Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«СЛАДКИЙ ФИЛЬМ»
(Sweet Movie)

Канада-Франция-ФРГ, 1974, 98 мин., «Maran Film/Mojack Film Ltee/V.M. Productions»
Режиссер и сценарист Душан Макавеев, композитор Манос Хацидакис
В ролях Кэрол Лайре, Джон Вернон, Сами Фрей, Пьер Клементи

Одна из богатейших женщин Америки по имени Марта Альтаплан устраивает смотрины среди самых красивых непорочных девушек мира в прямом эфире телевидения. Победительница станет невестой ее сына Мистера Доллара. Целомудрие претенденток будет проверено в студии доктором Волшебный пальчик. С его помощью на свет появились три генерала, пять сенаторов и много других достойных людей. Счастливой обладательницей самого богатого жениха в мире станет Мисс Канада. Но семейной идиллии не суждено будет сбыться. Позолоченный детородный орган Мистера Доллара вызовет ужас и отвращение невесты. Она будет отправлена в Европу, где ее ожидают многочисленные приключения, от совокуплений на Эйфелевой башне до эротических съемок в десятках литрах горячего шоколада. А в тоже самое время на корабле с мятежным названием «Выживший» капитан судна Анна Планета и матрос с броненосца «Потемкин» будут предаваться плотским утехам, развращая и убивая детей…
Нет, это не пересказ галлюциногенных снов наркомана или рассказов обитателей психиатрической лечебницы. Это фильм Душана Макавеева. Режиссера, обладающего удивительной и редкой в современном кино привилегией-осуществлять свои замыслы в их изначальной форме, невзирая на любые табу и моральные нормы. Вот уже на протяжение двадцати пяти лет ему удается снимать животрепещущие картины, балансируя на грани мягкого порно и плохого вкуса. В этом смысле этот фильм один из лучших образчиков авторского стиля режиссера. Порой кажется, что фильм распадается на ряд трудно согласуемых между собой кусков. Две центральные линии картины-путешествие Мисс Канады в Европе и события на судне «Выживший» не являются логическим продолжением или дополнением друг друга. Идя бок о бок на протяжении всего экранного времени, они так и не пересекутся. Мир Макавеева пленит своей абсурдностью, а потому любые «что?» и «как?» здесь неуместны. Герои картины настолько нереальны и алогичны в своих поступках, что зрителю ничего не остается делать, как просто наблюдать за тем, что творится на экране. О какой-либо идентификации с персонажами не может быть и речи. Учебники с системой Станиславского заброшены на чердак. Макавеев бьет не по чувствам, а по разуму. По бессознательным рецепторам нашего Эго. Под личиной шокирующего эпатажа здесь скрывается острая и точечная сатира. Сатира, мишенью которой являются буржуазное общество потребления, человеческая недальновидность, а зачастую и недалекость, алчность, шовинизм, лицемерие. По Макавееву выжить в этом сумасшедшем мире может только сумасшедший. В подтверждение этой неброской мысли режиссер предлагает нашему вниманию эпизод с посещением Мисс Канады коммуны самых настоящих идиотов. Бедная девушка, уже теряющая спасительную нить между реальностью и вымыслом, попадает в общину немецко-говорящих лоботрясов, пьющих мочу друг друга, вызывающих рвотные спазмы прямо во время еды. В место, где вас будут уважать не за интеллект и эрудицию, а за количество фекалий, оставленных после ужина прямо на тарелках. Эпизод во многом предопределивший появление догматической картины Ларса фон Триера. Мистер Доллар (откровенная и жестокая пародия на американский образ жизни) сообщает своей невесте во время облета его молочной империи-«Карл Маркс убил русского царя во время Первой мировой войны». Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Американский мультфильм «Анастасия», рассказывающий детям всего мира о жизни и гибели семьи последнего русского императора, недалеко ушел от вышеприведенной фразы по количеству исторических ляпов. В середине восьмидесятых годов приближение подобных явлений чувствовали лишь тонкие натуры, сегодня это понимает едва ли не каждый. Золотой член Мистера Доллара, с помощью которого он хотел овладеть Мисс Канадой-метафора, достойная пера Владимира Сорокина. Кроме как, мягко выражаясь, половым актом, то, что делает Голливуд с канадской кинопромышленностью, и не назовешь. Примеры можно множить. Матрос с «Потемкина» не раз признавался Анне Планете в том, что мечтает погибнуть также как и Вакулинчук (один из действующих лиц фильма Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»). Анна не могла не исполнить заветную мечту своего единомышленника и любовника. Лежа в сотнях килограммах сахарного песка, она закалывает матроса ножом. Сладкая смерть, не правда ли. Абсолютно сумбурный, сюрреалистический фильм, замешанный на сексе, половых органах, революции, безумии и безразличии человечества, больного телешоу, фашизмами, коммунизмами и прочими режимами. Режиссер фантазирует изо всех сил, и в визуальном плане смотрится все достаточно любопытно-мир абсурда под революционные песни подчиняется у него половому влечению, пищеварению и рвотным позывам. Многие сцены просто омерзительны, и любители шоковой терапии и лоботомии будут в восторге. А по мне, так это явный перебор-мысль не оправдывает средств. Картина была запрещена к показу в Великобритании. Интересно, что актриса Анна Прукналь («Дракула-отец и сын», 1976; «Город женщин», 1980) была выгнана из родной Польши после съемок в этом фильме на целых семь лет. Ей даже не дали визу, чтобы повидать умирающую мать. Бюджет фильма составил 700 тысяч канадских долларов.