Если вы считаете сайт интересным, можете отблагодарить автора за его создание и поддержку на протяжении 8 лет.

 


«29 ПАЛЬМ»
(Twentynine Palms)

Франция-Германия-США, 2003, 120 мин., «3B Productions/The 7th Floor/Thoke Moebius Film Company»
Режиссер и сценарист Бруно Дюмон
В ролях Екатерина Голубева, Дэвид Виссак

Дэвид и Катя путешествуют на автомобиле по американской пустыне (национальный парк Джошуа-Три в юго-восточной части Калифорнии). Периодически странное, переходящее в истерику, поведение Кати приводит к ссорам, которые пара гасит страстным сексом в придорожных мотелях. Нарастающее взаимное отчуждение отчасти связано с тем, что американец Дэвид и русская Катя вынуждены общаться между собой на смеси английского и французского языков, плохо понимая друг друга в буквальном смысле. Путешествие внезапно обрывается, когда их машину таранит большой белый пикап. Трое мужчин нападают на Дэвида и Катю. Двое из них избивают Дэвида и заставляют Катю смотреть, как третий насилует его. Катя и серьезно раненый Дэвид возвращаются в мотель. Дэвид отказывается вызвать полицию. Через некоторое время в порыве безумия он набрасывается на Катю с ножом и убивает ее. В финальной сцене тело Дэвида посреди пустыни обнаруживает полицейский. Дэвид вынужден постоянно подтверждать свою мужественность, режиссер недвусмысленно показывает комплекс маскулинности Дэвида на протяжении всего фильма. Дэвид постоянно переживает за свой автомобиль, большой красный внедорожник «Хаммер»: с неохотой пускает Катю за руль и оказывается сильно расстроен, когда она в результате неаккуратного вождения царапает дверь ветками придорожных кустов и смеется над ним. Поведение Дэвида во время секса с Катей выдает его постоянное желание доминировать. Когда однажды Катя обращает внимание на бритоголовых морских пехотинцев, отмечая, что находит их «по-настоящему красивыми и мужественными», то Дэвид тут же спрашивает, хочет ли она, чтобы он тоже побрил голову. В сцене со сбитой собакой Дэвид ведет себя подчеркнуто цинично, чтобы выглядеть мужественным.
Сцена с изнасилованием содержит ту же метафору с «Хаммером»-большой комфортабельный красный внедорожник Дэвида выглядит уязвимым в сравнении с протаранившим его огромным белым пикапом, как и он сам перед одетым в белую футболку насильником. В финальной сцене обезумевший Дэвид пытается вернуть свою мужественность, побрив голову, и устраняет свидетельницу своего позора-Катю…
Кинокритик Катя Никодемус предлагает одну из трактовок сюжета «29 пальм»-«изгнание Адама и Евы из Рая». Сухая и безжизненная пустыня является слишком жестокой версией Рая, поэтому изгнание тоже было жестоким. Дмитрий Десятерик в статье для журнала «Искусство кино» пишет, что пустыня, как и остальное пространство в фильме является метафорой скрытой угрозы-белый джип с бандитами появляется из этого пространства подобно хищникам в саванне. Секс в пустыне-очевидная аллюзия на фильм Микеланджело Антониони «Забриски-пойнт». Сцена, в который Дэвид перемещается по камням на корточках и сцена убийства, в которой показан опускающийся нож, отсылают к первой части «Космической одиссеи 2001»-поза австралопитеков и сцена с костью. Мнения кинокритиков разделились. Реакция на фильм была как резко отрицательной, так и сдержанно положительной. Станислав Зельвенский, обозреватель журнала «Афиша»: «29 Пальм» не затягивают, а потому и о катарсисе речи нет. По правде сказать, это самое претенциозное, наглое и, чего уж там скрывать, скучное кино на моей памяти». «Одним словом, «29 пальм»-кино очень красивое, достаточно скучное и невыносимо манерное. Дюмон словно каждым кадром приглашает зрителей подивиться тем, насколько он странный и непредсказуемый режиссер». Стивен Холден обращает внимание на то, что сюжет фильма, обращение Брюно Дюмона к теме безумия, вызванного мощными инстинктами и эмоциональной нестабильностью, стоит рассматривать в контексте других работ режиссера-фильмов «Жизнь Иисуса» и «Человечность». В своей рецензии для «The New York Times» Холден пишет о режиссере: «Бывший профессор философии, он является серьезным и, по всей видимости, лишенным чувства юмора гоббсовским эстетом, использующим кино как средство доставки своего послания о способности человека к проявлению жестокости и насилия».