Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ШТУКИ»
(Stukas)

Германия, 1941, 100 мин., ч/б, «Universum Film»
Режиссер и сценарист Карл Риттер, сценарист Феликс Люцкендорф
В ролях Карл Раддац, Ханнес Штельцер, Эрнст фон Клипштейн, Карл Джон, Герберт Уилк, Гюнтер Маркерт

Немногие воевавшие во Второй мировой войне самолеты вызывали столь неоднозначные оценки и получили такую известность, как пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ju-87 «Штука»…
Junkers Ju 87 Stuka (Stuka = Sturzkampfflugzeug-пикирующий бомбардировщик)-одномоторный двухместный (летчик и стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик Второй мировой войны. Самолет выделялся крылом типа «перевернутая чайка», развитым неубирающимся шасси и, в начале войны, ревом сирены, которая, кроме устрашения, давала летчику определять на слух скорость пикирования. Ju 87 можно увидеть во многих военных фильмах-как олицетворение мощи Германии и символ немецкого блицкрига 1939-42 годов. Несмотря на низкую скорость, малую дальность и слабость оборонительного вооружения, был одним из самых эффективных боевых самолетов люфтваффе благодаря точности бомбометания из крутого пикирования.
Ju 87 со времен гражданской войны в Испании успешно применялся для непосредственной авиационной поддержки войск и борьбы с кораблями. Эти самолеты составили основу воздушного наступления при вторжении в Польшу в сентябре 1939 года и в Норвегию в 1940 году. В мае 1940 года Ju 87 сыграл важную роль в блицкриге против Нидерландов, Бельгии и Франции. Успешные в условиях господства в воздухе против наземных целей, самолеты Ju 87, подобно многим другим пикировщикам, были уязвимы для истребителей. Уже в битве за Британию сказался недостаток дальности, скорости и оборонительного вооружения. Налеты Ju 87 требовали сильного истребительного прикрытия. После битвы за Британию возможности очень точного бомбометания пригодились немецким войскам во время Балканской кампании, в Африке и Средиземном море, а далее в СССР, где «лаптежников» применяли для непосредственной авиационной поддержки, борьбы с кораблями и танками до 1945 года. К концу войны их почти заменили на штурмовые разновидности Focke Wulf FW-190, но применяли до последних дней войны. Производство Ju 87 всех разновидностей с 1936 по август 1944 года оценивается в 6500 штук. Наиболее известным летчиком Ю-87 был Ганс Ульрих Рудель, получивший самые высокие воинские награды среди военнослужащих гитлеровской Германии. В апреле 1934 года отдел летной техники управления вооружений сухопутных войск объявил конкурс на создание пикирующего бомбардировщика. В конкурсе участвовали компании Heinkel c He 118, Arado c Ar 81, Blohm + Voss c На-137 и Junkers c Ju 87. После проведения сравнительных испытаний в испытательном центре люфтваффе в Рехлине Ju 87 был объявлен победителем. Конструктором машины был Герман Польман. Первый полет в 1935 году. Первое боевое применение-в 1936 году в составе легиона Кондор в Испании. Конструкция «Штуки» содержала несколько инновационных идей. Например, автоматические воздушные тормоза под обеими консолями крыла для обеспечения вывода самолета из пикирования, даже если пилот потеряет сознание от перегрузок, и сирена, называемая «иерихонской трубой» и применявшаяся до 1943 года. Она приводилась в действие потоком набегавшего воздуха и производила вой во время пикирования, помогая пилоту оценивать скорость пикирования без взгляда на приборы (тональная высота звука увеличивалась с ростом скорости), а также оказывая психологическое воздействие на противника. Так же сирена была необходима для того, чтобы в случае отказа автоматики вывода из пикирования пилот не забыл убрать воздушные тормоза при выводе самолета из пикирования, так как полет и набор высоты с выпущенными тормозами невозможен. Хвостовое оперение представляло собой однокилевое цельнометаллическое оперение с подкосным стабилизатором. На каждом руле высоты было по два триммера. Внутренние триммеры служили летчику для облегчения управления самолетом, а наружные триммеры были связаны с автоматом пикирования Abfanggerat и тормозными щитками. Характерным штрихом внешнего вида стабилизатора и, в целом, всего самолета были весовые компенсаторы в виде полукруглых сегментов на концах рулей высоты. Неубираемые шасси позволяли взлетать с импровизированных аэродромов, расположенных близко к линии фронта, и быстро оказывать поддержку наступающим наземным силам вермахта. Существовало множество вариантов самолета. Первой войной для Ju 87 Stuka стала Гражданская война в Испании. В 1936-37 годах в Испании испытывался прототип Ju 87. В 1938 году в страну перебросили три Ju 87 A. Они вошли в состав легиона «Кондор». В реальных боевых условиях проходила финальная обкатка машины и новой тактики применения пикирующих бомбардировщиков. В конце 1938 года летчики «Кондора» пересели на Ju 87 B. «Штука» использовалась в авангарде немецкого вторжения в Польшу 1 сентября 1939 года, являясь ключевым элементом немецкого блицкрига. На Ju 87 была одержана первая воздушная победа стран оси во время Второй мировой войны-1 сентября 1939 года пилот люфтваффе лейтенант Ф. Нойберт сбил польский истребитель PZL P.11, пилотируемый капитаном Мечиславом Медвецким. После этого Ju 87 успешно применялся во время вторжения в Норвегию, Голландию и Францию. Несмотря на прочность, точность и высокую эффективность, «Штука» обладала низкой скоростью и недостаточной маневренностью. Слабое оборонительное вооружение делало ее легкой добычей вражеских истребителей. Во время Битвы за Британию немцы осознали, что для успешного использования «Штук» предварительно должно быть достигнуто превосходство в воздухе. В частности, 18 августа 1940 года в одном бою британские «Харрикейны» сбили 16 пикирующих бомбардировщиков, при этом сами британцы в этом бою потеряли на земле от ударов «Юнкерсов» не менее 22 самолетов уничтоженными и более 30 поврежденными. Из-за слишком больших потерь применение этих самолетов в битве за Британию было приостановлено. После Битвы за Британию Ju 87 мало использовались в западной Европе, но оставались достаточно эффективны на юге, где истребители союзников имели плохое снабжение, особенно в Битве за Крит и Мальту. На Средиземном море самолет успешно использовался против кораблей. Ju 87 также использовался в югославской операции и греческой операции. 22 мая 1941 во время боев за Крит, «Юнкерсы» потопили английский крейсер HMS Gloucester, погибло почти 700 британских моряков. Кроме того, бомбардировщики Ju 87 поддерживали танковые удары африканского корпуса в северной Африке. Ярким примером большой уязвимости Ju 87 для вражеских истребителей является случай, когда 5 декабря 1941 года над Ливией австралийский ас Клайв Колдуэл сбил пять Ju 87 в течение нескольких минут на своем P-40 «Tomahawk». В больших количествах «Штуки» применялись на восточном фронте, но с ростом мощи советских ВВС подразделения, оснащенные этим самолетом, стали нести тяжелые потери на завершающих стадиях войны. К концу войны Ju 87 постепенно заменялся на штурмовые варианты Fw-190. Тем не менее, некоторые Юнкерсы использовались до самого конца войны. Последним заметным участием пикировщиков данного типа было их использование в ходе подавления Варшавского восстания в августе-сентябре 1944 г., где они использовались в условиях практического отсутствия противодействия ПВО.