Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ОБМОРОК»
(Swoon)

США, 1992, 90 мин., «American Playhouse/Intolerance Productions/Killer Films»
Режиссер и сценарист Том Калин, сценарист Хилтон Элс
В ролях Даниэль Шлаше, Крtйг Честер, Рон Воутер, Майкл Кирби, Майкл Штумм, Натали Стэнфорд, Питер Боуэн

Фильм рассказывает о нашумевшем убийстве, совершенном в 1924 году Леопольдом и Лебом…
Бюджет фильма составил 250 тысяч долларов. По сравнению с другими кинолентами, вдохновленными этим происшествием, «Обморок» уделяет гомосексуальности главных героев гораздо больше внимания. Наряду с кинокартинами Тодда Хейнса и Грегга Араки «Обморок» относят к направлению так называемого «нового queer-кино». Российский критик Сергей Кудрявцев определил жанр фильма как «эстетская криминальная ретро-драма». Он отметил «документально-объективистский подход» режиссера и назвал стиль ленты «эстетски-авангардистским». Критик обратил внимание, что по сравнению с фильмом Альфреда Хичкока «Веревка», также содержащим отсылки к истории Леба и Леопольда, в «Обмороке» подробнее раскрыты детали, однако при этом мотивы поступков главных героев остались неясными. Впервые эта история появилась на экране еще в 1938 году. В одной ночной сцене, освещенной автомобильными фарами, «фары» на самом деле представляют собой просто две галогенные рабочие фары, установленные на стойке. Натан Леопольд и Ричард Леб, настоящие убийцы, появляются на архивных кадрах, взятых из фильма. Эти кадры и большая часть других кадров в фильме были предоставлены Чикагским историческим обществом. Фильм был снят в два разных периода времени: сначала в октябре-ноябре 1990 года, а затем в августе 1991 года. Крейгу Честеру пришлось снова отрастить волосы после того, как он их сбрил для тюремных сцен, а затем ему снова обрили голову, когда больше тюремные сцены пришлось снимать. Самыми первыми отснятыми сценами были похищение и звонок из телефонной будки. Мать Даниэля Шлаше в фильме играет Барбара Блейер, которая является его матерью в реальной жизни. Съемки фильма заняли 14 дней.
Натан Фрейденталь Леопольд (1904-1971) и Ричард Альберт Леб (1905-1936)-американские студенты, которые совершили в 1924 году так называемое «преступление столетия»: похитили и убили 14-летнего Бобби Фрэнкса. Натан Леопольд родился в Чикаго и был одним из трех детей еврейских богачей Натана Леопольда-старшего (1860-1929) и Флоренс Формен (1868-1921). Родители поженились в 1892 году. У Леопольда-младшего было два брата: Сэмюэль и Формен. Семья имела немецкие корни-бабушка и дедушка Натана по отцовской линии, Сэмюэл Фройденталь Леопольд и Бабетта Гутман, эмигрировали в США из Германского союза после революции 1848 года. Леопольд был вундеркиндом-первые слова он начал произносить, когда ему было всего 4 месяца, а его IQ в конечном итоге был оценен в 210 (хотя тогдашняя оценочная система IQ сильно отличается от современной). На момент убийства он уже получил степень бакалавра в Чикагском университете с почестями Фи-Бета-Каппы и планировал начать исследования в Гарвардской школе права после семейного отъезда в Европу. Он довольно хорошо говорил на 15 языках и, как орнитолог, даже добился национального признания. В свое время ему и нескольким другим орнитологам удалось обнаружить древесницу Киртланда-птицу, находящуюся на грани исчезновения и на тот момент не наблюдавшуюся в Чикаго уже больше полувека. После ареста Натана его отец и братья съехали из их чикагского дома на Гринвуд-Авеню 4754. В 1927 Леопольд-старший женился на Дэйзи Хэн в Лос-Анджелесе. Он умер спустя два года после неудачной операции по удалению желчных камней.
Ричард Леб также был выходцем из богатой еврейской семьи, проживавшей в Чикаго. Леб был самым молодым в истории выпускником Мичиганского университета. Леопольд и Леб интересовались идеями Ницше и считали себя «сверхлюдьми». В связи с этим у них созрела идея совершить идеальное преступление-такое, чтобы их никто не смог изобличить. Они составили план похищения с целью выкупа родственника Леба-14-летнего Роберта Фрэнкса (он приходился Лебу троюродным братом), который учился в частной школе рядом с домами своих будущих похитителей (вследствие этого, мальчик довольно часто контактировал с Лебом и несколько раз играл в теннис у него дома). В ходе процесса в общественном мнении широко циркулировали спекуляции о сексуальной извращенности Леопольда и Леба-как в смысле склонности к промискуитету (пресса писала о множестве подружек у одного из них, постоянном участии в сомнительных вечеринках), так и в смысле предполагаемых гомосексуальных отношений между ними, которые в этот период еще не могли открыто обсуждаться в печати; непосредственно на судебном процессе, однако, предположения о сексуальной подоплеке преступления и о возможном сексуальном насилии над жертвой были отвергнуты. Были также высказаны мнения, что Роберт Фрэнкс не был изначально выбран парой в качестве жертвы: спустя много лет голливудский продюсер Арман Дойч, который учился в той же школе, что и Фрэнкс, и которому было тогда 11 лет, заявил, что, возможно, он был изначально выбран Леопольдом и Лебом в качестве жертвы, но его в день убийства спасла чистая случайность-прямо на пороге школы его встретил их семейный шофер, которому нужно было отвезти Дойча к зубному. Накануне похищения Леопольд поселился в чикагской гостинице «Моррисон» под вымышленным именем Луи Мейсона, якобы торговца из Иллинойса. Под залог в 50 долларов он взял напрокат автомобиль и в тот же день открыл в банке счет. На него Леопольд и Леб собирались положить полученные в результате выкупа деньги. 21 мая 1924 года в четыре часа дня Леопольд и Леб подъехали на автомобиле к частной школе Бобби Фрэнкса и дождались его появления. Когда мальчик вышел, Леб подозвал его и предложил прокатиться. Подросток согласился и сел в машину, на переднее сиденье. Когда автомобиль выехал за пределы Чикаго и поблизости никого не было, Леб свернул на обочину и ударил подростка по голове заранее припасенной стамеской. Леопольд помог Лебу перетащить тело на заднее сиденье. Леб заткнул рот жертвы куском тряпки и завернул тело в старый халат. Достигнув осушенного некогда болота, преступники решили там и спрятать труп. Тело прятал Леопольд, но от волнения обронил очки и не поднял их. Потом, засунув труп в водосточную трубу, он не увидел в темноте, что одна пятка подростка осталась торчать наружу.
На следующий же день преступники на пишущей машинке Леопольда отпечатали письмо родителям Фрэнкса и потребовали за его освобождение 10 тысяч долларов, хотя их родители владели миллионными состояниями. Отослав письма, они разбили машинку и части ее разбросали в разные водоемы. Одежду убитого они вывезли в соседний штат Индиана и закопали. Вскоре путевые рабочие, обходившие железнодорожные пути возле осушенного болота, заметили в трубе человеческую пятку. Через полчаса прибыли полицейские, которые извлекли труп подростка. Несмотря на то, что Леопольд и Леб облили его лицо соляной кислотой, полиция в тот же день установила личность погибшего. Его родители показали полицейским анонимное письмо с требованием выкупа. На месте обнаружения тела были найдены и новые очки, которых в городе, как выяснилось, было сделано по индивидуальному заказу всего три пары. Две пары были найдены у своих хозяев, а вот третьи, принадлежавшие 19-летнему Натану Леопольду, отсутствовали. Когда его допросили, он сказал, что потерял их за городом. Весть о похищении и убийстве 14-летнего мальчика взбудоражила весь город. Несмотря на то, что в Чикаго нередко происходили криминальные разборки, подобное преступление казалось перешедшим все рамки. Местные гангстеры, включая самого Аль Капоне, предложили полиции помощь в поиске убийцы ребенка. В конце мая полицейские обнаружили возле городского пруда остатки пишущей машинки. Эксперты-криминалисты определили, что это та машинка, на которой были отпечатаны письма похитителей. В дело также вмешались несколько журналистов, подозревавших Леопольда в убийстве. Они взяли несколько его писем в Чикагском университете и, сопоставив их с письмами похитителей, выявили полное совпадение. Первым сознался Натан Леопольд, а за ним и Леб. Городская общественность яростно требовала самого жесткого наказания, ни один юрист не хотел защищать обвиняемых. Наконец за дело взялся адвокат Клэренс Дэрроу, известный противник смертной казни. Суд привлек к себе внимание во всей стране и за рубежом и длился ровно месяц. Вопреки ожиданиям, Дэрроу не стал требовать оправдания своих подзащитных на основании их предполагаемой невменяемости, а с самого начала признал их виновность-благодаря этому ему удалось избежать суда присяжных, при котором, как он полагал, у обвиняемых не было шансов избежать приговора к высшей мере. В своей финальной речи Дэрроу настаивал на том, что человеческий облик подсудимых был кардинально поврежден условиями формирования их личности и усвоенной ими идеологией: «Справедливо ли повесить 19-летнего мальчика за философию, которую ему преподавали в университете?». 21 июля 1924 года оба преступника были приговорены к 99 годам лишения свободы за похищение человека и, сверх того, к пожизненному заключению за спланированное убийство. Родители осужденных тратили значительные денежные суммы на создание для них удобств в заключении. В дальнейшем, однако, новые правила существенно ограничили их возможности в этой области: лимит денежных переводов для заключенных был резко снижен. По утверждению биографов Леопольда и Леба, именно с этим была связана гибель второго из них: он был зарезан сокамерником, нанесшим ему 56 резаных ран бритвой. Тюремное начальство приняло версию убийцы, объяснившего свое поведение сексуальными домогательствами со стороны Леба; по мнению биографов, причиной стало то, что убийца перестал получать от Леба привычные подачки. Натан Леопольд проводил свое заключение без нареканий, отсидел 34 года и был условно-досрочно освобожден 13 марта 1958 года. В США он не остался, а уехал в Пуэрто-Рико. Там он устроился на работу техника в церковной лаборатории, зарабатывая 10 долларов в неделю. В том же 1958 году вышла автобиографическая книга Леопольда «Пожизненно плюс 99 лет». Когда в одном интервью его спросили, думает ли он об убийстве Бобби Фрэнкса, он ответил: «Кроме этого, я не могу думать ни о чем. И эти мысли буквально отравляют мое существование». Леопольд скончался от сердечной недостаточности 29 августа 1971 года. На Берлинском кинофестивале картина получила два специальных приза. На международном кинофестивале «Fantasporto» картина получила приз за лучшую режиссуру. На кинофестивале в Довиле картина претендовала на Гран-при. На международном кинофестивале в Стокгольме картина получила приз ФИПРЕССИ. На кинофестивале «Sundance» картина претендовала на главный приз, а получила награду за лучшую операторскую работу.