Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«ТОКИЙСКАЯ ПОВЕСТЬ»
(Tokyo monogatari)

Япония, 1953, 135 мин., ч/б, «Shochiku/Entertain Me Productions»
Режиссер и сценарист Ясудзиро Одзу, сценарист Кого Нода
В ролях Чисю Рю, Чиеко Хигасияма, Со Ямамура, Кунико Мияке, Харуко Сугимура, Нобуо Накамура, Сиро Осака

Пожилая супружеская пара едет из провинции в Токио навестить детей: сына, ставшего доктором, и дочь, открывшую салон красоты. Дети слишком заняты, поэтому отсылают родителей на курорт. После бессонной ночи на шумном курорте родители возвращаются в Токио. Перед тем как уехать, мать проводит ночь со вдовой другого сына, а отец встречается со своими старыми собутыльниками. Выходит так, что только вдова сына оказывает старикам достойный прием с любовью и вниманием, которые им так нужны…
Престарелые супруги Сюкиси и Томи отправляются из южного Ономити в далекий Токио, в гости к своим детям. Те проявляют показную радость, но слишком заняты работой и повседневными делами, чтобы уделить им внимание. Наконец стариков спроваживают в находящийся поблизости морской курорт Атами. Наиболее тепло и радушно к пожилым супругам относятся не трое их детей и даже не внуки, а Норико, вдова их погибшего на войне сына. В фильме разочарование, горечь и утраты показаны как неизбежные спутники старения, однако последние кадры оставляют просветленное чувство: хотя старик Сюкиси сидит в опустевшем доме совсем один, по улице едет автобус, с реки гудит пароход-жизнь идет своим чередом. Сценарий вдохновлен фильмом Лео Маккэри «Уступи место завтрашнему дню» (1937), который был снят по роману Джозефины Лоуренс «Годы так длинны». Одна из театральных адаптаций этого романа известна советскому зрителю по спектаклю Анатолия Эфроса «Дальше-тишина…» (1978, c Фаиной Раневской и Ростиславом Пляттом). В конце ленты хорошо слышно, как в пустом доме тикают часы. Безупречное чувство времени, способность переводить на язык кино ритмы повседневной жизни-«козыри» режиссерской манеры Ясудзиро Одзу. Старость, одиночество и смерть трактуются им в духе восточной философии-как проявления естественного круговорота жизни. Неслучайно в конце фильма, как и в его первых кадрах, в сторону Токио спешит поезд. Как и у Миядзаки, в фильмах Одзу нет героев и злодеев. Все действующие лица принадлежат к одной семье, где у каждого есть свои причины действовать так, а не иначе. Бесчувственность детей в отношении родителей вызвана не злобой или неблагодарностью, а необходимостью заботиться о собственных детях. Зрителю представлены мотивы поведения не только старшего, но и младшего поколения. Не впадая в мелодраматизм и избегая трагедийного пафоса, Одзу спокойно и трезво констатирует, что мир постоянно меняется, причем далеко не всегда в лучшую сторону. Борьба за существование в многомиллионном Токио плохо совместима с душевной восприимчивостью и почтительностью к старшим, хотя обрядовая сторона вековой японской жизни еще дает о себе знать. Единственное драматическое событие фильма-смерть матери-незаметным образом вырастает из потока повседневной жизни и воспринимается как его органичная часть, естественное звено в цепочке причин и следствий. Герои Одзу не делают ничего значительного, но неприметно для самих себя они ежеминутно принимают решения, которые предопределяют содержание их жизни. Как и другие послевоенные ленты Одзу, «Токийская повесть» утверждает высшую ценность повседневной жизни в лоне семьи, в душевной гармонии с близкими людьми. По результатам глобального опроса кинокритиков, проведенного британским изданием Sight/Sound в 1992 году, «Токийская повесть» вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа. С тех пор картина Одзу регулярно фигурирует в подобных списках (по версиям А. Каурисмяки, Дж. Джармуша, Р. Эберта-в первой десятке). По результатам опроса 2012 года «Токийская повесть» подтвердила свое место в тройке лидеров, причем в ходе опроса 358 кинорежиссеров за произведение Одзу было подано больше голосов, чем за любой другой фильм. Был снят ремейк «токийская семья» (2013).