Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.
Проработавшего на железнодорожной станции более тридцати лет старика Мохамада
Сардари начальство решает отправить на пенсию. Без каких-либо почестей или даже
элементарного уважения. Просто приехали на машине одним днем, спросили, сколько
он проработал, и поставили перед фактом, бросив стоять на ветру у дороги. А
ведь у Сардари и его жены железная дорога-это и есть вся их жизнь. Более того,
если им покинуть здание станции, то и жить-то получается негде. Совершенно неготовые
к подобному развитию вещей, они продолжают жить своей жизнью. Жизнью, в которой
ничего абсолютно не происходит. Приезжает сын, который собирается поехать в
армию. Какие-то люди хотят посмотреть на ковры. Однако все это лишь витки в
узоре статичной картины, которая день за днем, вечер за вечером, должна бы нестись
ураганным локомотивом по рельсам, но на деле-мирно стоит на запасном пути, покрываясь
ржавчиной…
Шедевр мирового кинематографа, обязательная программа для поклонников иранского
кино. Неожиданно малоизвестный бриллиант, который вроде бы даже на русский язык
не озвучивали. Внимание к нему привлек современный иранский режиссер Джафар
Панахи, который на одном из Берлинале несколько лет назад провел ретроспективу
старых иранских фильмов, и привез запылившиеся копии этого фильма. А ведь за
сорок лет до этого именно на Берлинале показали две ленты Сохрада Шахида Салесса,
тогда еще начинающего автора игрового кино. Он учился на Западе-в Вене и в Париже,
но в 1968 году вернулся на родину, и начал работать на телевидении, где снимал
по заказу министерства культуры документальные работы про сельскую жизнь различных
народностей в отдаленных уголках страны, после чего понял, что готов к большому
кино. То есть, проделал Мохсен Мохмальбаф, но лет на 20 раньше. Впрочем, сравнение
этих режиссеров как минимум будут не уместны. Этот период творчества Салесса
целиком и полностью относится к новой волне иранского кинематографа, когда целая
группа людей снимала дышащие свободой ленты, полные всепоглощающего реализма,
подробно исследующие проблемы низших слоев общества и явно черпающие стилистические
силы из документального кино. Если говорить конкретно о почерке данного режиссера,
то можно увидеть, что он очень тщательно выстраивает кадр при работе в помещении,
а сцены на натуре старается снимать так, чтобы персонажи находились в центре.
Практически все элементы небольшого мира железнодорожной станции сняты кропотливо
и подробно. Как и многие авторы самых разных «новых волн», он сознательно отказывается
от музыки, и звуковой мир картины тут же заполняет пение птиц, звук стучащих
вагонов, шум ветра, листьев, бытовых приборов. Все это позволяет создать какой-то
неуловимо хрупкий остов из поэтически-аллегорических элементов, сквозь который
просматривается тонкая линия социальных проблем. «Серебряный медведь» Берлинского
кинофестиваля 1974 года.