Вейллер
В ролях Спенсер Трейси, Кэтрин Хепберн, Ван Джонсон, Анджела Лэнсбери, Адольф Менжу, Ховард Смит, Арт Бейкер

Владелица медиа-империи Кэй Торндайк задумывает продвинуть своего человека на вершины власти и предлагает своему любовнику Гранту Мэттьюзу выставить свою кандидатуру на президентские выборы. Грант-успешный бизнесмен, человек с убеждениями, сторонящийся политики, которую считает полной грязи и лицемерия. Заручившись поддержкой опытного интригана Джима Коновера, Кэй уговаривает Гранта принять ее предложение. Проблема, однако, состоит в его жене Мэри, с которой они уже не близки и которая может отказаться принимать участие в избирательной кампании. Тем не менее, Мэри соглашается сопровождать Гранта в поездках, надеясь вновь сблизиться с ним. Кроме того, она побуждает мужа откровенно говорить о своих взглядах, что должно расположить к нему простых американцев. Но Кэй и Джиму нужно вовсе не это, а поддержка «сильных мира сего»…
Бюджет фильма составил 2, 6 миллионов долларов. Клодетт Колбер изначально должна была сыграть Мэри Мэттьюз. За несколько дней до начала съемок продюсер и режиссер Фрэнк Капра уволил ее из этого фильма, потому что она отказалась работать вечером. Затем Капра нанял Кэтрин Хепберн по предложению Спенсера Трейси. Фрэнк Капра изначально хотел, чтобы Кларк Гейбл сыграл Гранта Мэттьюза, чтобы он и Клодетт Колбер могли воссоединиться после их огромного успеха в фильме «Это случилось прошлой ночью» (1934), также снятом Капройа. На момент выхода этого фильма президент Гарри Трумэн еще не вернулся в политику, и почти все считали его безоговорочным проигравшим на президентских выборах 1948 года. Вот почему выдвижение в президенты от республиканцев считается таким ценным в фильме, и почему персонаж Ван Джонсона забавляется, когда молодая женщина говорит ему, что, по ее мнению, Трумэн будет избран президентом в ноябре. Адольф Менжу был ультраправым политическим консерватором, который охотно сотрудничал с комитетом Палаты представителей по антиамериканской деятельности, называл имена людей, которых считал коммунистами, и был решительным сторонником внесения в черные списки тех, чьи политические убеждения он не разделял. Кэтрин Хепберн была более либеральной и открыто критиковала черный список. Менжу сделал несколько комментариев, обвинив Хепберн в том, что она симпатизирует коммунистам, что разозлило Хепберн и ее коллегу по фильму и романтического партнера Спенсера Трейси. Фрэнк Капра был настолько обеспокоен напряженностью, что закрыл съемочную площадку для прессы. В неотредактированной версии фильма, где Грант Мэттьюз (Спенсер Трейси) стоит возле Белого дома и рассказывает обо всех великих людях в истории, чьи духи живут в Белом доме, он также перечисляет Мохаммеда (основателя Ислама). В версии, транслируемой на Turner Classic Movies, имя Мохаммеда было отредактировано, вероятно, это было сделано, когда этот фильм был переиздан, и были напечатаны новые названия и титры. Имена Кэтрин Хепберн, Адольфа Менжу и оператора Джорджа Дж. Фолси написаны с ошибками во вступительных титрах, потому что права на распространение изначально принадлежали MGM, но только в течение семи лет. Затем права были проданы другой компании, которая должна была создать свои собственные вступительные титры. Первоначально распространяемый MGM, права позже вернулись к его продюсерской компании Liberty Films. Начальные титры были изменены, чтобы затемнить логотип MGM (хотя рык льва Лео все еще можно услышать), а затем фильм продолжился с логотипом «Liberty Films Presents». На съемочной площадке возникла напряженность между яростно консервативным Адольфом Менжу и либерально мыслящей Кэтрин Хепберн, которая недавно выступила с публичной речью против «красной истерии» Америки и в результате столкнулась с негативной реакцией консервативных кругов. Анжеле Лэнсбери было двадцать три года в то время, когда она уверенно изобразила безжалостную, властную Кей Торндайк в компании таких закаленных ветеранов, как Спенсер Трейси, Кэтрин Хепберн, Адольф Менжу и Льюис Стоун. Кэтрин Хепберн, призванная в последнюю минуту заменить Клодетт Колбер, признала, что роль Мэри была выбрана неправильно. В ответ она преуменьшила свою хорошо известную силу характера и почти не наносила макияж, чтобы убедительно изобразить подавленную, обиженную домохозяйку без собственной карьеры или стремлений, существующую только в тени своего мужа-короче, антитезу экранному образу Кэтрин Хепберн. Первый акт устанавливает тот факт, что брак Гранта находится в руинах и что его роман с Кэй поддерживает его. Для зрителей 1940-х годов это была неизведанная территория-вызвать симпатию к другой женщине еще до того, как был представлен персонаж жены. Сила пьесы заключается в отказе ее авторов выносить суждения о каком-либо из своих персонажей, а также в способности продюсера и режиссера Фрэнка Капры сохранить эту структуру для версии фильма без цензуры, препятствующей процессу. Вероятно, это было связано с тем, что в сценарии никогда не уточнялось, завершился ли роман Гранта и Кэй. Только после того, как сценарий получил одобрение цензоров, Капра начал добавлять небольшие штрихи, которые сделали завершение кристально ясным для зрителей. Пьеса дебютировала в театре Гудзона в Нью-Йорке 14 ноября 1945 года и выдержала 675 представлений. До этого фильма Фрэнк Капра снял экранизации двух других бродвейских хитов. В обоих случаях-«С собой не унесешь» (1938) и «Мышьяк и старые кружева» (1944)-он внес существенные изменения в исходный материал (добавив к первому целый слой общественного сознания, а второй превратил в звездное шоу для преувеличенного выступления Кэри Гранта). Тем не менее, в этом фильме Капра почти ничего не трогает, и он добавил в пьесу только одну важную сцену-заведомо бурную гонку, в которой Спенсер Трейси берет на себя управление самолетом, в то время как Ван Джонсон теряет свой обед, а Кэтрин Хепберн просто продолжает вязать.
Это единственный фильм, снятый Фрэнком Капрой на MGM. Когда Адольф Менжу говорит, цитируя государственную пословицу: «Я из Миссури-покажи мне», ему говорят: «Если бы ты был из Миссури, у тебя была бы работа в Вашингтоне». Объяснение этому не только в том, что Трумэн, который тогда был президентом, был родом из Миссури, но и в том, что он вышел из сильной политической машины, которая открыто занималась покровительством. Читая поздравительные телеграммы, Кэтрин Хепберн спрашивает: «Кто такой Безумец Мунц?». Это был продавец подержанных автомобилей на радио и телевидении, известный своими рекламными выходками. Мунц продолжал заниматься продажами автомобилей и электроники, а также инновациями до середины 1980-х годов. Персонаж Мэттьюза основан на Венделле Уилки, упомянутом вскользь, кандидате от республиканцев в 1940 году. Как и Мэттьюз, Уилки был женат, но имел давний роман с женщиной, которая, в отличие от его жены, была политически активной и культурно образованной.
Во время сцены, где Спенсер Трейси идет перед Белым домом, Балкон Трумэна не изображен. Фильм вышел в прокат в апреле 1948 года; однако новый балкон должен был быть завершен в марте 1948 года.
Первоначально фильм должен был быть выпущен RKO Pictures в рамках сделки, заключенной Liberty Films в то время, но RKO отказался от участия, когда бюджет вырос до 2, 8 миллионов долларов.
Спайк МакМанус (персонаж Ван Джонсона) входит в редакцию газеты. Он обращается к двум работающим там секретарям как к Сцилле и Харибде. Сцилла и Харибда были мифическими морскими чудовищами, отмеченными Гомером. Греческая мифология поместила их на противоположных сторонах Мессинского пролива между Сицилией и Калабрией, на материковой части Италии. Сцилла была рационализирована как каменная отмель (описанная как шестиголовое морское чудовище) на калабрийской стороне пролива, а Харибда была водоворотом у побережья Сицилии. Они считались морскими опасностями, расположенными достаточно близко друг к другу, чтобы представлять неизбежную угрозу для проходящих мимо моряков. Избежать Харибды означало пройти слишком близко к Сцилле и наоборот.
Довольно иронично, что в этом фильме Кэтрин Хепберн играет обманутую жену мужа-изменщика (Спенсер Трейси), у которого есть любовница (Анжела Лэнсбери), тогда как в реальной жизни Кэтрин Хепберн сама играла роль «другой женщины» почти три десятилетия, с ее известным романтическим романом с женатым Спенсером Трейси.
Эксперты были настолько уверены, что Гарри Трумэн проиграет президентские выборы, что крупная газета «Чикаго Трибьюн» поторопилась и на самом деле опубликовала свою газету с заголовком «Дьюи бьет Трумэна», что оказалось очень неловко, когда Трумэн победил Томаса Дьюи почти с 3-миллионным перевесом голосов. Известная фотография показывает, как избранный президент Гарри Трумэн радостно держит в руках экземпляр той самой газеты с ошибочным заголовком.
Льюис Уэнделл Уилки (1892-1944)-американский политик, кандидат от Республиканской партии на президентских выборах в США в 1940 году. Во время кампании критиковал администрацию Франклина Рузвельта, обвиняя в неэффективности и направленности политики «Нового курса» против бизнеса.
Уилки набрал на выборах 1940 года больше, чем любой предыдущий кандидат-республиканец, но тем не менее проиграл президенту Франклину Рузвельту. Впоследствии он присоединился к команде Рузвельта. Уилки родился в Элвуде, штат Индиана. Он был сыном Германа Уилки, немецкого иммигранта, и Генриетты Триш. Его родители были адвокатами в Элвуде, а мать была одной из первых женщин, которые стали юристами в штате Индиана. Хотя его имя было Льюис, дома и в кругу друзей в Элвуде звали его вторым именем, Уэнделл. Уилки окончил среднюю школу, а затем Университет штата Индиана, где он был членом братства Бета Тета Пи. В течение года после окончания университета он преподавал историю в средней школе в Кофейвилли в штате Канзас, после чего он поступил в школу права Университета штата Индиана в Блумингтоне. После службы в качестве лейтенанта в армии США в Первой мировой войне Уилки переехал в Акрон, штат Огайо, где работал как корпоративный юрист фирмы Firestone Tire-Rubber Company. В 1919 году Уэнделл женился на Эдит Уилки (однофамилица), библиотекаре из Рушвилля, штат Индиана. У них был один сын, Филипп. Кроме того, он стал активистом местного отделения Демократической партии и был делегатом на Национальном съезде Демократической партии в 1924 году. Однако Уилки принадлежал к консервативному крылу партии. В 1932 году Уилки был делегатом съезда Демократической партии, когда кандидатом в президенты США был избран Франклин Делано Рузвельт. После переезда в Нью-Йорк Уилки сделал впечатляющую карьеру в частном секторе, где стоял во главе одной из крупных корпораций, которые выполняли государственные заказы. Выступал против реформ в рамках Нового курса, но вместе с тем подвергал критике и предыдущую республиканскую администрацию Герберта Гувера. Некоторое время он выступал в печати и по радио с критикой Нового курса. В 1940 году был избран кандидатом Республиканской партии на пост президента. В борьбе за номинацию победил таких политиков, как сенатор Роберт Тафт и прокурор Томаc Дьюи. До сего времени он остается единственным представителем Индианы, который победил на праймериз президентских выборов.
Рузвельт победил Уилки в соотношении 54 к 45 %. Уилки набрал 22 тысячи голосов, а Рузвельт-27 тысяч. Уилки победил на выборах в 10 штатах, в том числе в Индиане, и получил 82 голоса выборщиков, тогда как Рузвельт-449. После поражения Уилки сотрудничал с администрацией Рузвельта, выступил в поддержку президента во время Второй мировой войны. Был посланником президента во многих странах мира. В 1944 году вновь выдвигал свою кандидатуру на праймериз президентских выборов, но проиграл Томасу Дьюи. Накануне выборов неожиданно умер от сердечного приступа. Известно прозвище Уилки, придуманное Гарольдом Икесом: «босяк с Уолл-стрит»-намек на происхождение Уилки «из низов» и его популярность среди простых людей. В августе 1942 года был Уилки направлен президентом Рузвельтом в Москву для встреч с советскими руководителями и подготовки доклада о способности Советского Союза выстоять в войне с Третьим рейхом. Направляя информацию о Уилки И. В. Сталину и В. М. Молотову, заместитель наркома иностранных дел СССР С. Лозовский докладывал: «Уилки намеренно демонстрирует свой антифашизм, поскольку он немецкого происхождения и боится, чтобы его не обвинили в недостаточном американском патриотизме. Все его просоветские декларации носят избирательный характер, так как он надеется на волне симпатий к Советскому Союзу пройти в президенты на выборах в 1944 году». На документе рукой Молотова была начертана резолюция: «Справка довольно хорошая (редкость для Наркомата иностранных дел). Надо рассмотреть тем, кому посылаем шифровки». На самом деле расхваленная Молотовым справка была крайне поверхностной, а содержащиеся в ней выводы-надуманными и беспочвенными. Тем не менее Уилки был принят в Москве на высшем уровне, подробно беседовал со Сталиным. Посол США в Москве Уилльям Стэндли, который не очень симпатизировал Уилки, считал, что тот приехал в СССР, руководствуясь личными интересами. Вернувшись из турне, Уилки заявил о необходимости оказывать советскому народу помощь в борьбе с фашизмом и ускорить открытие второго фронта: «Мы не должны бояться России. Мы должны научиться сотрудничать с ней в борьбе против общего врага-Гитлера. Мы должны научиться сотрудничать с ней на мировой арене после окончания войны, так как Россия является динамичным государством, жизнеспособным новым обществом, силой, которую нельзя будет игнорировать в будущем мире, каким бы он ни был». Доклад Уилки cыграл определенную роль в активизации оказания помощи Советскому Союзу по ленд-лизу.