Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СТРОМБОЛИ, ЗЕМЛЯ БОЖЬЯ»
(Stromboli Terra di Dio)

Италия-США, 1950, 107 мин., ч/б, «Berit Films/RKO Radio Pictures»
Режиссер и сценарист Роберто Росселлини, сценаристы Серхио Амидей и Джан Паоло Каллегари
В ролях Ингрид Бергман, Марио Витале, Ренцо Чезана, Марио Спонцо, Гаэтано Фамуларо, Анджело Молино, Роберто Онорати

Литовская беженка Карин в ходе Второй мировой войны оказывается в итальянском лагере для военнопленных, и там, чтобы получить гражданство и вид на жительство, выходит замуж за рыбака Антонио. Супруги отправляются жить на малую родину Антонио, остров Стромболи, однако это удаленное от цивилизации местечко сразу же разочаровывает привыкшую к большим городам Карин-слишком велики культурные различия между ней и немногочисленными местными жителями. Женщина пытается приспособиться к новой обстановке, делает в доме ремонт, налаживает дружеские отношения со священником, но в итоге по незнанию нарушает местные обычаи и становится среди островитян белой вороной, а муж в порыве ревности избивает ее. Забеременев, Карин во что бы то ни стало решает сбежать отсюда и ночью по совету смотрителя маяка пешком отправляется в противоположную часть острова, в соседнее поселение, где есть морское сообщение с континентом. Тем не менее, путь пролегает через извергающийся вулкан, преодоление горных склонов постепенно кажется ей невозможным, в отчаянии женщина, до этого считавшая себя атеисткой, просит помощи у Бога и без сил теряет сознание. На рассвете Карин просыпается, и ее охватывает восторг перед таинственностью и красотой этих мест, она просит у Бога сил на то, чтобы защитить ребенка…
Изначально Росселлини собирался пригласить на главную роль актрису Анну Маньяни, но на этапе подготовки сценария ему неожиданно пришло письмо от шведско-американской звезды Ингрид Бергман, в котором та сообщила, что очень любит фильмы «Рим, открытый город» (1945) и «Земляк» (1946), поэтому в любое время готова приехать сниматься в Италию. На съемочной площадке возник скандальный роман между режиссером и актрисой, несмотря на то, что оба на тот момент состояли в браке; позже они поженились. Практически все сцены снимались без декораций в реальной деревне Стромболи, причем большинство задействованных в картине людей-местные жители, в том числе исполнитель роли мужа Марио Витале, который до того момента был обычным рыбаком. Единственными профессиональными актерами помимо Бергман были Ренцо Чезана и Марио Спонцо, сыгравшие священника и смотрителя маяка соответственно. Оказавшись на острове и познакомившись с бытом местных жителей, Росселлини решил добавить в сценарий дополнительные документальные сцены, к которым относятся эвакуация жителей во время извержения вулкана и коллективная ловля рыбы длинными сетями, так называемая «тоннара». Из-за скандала, вызванного любовной интригой между Росселлини и Бергман, фильм подвергся критике со стороны многих обозревателей и не пользовался особым успехом у зрителей. Особенно негативно эти тенденции проявились в США, где даже представители власти упрекали актрису в распутности. Отрицательное влияние на американский прокат оказал также конфликт режиссера с издателем RKO Pictures, представители которого самостоятельно смонтировали «Стромболи» для американского релиза: в этой версии продолжительность фильма сократилась на 37 минут, пропали некоторые важные сцены. Если в режиссерской версии финал остается открытым, то здесь закадровый голос сообщает, что душа Карин обретет покой только после возвращения к мужу. Изолированный остров Стромболи после выхода фильма посетило множество туристов из Италии и других европейских стран. По сей день здесь можно найти памятные информационные таблички с фотографиями съемочного процесса, а главный местный бар, расположенный на центральной площади поселения, носит название «Ингрид». В США несколько пиццерий назвали новые варианты пиццы в честь фильма Росселлини. Фильм входил в конкурсную программу 11-го Венецианского кинофестиваля, а кроме того, в отреставрированном цифровом формате был показан на 69-м фестивале в 2012 году. Ингрид Бергман была удостоена премии «Серебряная лента» лучшей иностранной актрисе в итальянском фильме. Во время производства этого фильма Ингрид Бергман вступила во внебрачную связь с Роберто Росселлини и забеременела. Возникший в результате скандал в Америке фактически занес ее в черный список с североамериканского кинорынка, и ее даже осудили политики и религиозные деятели. В конце концов, ее простили и снова приветствовали в Америке после успеха «Анастасии» (1956), но этот фильм временно положил конец ее голливудской карьере. В рекламных материалах Говард Хьюз провел параллели между главной героиней, которую сыграла Ингрид Бергман, и ее недавним нескромным поведением. Он перемонтировал фильм за спиной Роберто Росселлини и отказался показывать его прессе. О фильме заговорили еще до того, как его увидели. В Мемфисе его категорически запретили, и Римско-католическая церковь призвала своих священников не смотреть его. В результате общественного возмущения фильм стал феноменальным бизнесом, заработав почти 1 миллион долларов в первый же день. Режиссер Роберто Росселлини работал без написанного сценария, но с несколькими личными заметками. Сенатор США Эдвин С. Джонсон осудил фильм, заявив: «Дегенерат Росселлини обманул американский народ идиотской историей о вулкане и беременной женщине. Мы должны защитить себя от таких бедствий». Смена продюсерской компании произошла после того, как Ингрид Бергман заменила Анну Маньяни на посту ведущей актрисы. Первоначальная компания отреагировала тем, что использовала тот же сюжет для другого фильма, «Вулкано» (1950), снятого в то же время и почти в тех же местах, что и этот фильм. Хотя остров Стромболи считается безлюдным и уединенным местом, он упоминался как возможное место для медового месяца в короткометражке «Три марионетки». Название фильма также дало название блюду стромболи, созданному в Филадельфии в итальянском стиле. Говард Хьюз, владелец RKO, поручил Рою Хаггинсу, позже создателю телешоу «Maverick» и «The Fugitive», написать повествование «Stromboli», чтобы попытаться оживить его и разъяснить американской аудитории. Это дополнение было снято до выхода фильма. На Венецианском кинофестивале картина номинировалась на «Золотого льва». Бюджет фильма составил 1 миллион долларов.