Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ВОСКРЕСЕНЬЕ, ПРОКЛЯТОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ»
(Sunday Bloody Sunday)

Великобритания, 1971, 110 мин., «Vectia/Vic Films Productions»
Режиссер и сценарист Джон Шлезингер, сценаристы Кен Левисон и Пенелопа Гиллиат
В ролях Питер Финч, Гленда Джексон, Мюррей Хед, Тони Бриттон, Морис Денхэм, Томас Батист

Дэниел Херш, доктор-еврей средних лет, и Алекс Гревилл, разведенная женщина за тридцать, состоят в отношениях с одним человеком-скульптором Бобом Элкином. Оба знакомы друг с другом и знают, что Элкин поддерживает отношения с обоими, однако мирятся с ситуацией, опасаясь потерять его. И Дэниел, и Алекс являются близкими друзьями семьи Ходсон, в компании которой проводят воскресные обеды, стараясь не пересекаться друг с другом…
Тринадцатилетний Дэниел Дэй-Льюис дебютировал на экране в этом фильме в роли уличного вандала-подростка. Он описал свой первый актерский опыт, когда ему заплатили 2 фунта стерлингов за вандализм в дорогих автомобилях, припаркованных возле его местной церкви в Питерсфилде, Хэмпшир, как «рай».
В книге Джона Истмана 1989 года «Повторные съемки: за кулисами 500 классических фильмов» говорится, что Питер Финч и Мюррей Хед были единственными людьми на съемочной площадке, которых не беспокоили, когда им пришло время сниматься в сцене поцелуя. Цитируют слова Финча: «Я сделал это для Англии». Несколько актрис вежливо отказались от роли матери Гленды Джексон, миссис Гревиль, поскольку посчитали проект слишком рискованным. Пегги Эшкрофт согласилась после того, как режиссер объяснил ей элементы истории, и она с радостью согласилась. Ян Баннен был уволен с роли Дэниела Хирша вскоре после начала съемок. По-видимому, он так нервничал из-за того, что поцелуй с другим актером на экране может сделать с его карьерой, что не мог достаточно сконцентрироваться, чтобы даже приступить к роли. Позже он сказал, что потеря роли отбросила его карьеру назад. Алан Бейтс был первоначальным выбором Джона Шлезингера на роль Дэниела Хирша, доктора-гомосексуалиста. Однако его задержали на съемках «Посредника» (1971), и его заменил сначала Ян Баннен, а затем Питер Финч . Однако роль Даниэля написана как роль гораздо более молодого человека. Во время интервью в апреле 2019 года Гленда Джексон сказала, что этот сценарий «сразу стал лучшим сценарием фильма, который я когда-либо читала». Сценаристка Пенелопа Гиллиат утверждала, что впервые идея этого фильма пришла ей в голову во время поездки на поезде по Швейцарии, когда она шла брать интервью у Владимира Набокова. Несколько лет спустя Джон Шлезингер высмеял это утверждение и сказал, что идея фильма принадлежала ему и была основана на сексуальных отношениях, которые у него были в 1960-х годах с бисексуальным актером Джоном Штайнером. Однако он утверждал, что эти отношения, хотя и короткие, были счастливыми, тогда как отношения в фильме довольно мучительные. В своей биографии Дэвида Боуи бывший менеджер Кеннет Питт пишет, что Боуи пробовался на роль Боба Элкина. Кеньятта, имя обреченной собаки семьи Ходсонов, является отсылкой к Джомо Кеньятте, первому премьер-министру и президенту Кении. Говорят, что Джорджу Хардингу было от 50 до 55 лет, а Тони Бриттону было от 46 до 47 лет, когда снимался фильм. У Пегги Эшкрофт всего три минуты экранного времени, несмотря на то, что она играет в фильме мать главной героини. Джон Шлезингер задумал фильм во время работы над картиной «Вдали от обезумевшей толпы». Он привлек к проекту писательницу Пенелопу Гиллиат, накануне выпустившую роман о любовном треугольнике, которая, после обсуждения будущего фильма с Шлезингером, написала черновой вариант сценария в течение десяти дней. Фильм провел в производстве пять лет и, по словам Шлезингера, имел «…бесконечные задержки. Никто особо не хотел делать наш фильм. Проблемы с подбором актеров. И фильм вышел ужасно дорогим». Питер Финч был изначальным выбором Шлезингера на роль Дэниела Херша. Финч, однако, к тому моменту подписался на съемки в фильме «Удел человеческий» Фреда Циннемана, после чего Шлезингер взял на роль Алана Бейтса. Бейтс, в свою очередь, выбыл из фильма из-за занятости на съемках картины «Посредник», после чего на роль был взят Иэн Баннен. Шлезингер, посчитав, что Баннен некомфортно выглядит в кадре, вскоре уволил его, после чего к роли вернулся Финч, чей фильм «Удел человеческий» так и не сдвинулся со стадии предпроизводства. Шлезингер планировал предложить главную женскую роль Джин Симмонс, однако взял Гленду Джексон после того, как увидел ее в фильме «Влюбленные женщины». Картина номинировалась на «Оскар» за лучшую режиссуру, сценарий, актера и актрису (Гленда Джексон и Питер Финч). Британская киноакадемия вручила картине свой приз «BAFTA» за лучшую режиссуру, монтаж, актера и актрису (Питер Финч и Гленда Джексон) и как лучшему фильму года, а номинировала за лучший сценарий, операторскую работу и саундтрек. Также фильм получил «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм, а Питер Финч номинировался как лучший актер.