Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ЯЗЫК НЕЖНОСТИ»
(Terms of Endearment)

США, 1983, 130 мин., «Paramount»
Режиссер и сценарист Джеймс Л. Брукс по Ларри Макмертри
В ролях Ширли Маклейн, Дебра Уингер, Джек Николсон, Джефф Дэниэлс, Джон Литгоу, Бетти Кинг, Дэнни Де Вито

Аврора Гринуэй осталась без мужа, маленькая Эмма Гринуэй без отца. Всю себя Аврора посвящает дочери, и взрослеющая, умная, самостоятельная девушка не знает, куда деваться от этой всеобъемлющей опеки и собирается выйти замуж. Мать уверена, что дочь делает трагическую ошибку, что ее избранник, молодой преподаватель Флэп Хортон, бесцветен, ненадежен как муж и бесперспективен как профессионал. Но дочь влюблена и очень хочет детей. Проходит несколько лет. Эмма, с мужем и ребенком, покидает Хьюстон и уезжает в Айову, где Флэпу предложили место. Там у них появляются еще двое детей. Образовавшийся в душе Авроры вакуум заполняют ежедневные звонки дочери в Де-Мойн и появление в ее жизни, а потом и в ее доме, грубоватого, резковатого, принципиально неотесанного, но обаятельного соседа-отставного астронавта Гаррета Бридлава. Дочь с зятем ссорятся и мирятся, заводят и разрывают интрижки на стороне, разъезжаются «к маме» в Техас и съезжаются вновь, подрастающие внуки начинают конфликтовать с родителями и расходиться по разные стороны баррикады в конфликтах родителей друг с другом, бабушка на шестом десятке, похоже, снова нашла личное счастье. Однажды во время банальной прививки от гриппа врач обращает внимание на малозаметное уплотнение под мышкой Эммы Хортон. И только на ее поминках Аврора и Флэп со слезами обнимают друг друга. Они двое и дети-вот и все, что осталось теще и зятю от той единственной, которую они оба, как оказалось, любили больше всего на свете…
Фильм не может считаться последовательной экранизацией романа Ларри Макмертри. В частности, персонаж Джека Николсона был создан автором сценария и режиссером Джеймсом Бруксом специально для фильма. Николсон, не раздумывая, согласился на эту роль, несмотря на то, что играть пришлось персонажа второго плана, наибольшее удовольствие ему доставила работа над комическими эпизодами. Ширли Маклейн согласилась сниматься немедленно по прочтении сценария. На роль Авроры также рассматривались кандидатуры Дженнифер Джонс и Луизы Флетчер. Роман был адаптирован для театральной постановки. Одноименный спектакль с успехом шел в Лондоне. При сравнении фильма и спектакля в критическом отзыве BBC предпочтение отдавалось спектаклю, а фильм был охарактеризован, как «затянутый». 5 премий «Оскар»: лучший фильм, режиссер, женская роль (Ширли Маклейн), мужская роль второго плана (Джек Николсон), сценарий, а также 6 номинаций: лучшая женская роль (Дебра Уингер), мужская роль второго плана (Джон Литгоу), работа художника-постановщика, монтаж, звук, музыка. 4 премии «Золотой глобус»: лучший фильм, женская роль (Ширли Маклейн), мужская роль второго плана (Джек Николсон), сценарий, а также две номинации: лучший режиссер, женская роль (Дебра Уингер). Премия итальянской киноакадемии «Давид ди Донателло» в категории «лучшая зарубежная актриса» (Ширли Маклейн), а также две номинации: лучший зарубежный фильм и зарубежная актриса (Дебра Уингер). Номинация на премию британской киноакадемии BAFTA за лучшую женскую роль (Ширли Маклейн). Номинация на премию Японской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке. При бюджете в 8 миллионов долларов картина в прокате США собрала 110 миллионов.